город Саратов, улица Соборная, д.22

- это историческое здание, известное под названием «Усадьба», построенное в стиле - Модерн в нач. ХХ в. году, архитектор(ы) - Федор Осипович Шехтель. Сегодня это - кирпичный дом, памятник архитектуры, используется как административное здание.

Список зданий по ул Соборная : 1, 10, 10а, 12, 13/15, 14, 15, ۩ 16, ۩ 18, ۩ 18/5, 21, ۩ 22, ۩ 23, 3, 31Г, 32, ۩ 33, 33з, 34, 35, 38, 39, 39а, 39аа1б, 39е, 4/8, ۩ 40, ۩ 42, ۩ 42/53, 42в, 44, 45, 45а, 46, 46В, 48, 48а, 49, 5/7, 53, 53а, 53а1а2, 53б, 55, 58, 60, 68А/145, 7, 8, 9,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Соборная, 22

«Усадьба»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - административное здание,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - кирпичный ,
  • Количество подъездов - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - нач. ХХ в. ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Федор Осипович Шехтель



Памятник градостроительства и архитектуры.
Усадьба.
Дата создания: нач. ХХ в.
Полный адрес: Саратовская область, г. Саратов, ул. Соборная, 22.
Номер в реестре: 641420058180006.
Описание предмета охраны:Местоположение объекта, габариты здания, характер обработки стен (фактурная штукатурка, кирпичная кладка, лицевой глазурованный кирпич, формованный бетон), архитектурное решение и декор всех фасадов: входной портал, козырек над входом, эркер, ротонда, балкон, чугунные кронштейны, изразцы, мозаичное панно, лепнина – розетки, виноградные листья, львиные головы, форма и расстекловка окон, замковый камень; водосточные трубы с водоприемными воронками и оголовками в виде львиных морд; стационарная ограда с калиткой и воротами, фонтан; исторические элементы интерьера – деревянные настенные панели, деревянные кессонированные потолки, лепнина, вентиляционные решетки, лестница с балюстрадой, резные двери, изразцы, камин, паркет.



Особняк К. Рейнеке - квинтэссенция так называемого чистого модерна (хотя и выстроен после 1910 года). Не удалось пока разыскать проектные чертежи, и есть разные мнения о его авторстве. Поддержим тех, кто считает автором проекта выдающегося русского зодчего Федора Осиповича Шехтеля. Вершинные достижения архитектора, который, кстати, детские и юношеские годы провел в Саратове, - особняк С. Рябушинского в Москве (ныне Музей-квартира А.М. Горького), Художественный театр, Ярославский вокзал, павильон в Глазго.

Индивидуальный почерк Шехтеля легко узнается на всех уровнях - от эквилиберной асимметрии пространственного построения до артистичной проработки цветофактурных отношений на фасадах и рисунка ограды.

У особняка К. Рейнеке нет одного главного фасада. Можно долго ходить вокруг него, открывая все новые повороты, углы зрения, эффектные сочетания объемов. Даже тот фасад, что обращен на улицу - броский, асимметричный, кипящий страстями, то столкновением, то едва уловимым переходом плоскостей, цвета и форм, - не принадлежит ей целиком, не воспринимается в лоб, фронтально. Он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды - динамичную, живо бегущую слева направо и зовущую за собой взгляд и шаг пешехода.

Особняк эмоционален и динамичен во всех деталях: ворота, калитка, вход и над ним - триптих окон, влажная умбра и кобальт которых каплями пролились на изразцы и омыли таинственных дев, сделав радужным их языческий танец-полет. Судя по всему, керамическое убранство здания было выполнено в лучшей в то время мастерской П.К. Ваулина, знакомого Шехтелю еще по Абрамцевской мастерской. Немногие саратовцы знают, что две девушки в голубых развевающихся одеяниях, украшающие большое панно особняка Рейнеке, - это майоликовое воспроизведение довольно известной тогда картины Ф. Штука Танцовщицы (1898).

Рядом - растущий прямо из земли стройный эркер. Он перечеркнут телом балкона, но вертикальный импульс не утрачен - оживает в пилонах, упругим полукружием выгибает обрамление узких окон и, наконец, выталкивает вверх эту часть стены. Перламутровые металлические надоконные вставки, неназойливый лепной орнамент, кронштейны карниза придают ему торжественный вид, черты благородства и изысканности. Рядом сильный ризалит бросается было вперед, но, словно передумав, плавно перетекает на боковую стену, чтобы завершиться садовой ордерной ротондой. Здесь почти нет деталей, архитектура почтительно уступает главенство саду, сливается с ним.

Что же там, за фасадными стенами? Слева направо: входная часть, библиотека-холл, кабинет - каминный зал - музыкальный салон, гостиные. Редкостное удовольствие - прочитать на фасаде логический замысел зодчего. Концепция модерна - свобода и целесообразность - выражена предельно четко, почти декларативно. Все помещения группируются, как бы вращаются вoкруг холла. При этом парадные, деловые вынесены вперед, глядят на улицу, а жилые, интимные спрятаны в тишину сада, окнами на восток. Почти на нет сведено число проходных комнат, бесполезных пространств, коридоров.

Самоценны декорации этого действа. Лицевой кирпич, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица - из всего этого мастер, играя цветом, светом, фактурой, вылепил вдохновенный, свежий образ, где каждая деталь не только совершенна по форме и исполнению, но и незаменима по смыслу, удобству и пользе, где все удивительно гармонично.

Хозяин особняка К.К. Рейнеке был человеком малопримечательным, хотя и богатым. Иное дело - его родной брат, саратовец Арнольд Кондратьевич Рейнеке, оставивший след в театральной жизни России предреволюционной поры. К работе в своем драматическом театре, открытом в 1908 году в Петербурге, он сумел привлечь художника Н.К. Рериха и режиссеров Е.П. Карпова, К.Н. Незлобина, А.Я. Таирова. Не исключено, что именно благодаря заботам А.К. Рейнеке в Саратове был построен замечательный особняк, линии и объемы которого, цветовые сочетания подчинены единой мысли - о вечной красоте, о единстве Земли и космоса.

Доп. описание улицы Соборной

Начинается от улицы Чернышевского и заканчивается в горной части, в районе Садовых улиц.

В начале XIX века улица, начинаясь от Волги, доходила только до площади Присутственных мест. Здесь находились дома приказчиков магазинов по продаже ткани сарпинки, которую привозили из города Сарепты. Такие магазины тогда назывались сарептскими. Вот почему улицу стали называть Сарептской.

Однако первое официальное назван ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Соборная 21,  ул. Некрасова Н.А. 26а,  ул. Некрасова Н.А. 26б,  ул. Григорьева 50а,  ул. Вольская 42/37Б В,  ул. Волжская 23А,  ул. Волжская 34Б,  ул. Григорьева 53,  ул. Некрасова Н.А. 21,  ул. Некрасова Н.А. 24,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Саратов, ул. Соборная, 22

Картинка скодом