город Москва, переулок Пречистенский, д.8, стр. 1 (район Хамовники, Центральный АО)

- это историческое здание, известное под названием «Особняк К. А. Гутхейля», построенное в стиле - Модерн в 1903 году, архитектор(ы) - В.Ф. Валькот. Сегодня это - двухэтажный кирпичный дом, памятник архитектуры, используется как культурного назначения.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пер. Пречистенский, 8, стр. 1

«Особняк К. А. Гутхейля»

  • Почтовый индекс - 119034 .
  • Тип здания - культурного назначения,
  • Этажность - 2 ,
  • Материал несущих стен - кирпичный ,
  • Количество подъездов - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1903 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - В.Ф. Валькот

Особняк К.А. Гутхейля имеет необычную для модерна симметричную композицию главного фасада, необычна она и для творчества Валькота, из чего можно сделать предположение, что, возможно, данная идея продиктована владельцем – Карлом Александровичем Гутхейлем, приобретшим особняк на этапе строительства.

Карл Александрович являлся наследником дела своего отца – Александра Богдановича, – немца по национальности, приехавшего в 1853 году в Россию из Франкфурта-на-Майне и основавшего в Москве музыкально-издательскую фирму и нотный магазин. После смерти отца Карл Александрович возглавил компанию, он весьма успешно вел дела и значительно расширил фирму, под его руководством «Издательство А. Гутхейль» стало одним из крупнейших в дореволюционной России, оно специализировалось на выпуске оперных клавиров не только западноевропейских композиторов, но и русских, в числе последних были произведения М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.С. Даргомыжского и др. Вероятно, чтобы с успехом управлять столь специфичным предприятием, помимо предпринимательских способностей, нужно обладать еще и безупречным вкусом и особой прозорливостью. И, кажется, стоящий перед нами изящный и элегантный особняк является безусловным свидетельством совершенного чувства стиля и художественного восприятия своего обладателя. В этом доме нет помпезности или яркости, присущей многим постройкам в стиле модерн того периода, но при этом он притягивает к себе невольные восхищенные взгляды прохожих. Всё в нём гармонично, созвучно, мелодично. Поистине, этот особняк предназначен для того, чтобы в нём жила музыка. Он – симфония эстетики и красоты.

Несмотря на то, что дом в плане довольно большой, его центральный фасад, парадно развернутый вдоль улицы, компактен и даже скромен по своим формам, что сообщает зданию некую камерность. Центральный портал повышен и выдвинут вперед относительно боковых объемов. Разновысотность частей дома позволила создать в помещении вестибюля и столовой, расположенных по центральной оси здания, дополнительный верхний свет. Справа от вестибюля располагался кабинет хозяина, слева – зал, гостиная и будуар хозяйки из нескольких небольших комнат, за кабинетом владельца находился ряд спален, в правом, выступающем на задний двор крыле – комнаты для прислуги и хозяйственные помещения.

Простые, геометричные формы и гладкие поверхности фасада особняка искусно разбавлены и смягчены изысканным декором. Стены облицованы сверкающей светлой розовато-сиреневой керамической плиткой – «кабанчиком», на этом фоне выделяются слабо подкрашенные охрой лепные панно с рокайльными орнаментами (т.е. характерными для стиля рококо) – причудливыми завитками и пухленькими младенцами-путти. Округлость очертаний рельефов гармонирует с изгибами оконных и дверных проёмов, имеющих арочные завершения. На крыше центрального объема возвышаются роскошные вазоны, а вход в особняк украшен великолепным стеклянным скруглённым навесным козырьком. Орнаментика, свойственная рококо, и стеклянный козырёк над входом явно заимствованы из стилистики французского Ар Нуво.

Не обошлось в оформлении особняка и без излюбленных Валькотом сказочных дев, лица которых в обрамлении густых распущенных локонов красуются на фасаде. В ходе недавнего ремонта была восстановлена и кованая ограда с характерными валькотовскими крупными, волнообразными бегущими завитками (до этого её долгое время заменяла более простая, в стиле неоклассики).

В 1915 году, после вступления России в кровопролитные стычки с Германией, банды черносотенцев начали в Москве разгром контор и магазинов немецких фирм. В ходе этих действий был разгромлен и магазин К.А. Гутхейля на Кузнецком мосту. Карл Александрович в связи с начавшимися гонениями на немцев был вынужден принять решение о продаже фирмы и магазина и своем отъезде с семьей в Европу. «Издательство А. Гутхейля» перешло в собственность выкупивших его супругов Кусевицких, Сергея Александровича и Натальи Константиновны, владельцев «Российского музыкального издательства».

После 1917 года в бывшем особняке нотоиздателя К.А. Гутхейля располагались дошкольный детский дом и Центральный дом детского коммунистического движения. Сегодня в этом доме расположено посольство Королевства Марокко.

Доп. описание переулка Пречистенского

Пречистенский переулок (в 1937—1991 годах — переулок Н. А. Островского) — улица в центре Москвы в Хамовниках между Пречистенкой и Большим Власьевским переулком. В переулке располагаются посольства Австрии, Дании и Марокко.

Изначально переулок назывался Мёртвый. Существуют разные версии происхождения этого названия. Так, полагали, что оно дано по фамилии домовладелицы начала XVIII века Ф. Б. Мертваго. По другой версии имя переулка напоминало о сме ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пер. Барыковский 10,  пер. Власьевский М. 3,  пер. Гагаринский 16,  ул. Рылеева (Гагаринский пер.) 16,  пер. Пречистенский 14, стр. 2,  пер. Пречистенский 16,  пер. Староконюшенный 5/14,  пер. Чистый 3,  пер. Чистый 5А,  пер. Барыковский 10, стр. 2,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Москва, пер. Пречистенский, 8, стр. 1

Картинка скодом