Список зданий по пер Глазовский : 10 стр.2, 10, стр. 1, 2/1, 2А, 3/14, ۩ 4, стр. 8, ۩ 4, стр. 9, ۩ 5, 5 стр.2, 7, ۩ 8, ۩ 8, стр. 1,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - пер. Глазовский, 8, стр. 1
«Особняк О. Листа (Н. К. Кусевицкой)»
- Почтовый индекс - 119002 .
- Тип здания - культурного назначения,
- Этажность - 3 ,
- Материал несущих стен - кирпичный ,
- Количество подъездов - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Архитектурный силь - Модерн,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1898—99 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Л.Н.Кекушев
Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.
Небольшой, отделанный желтоватым тарусским мрамором и плиткой, особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Панно было создано еще одним выдающимся мастером модерна – архитектором Вильямом Валькотом, о чем свидетельствует его авторская подпись в нижнем углу – латинские буквы W.W.
Кекушев первоначально строил особняк для себя, однако вскоре продал его фабриканту Отто Листу. После Листа владелицей особняка стала Наталья Кусевицкая, художница, жена Сергея Кусевицкого – известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра. В 1909 году он создал свой собственный оркестр, после революции руководил симфоническим оркестром в Петрограде, потом эмигрировал в Париж, продолжал свою музыкальную и педагогическую деятельность в Европе и США. Кусевицкий был основателем «Российского музыкального издательства», в совет которого входили композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер и другие. Издательство, призванное пропагандировать творчество молодых композиторов, публиковало партитуры произведений И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Собрания совета издательства как правило проходили в особняке Кусевицких. В 1909 году в доме после своего возвращения из-за границы жил Александр Николаевич Скрябин, здесь, в гостях у Кусевицких, с ним встречался молодой Борис Пастернак. В начале марта 1909 года Пастернак приехал, чтобы показать композитору свои музыкальные произведения: «…В назначенный день, направляясь в Глазовский, где временно проживал Скрябин, я не столько вез ему свои сочинения, сколько давно превзошедшую всякое выраженье любовь и свои извинения в воображаемой неловкости, невольным поводом к которой себя сознавал. Переполненный номер четвертый тискал и подкидывал эти чувства, неумолимо неся их к страшно близившейся цели по бурому Арбату, который волокли к Смоленскому, по колено в воде, мохнатые и потные вороны, лошади и пешеходы».
Результатом посещения Скрябина стал отказ Б. Пастернака от карьеры композитора: мучившийся отсутствием у себя абсолютного музыкального слуха, Пастернак, как ему показалось, не только получил доказательство отсутствия его и у Скрябина, но заметил стыдливое смущение композитора при обсуждении этого вопроса. Как объяснял решение своего отца сын Пастернака, Евгений Борисович: «Для романтически настроенного юноши вопрос “все или ничего” был решен однозначно, ничего промежуточного, приспосабливающегося к условиям он не допускал». У этого посещения был, однако, и вполне положительный результат: по совету Скрябина Б.Пастернак незамедлительно перевелся с юридического факультета Московского университета, на котором успел отучиться неполный курс, на философское отделение историко-филологического, более соответствовавшее его интересам, чем юриспруденция.
В 1913 году в Россию с концертами приезжал знаменитый композитор и дирижер Клод Дебюсси, и по приглашению Сергея Кусевицкого, выступившего организатором его концертов, гостил в его особняке в Глазовском переулке.
После революции особняк был национализирован и передан под размещение дипломатических миссий. На протяжении многих лет здесь располагалось посольство Аргентины.
Сейчас особняк Листа-Кусевицких отдан под представительство Калужской области.
В архитектурном решении угадывались мотивы бельгийского Ар Нуво и, особенно, его знаменитого вдохновителя Виктора Орта. Также как у него, в работах Кекушева архитектурные элементы удачно сочетались с явными изобразительными приметами модерна.
Зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского «мрамора» с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно.
Не скованный ничьей посторонней волей, Кекушев смог воплотить в этой работе свои устремления, свое видение нового архитектурного стиля и эта постройка во многом стала для него программной, изобретённые здесь приёмы применялись им впоследствии в других постройках. Исключение составляет мозаичное панно над входной дверью — подобный элемент не встречается в других работах Кекушева. Автором панно, скорее всего, является архитектор Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма «WW» — так он обычно подписывал свои графические работы).
Особняк построен в 1899 году (это первая постройка в Москве в стиле модерн) Л. Н. Кекушевым для себя, но уже в 1900 году архитектор его продал фабриканту Отто Листу, затем Н. К. Кусевицкой, жене известного дирижёра. В 1909 году в доме жил друг С. А. Кусевицкого композитор А. Н. Скрябин, с которым встречался тогда 19-летний Борис Пастернак.
Здесь постоянно бывали композиторы С. В. Рахманинов и Н. К. Метнер, в 1913 году останавливался Клод Дебюсси.
Здание в целом хорошо сохранилось, но вместо красивой ажурной решетки на въезде глухие створки въездных ворот, сработанные каким-то топорных дел мастером, и к ним прикособочен жестяной забор-времянка. Размещается в особняке представительство Калужской области. До них здесь было посольство Аргентины.
Памятник градостроительства и архитектуры.
Особняк Листа.
Дата создания: 1898-1899 гг.
Полный адрес: г. Москва, Глазовский пер., д. 8, стр. 1.
Номер в реестре: 771510309490006.
Описание предмета охраны:-градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Г лазовского переулка; -объемная структура здания на 1899 г.; -композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов, включая лепные и штукатурные элементы: тяги, карнизы, обрамления оконных и дверных проемов, облицовочный кирпич стен, мозаичное панно над главным входом, металлические кронштейны под карнизом, решетки подвальных окон, элементы и материал оформления лоджии: колонна, ограждения с балясником; -материал и характер кровельного покрытия; -первоначальное колористическое решение фасадов (оттенки колористического решения уточняются в процессе реставрации); -объемно-планировочная структура интерьеров здания, включая капитальные стены и перегородки, своды в подвале и на первом этаже; -архитектурно-художественная отделка интерьеров, в том числе пол из метлахской плитки, паркетные полы, резные деревянные и филенчатые двери с развитыми наличниками, деревянные стеновые панели, деревянные потолки первого этажа, тянутые лепные карнизы и плафоны второго этажа, встроенная мебель (буфет и шкаф); -материал и конструкции перекрытий; -местоположение, конструкция и декоративное оформление парадной деревянной лестницы с деревянным ограждением и поручнем; -местоположение и конструкция металлической винтовой лестницы; -первоначальные столярные оконные и дверные заполнения со скобяным прибором.
История переулка Глазовского
Глазовский переулок (в 1960—1994 — улица Луначарского) — улица в центре Москвы. Расположена в районах Хамовники и Арбат между Плотниковым переулком и Смоленским бульваром. Здесь расположена миссия Организации Объединённых Наций в Москве (дом 4).
Назван в XIX веке по фамилии домовладельца генерал-майора П. М. Глазова. В 1960—1994 годах — улица Луначарского в память об Анатолии Васильевиче Луначарском (1875—1933) ... читать далее >>>> :