Выбрать регион:  

Список домов - памятников архитектуры и культуры:

Москва, наб, Болотная, 15 к.1. Паспорт здания

     • Главная        • Типовые серии        • Застройщики        • УК и ТСЖ        • Жилые комплексы

    ► ВСЕ РЕГИОНЫ      ► Москва регион       ► город Москва

город Москва, набережная Болотная, д.15 корпус 1 (район Якиманка, Центральный АО)

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ (УК) 0 0 0
Инфраструктура 0 0
Дом (комфорт) 0 0
ЖК 23 0
Застройщик 0 0

Оцените и Вы этот дом

.-3 ....-2.....-1 ...+1....+2... + 3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания

«Реконструируемое главное здание ГЭС-2»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Промышленное здание,
  • Этажность - 4,
  • Материал несущих стен - кирпичный,
  • Количество подъездов - 0,
  • Квартир - н/д,
  • Комфорт - Не выбран,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1924,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - 2766,
Серия (типовой проект) здания -  не определена.
Типовой проект серия -   не определена.

Дополнительное описание:

город Москва, набережная Болотная, д.15 корпус 1 (район Якиманка, Центральный АО).
Четырехэтажный, кирпичный, дом, построен в 1924 году, в стиле - Модерн.

Двух-пятиэтажное кирпичное здание. Состоит из двух объёмов — котельного и машинного отделения. Под всем зданием находится подвальный этаж, а ниже его расположена подземная галерея, предназначенная для прохождения инженерных коммуникаций. К торцам машинного отделения пристроены два симметричных ризалита. В юго-западном ризалите размещалась подстанция, а в северо-восточном — трёхэтажный корпус служебных помещений.

Фасады здания обладают выраженными стилевыми характеристиками и решены в формах «модерна» с элементами декора в древнерусском стиле. Главный вход в служебное отделение со стороны бывшей Всехсвятской ул. (ул. Серафимовича) увенчан высокой часовой башней, напоминающей Спасскую башню Кремля.

С появлением электричества на смену медлительным конкам пришёл «электрический» транспорт. Первый московский трамвай был пущен в марте 1899 г. от Бутырской заставы до Петровского парка. Специально для энергоснабжения трамвайных линий была введена электростанция «Трамвайная».

Технический проект главного здания электрической станции был разработан Управляющим Московскими железными дорогами инженером М. К. Поливановым. Архитектурная часть проекта была создана архитектором Московских городских железных дорог В. Н. Башкировым.

Строительство первой очереди здания началось в 1904 г. Первая очередь, представлявшая собой северо-восточную половину существующего здания, была освящена 7 февраля 1907 г. Пуск первой очереди станции произошёл в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н. И. Гучкова.

Весной 1908 г. началось возведение второй очереди станции. В состав работ включалось, в том числе, устройство подземной галереи, расположенной со стороны Водоотводного канала. Окончательно вторая очередь вступила в строй осенью 1910 г.

В котельной ЦЭС заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале — два паровых турбогенератора «Броун-Бовери». Архитектуру станции попытались композиционно увязать с Кремлём. Венчали её четыре высокие (64 м каждая) кирпичные трубы.

Пока станцию строили, ток для трамваев производила построенная здесь же неподалёку временная станция, впоследствии разобранная.

В 1909 г. было построено двухэтажное здание склада материалов и амбулатории. Над подземной галереей была устроена асфальтовая мостовая. В 1910 г. для защиты владения станции от разливов воды в весеннее время был устроен новый железобетонный забор с подпорной стеной. При этом старый кирпичный забор был разобран.

В 1910–1911 гг. на территории были выстроены здания механической мастерской с лабораторией.

Изменившаяся в годы первой мировой войны топливная конъюнктура заставила станцию частично перейти на уголь. Для этого были переделаны топки котлов. Для угля был выстроен небольшой бункер во дворе, который встал у западного угла основного корпуса электростанции. Для подачи угля было закуплено и частично установлено конвейерное устройство.

После революции к станции были подведены трамвайные пути, по которым на станцию трамваями подвозили уголь. 5 января 1922 г. постановлением Президиума ВСНХ создано Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС), в которое вошла и трамвайная станция, вскоре получившая название МГЭС-2.

В 1931 г., к юго-западу от основного здания станции, на присоединённой территории, был построен новый комплекс распределительного устройства. Непосредственно к зданию был пристроен трёхэтажный корпус щита управления. Далее было выстроено протяжённое здание распределительного устройства (снесено в 2016 г.). Новое здание соединялось переходом с блоком щита управления. При строительстве новых корпусов, в частности распределительного устройства, были сдвинуты красные линии Болотной наб.

В 1935 г. станция была частично переключена на подачу тока для выстроенного метрополитена.

В 1936 г. в связи с вводом в строй канала Москва-Волга и повышением уровня грунтовых вод производились работы по улучшению гидроизоляции подвалов здания и подземной водотрубной галереи, а также произведено утяжеление нефтяных резервуаров.

После начала Великой Отечественной войны были разобраны каменные трубы электростанции, так как боялись, что они могут стать ориентиром для немецкой авиации во время бомбёжек.

В 1938 г. начался постепенный перевод всех котлов на мазутное топливо, для этого с ТЭЦ № 1 был проведён трубопровод.

Предположительно в период между 1960–1980-ми гг. было демонтировано историческое ограждение галерей и лестниц машинного и котельного отделений. Историческое ограждение лестниц сохранилось только в административном корпусе.

1 июня 1956 г. произошло объединение МГЭС-2 и МГЭС-1 в одно предприятие: ГЭС-1 им. П. Г. Смидовича. ГЭС-2 обеспечивала теплом центральные районы столицы и покрывала частичный дефицит мощности в электрических сетях этих районов. Топливом для электростанции служил природный газ.

В 1980-е гг. на месте бункера к северному углу дворового фасада основного здания станции была сделана двухэтажная производственная пристройка, в процессе строительства которой была разобрана и утрачена первоначальная кладка внешней стены главного здания.

Последней из крупных построек на территории домовладения, стало сооружение в 1994 г. проходной на месте фрагмента ограды со стороны Болотной наб. (строение 8).

В 2015 г. станция была полностью выведена из эксплуатации.

В настоящее время в связи с реорганизацией территории (проект «Золотой остров») ГЭС-2 планируется сохранить и разместить в её залах музей современного искусства, общедоступную библиотеку, книжный магазин, кафе, выставочные залы и аудитории на 350 мест для проведения разных мероприятий.

Сама же реконструкция ГЭС-2 вылилась в почти полный снос оригинального здания, с возведением на цокольной его части новодельных строений. Местами во внешних монолитных, из железобетона, стенах — всё же сохранены фрагменты аутентичных кирпичных стен прежнего здания (фрагменты встроены в них), но выглядит все это, скорее, как дизайнерский приём, а не как полноценная реконструкция.

Объект культурного наследия регионального значения.


Памятник градостроительства и архитектуры (Регионального значения).
Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904-1908 гг., архитектор В.Н.Башкиров
Дата создания: 1904-1908 гг.
Полный адрес: г. Москва, Болотная наб., д.15, корп.1.
Номер в реестре: 771420319610005.
Описание предмета охраны: Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы № 633 от 14.06.2012.

История набережной Болотной

Болотная набережная (до 1922 включала б. Кокоревский бульвар) — набережная по левому (северному) берегу Водоотводного канала в районе Якиманка города Москвы. Начинается от западной стрелки острова между Водоотводным каналом и рекой Москвой, оканчивается у Малого Москворецкого моста. На набережную выходят улица Серафимовича, Болотная площадь, Фалеевский переулок. Нумерация домов запутана: от стрелки острова до Малого каменного моста идут нечётные номера 1 — 15, от Малого Москворецкого моста до Фалеевско ... читать далее >>>> :   

Соседние дома : наб. Болотная 15, стр. 3,  наб. Болотная 15, к. 1,  наб. Болотная 14, стр. 14,  наб. Берсеневская 18-20-22, стр. 2,  ул. Полянка Б. 2/10 стр.7,  ул. Якиманка Б. 1,  наб. Болотная 15 стр.7,  наб. Болотная 15 стр.10,  наб. Болотная 15 стр.11,  наб. Болотная 15 к.4,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Москва, наб. Болотная, 15 корпус 1

Добавить комментарий


Представьтесь, если хотите -
Картинка скодом Ведите код с картинки

Популярное на сайте Правдом.

eXTReMe Tracker     Сведения, публикуемые на сайте, могут быть без ограничений использованы как справочные. Правовой статус размещаемых на сайте prawdom.ru материалов.