город Санкт-Петербург, проспект Владимирский, д.20

- это историческое здание, известное под названием «Владимирской иконы Божией Матери собор с колокольней», построенное в стиле - Барокко в 1761-1769, 1783 году, архитектор(ы) - Кваренги Д.. Сегодня это - шестиэтажный дом, памятник архитектуры, используется как культовое (религиозное).

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Владимирский, 20

«Владимирской иконы Божией Матери собор с колокольней»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культовое (религиозное),
  • Этажность - 6 ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Барокко ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1761-1769, 1783 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Кваренги Д.

Дополнительные сведения: Проект - Православные храмы.

Владимирской иконы Божией Матери собор с колокольней

Владимирский пр., 20 Архитекторы: Кваренги Д. Год постройки: 1761-1769, 1783 Стиль: Барокко Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней Барокко

1761-1769 - автор не установлен

1783 - арх. Кваренги Джакомо - колокольня

1831 - арх. Мельников Авраам Иванович - притвор

1848 - арх. Руска Федор Иванович - надстройка колокольни

Строительство Владимирской церкви проходило с 1761 по 1769 гг. Автор проекта неизвестен.

В 1783 г. по проекту арх. Д. Кваренги недалеко от церкви была сооружена трехъярусная колокольня.

В 1831 г. арх. А. И. Мельников пристроил к церкви двухэтажный каменный притвор.

В 1848 г. арх. Ф. И. Руска возвел четвертый ярус над колокольней.

В то же время проводилась перепланировка прилегающих кварталов, где отводились участки низшим служащим придворного ведомства - лакеям, поварам, каретникам, конюхам, портным..

Внутреннее оформление здания дошло до нашего времени.

В верхней церкви находится резной иконостас - памятник русского декоративного искусства середины 18 века.

В 1864 г. разбит сквер.

(по материалам [93])

[*] - Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., Стройиздат, 1972 г.

Владимирская церковь была одной из богатейших церквей столицы. Предметы из церкви экспонировались на художественных выставках начала ХХ в. В 1932-1988 гг. здание использовалось не по назначению. Только в 1960 г. было принято под государственную охрану как памятник архитектуры. И лишь в 1989 г. возвращено верующим.

Местность, где расположена церковь, называлась Придворными слободами. Территория с правой стороны Невского пр. долго оставалась незастроенной. Лишь вдоль Фонтанки, которая была границей города, стояли загородные дома.

В 1737 г. специальной Комиссией о Санкт-Петербургском строении, которая возникла после пожаров 1736 г., был создан проект планировки и застройки столицы главным автором был П. М. Еропкин, при участии И. К. Коробова и М. Г. Земцова. В 1737 г. придворным служащим было отведено место для застройки в Московском предместье, где вскоре и возникло целое поселение. Среди первых чинов на Фонтанке жили шталмейстер Р. М. Кошелев, придворный живописец Екатерины IIграф Головин, князь Путятин, гофмейстер Д. А. Шепелев, князья Шаховские.

На Фонтанке близ основанного духовником императрицы Анны Иоанновны иеромонахом Варлаамом (Васоцким) подворья Троицко-Сергтевской лавры, находилась загородная дача отца Федора Дубянского, духовника имп. Елизаветы Петровны. Граница Придворной слободы проходила по ул. Марата.

Планом 1737 г. в Придворной слободе предусматривалось устроить торговую площадь, окруженную каменными двухэтажными домами, первые этажи - открытые галереи с торговыми лавками. Там же было отведено место для церкви.

Но к устройству церкви приступили только в 1745 г. Инициатором и первым жертвователем был управляющий кабинетом Ея Императорского Величества барон Иван Антонович Черкасов.

К 1746 г. в Придворной слободе насчитывалось 274 двора. Жители Придворной слободы обратились к архиепископу Феодосию (Янковскому) с прошением о строительсве церкви. Полицейская канцелярия подтвердила, что место под церковь по утвержденному плану отведено. Общие пожертвования на строительство были собраны. Прихожане даже подыскали себе священника - Григория Матфеева из церкви Живоначальныя Троицы на Охте.

Для устройства временной церквии комиссар ведомства главной дворцовой канцелярии Федор Яковлевич Якимов предложил помещение в своем доме, куда был перенесен походный иконостас, написанный на плотной ткани, из храма Сергия Радонежского в Артиллерийской слободе. Дом находился на углу ул. Басманной (Колокольной) и Грязной (Марата) (не сохран.). Указом Духовной консистории священник Георгий Матвеев 4 марта 1746 г. назначался на новое место, вскоре церковь была освящена. Она существовала около года, до постройки для нее отдельного здания.

Для экономии средств было решено не строить новую церковь, а перенести старую, предназначавшуюся на слом. Поиски в приобретении здания вел обер-гофмаршал императорского двора Дмитрий Андреевич Шепелев, житель прихода, выделивший большие средства на устройство Владимирской церкви. Была куплена деревянная церковь Сергия Радонежского, кот. находилась в Литейной части и была разобрана для строительства каменного храма. На новом месте церковь была выстроена очень быстро. 25 августа 1747 г. преосвященный Феодосий освятил престол в честь Владимирской иконы. В 1748 г. в трапезной был устроен придел во имя преподобного Иоанна Дамаскина.

К началу 1750-х гг. деревянная церковь обветшала. В 1756 г. было подано прошение о строительстве каменного храма. В те годы священником в храме служил Иоанн Кириков. Уже к 1760 г. его усилиями было собрано достаточно средств для начала строительства. Был готов и проект церкви. По мнению большинства исследователей, его автором был Пьетро Антонио Трезини. Вероятно, проект был разработан еще в 1745 г., но был отложен, и строительсво началось, когда зодчий уже покинул Петербург (в 1755).

26 августа 1761 г. состоялась закладка каменной Владимирской церкви. Строительство велось уже в царствование Екатерины II. Для нового храма были использованы строительные материалы, оставшиеся после разборки Летнего дворца. 11 февраля 1763 г. архиепископ СПб Гавриил (Кременецкий) назначил отца Иоанна Кирикова настоятелем Владимирской церкви.

Богослужения проводились в деревянной церкви до 1768, всего 23 года.

В церковь поступали богатые вклады -

в 1759 - серебряный вызолоченный потир и дискос

в 1759 - икона Господа Вседержителя в серебряной ризе

в 1763-1764 из Москвы была привезена главная икона будущего храма - список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери из московского Сретенского монастыря.

в 1764 г. было подарено Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, изданное в Москве в 1759 г., которое позднее стояло в алтаре в особом футляре

в 1762 - печатное Евангелие 1760 г. в дорогом окладе.

Через 8 лет после закладки в 1768 г. был выстроен первый этаж, в котором разместилась теплая трехпрестольная церковь. 8 ноября 1768 г. архиепископ Гавриил освятил центральный престол во имя преп. Иоанна Дамаскина. В 1769 были освящены боковые престолы - во имя священномученика Харламия (22 февраля) и во имя пророка Илии (30 июня). К освящению церкви императрица Екатерина II пожертвовала богато украшенное напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1744 г. Тогда же, вероятно, появилась в храме и еще одна Владимирская икона Божией Матери.

Только 9 апреля 1783 г. митрополитом Новгородским и Сакт-Петербургским Гавриилом (Петровым) был освящен верхний храм с престолом Владимирской Божией Матери.

Отец Иоанн Кириков не дожил до этого дня, в 1770 г. он был убит грабителями в своем доме, находившемся близ церкви. Отец Иоанн был погребен в ограде Владимирсой церкви у алтарной части. В 1870 г. на могиле установлен мраморный памятник с надписью Строителю Владимирской церкви священнику Иоанну Кирикову . В советское время памятник был разрушен. В 1998 г. надгробная плита была найдена и восстановлена.

В 1868 г. в верхнем храме освящен придел во имя Божий матери Всех Скорбящих Радость . В 1872 г. - придел во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Церковь стала шестипридельной.

Церковь двухэтажная. Основной объем представляет в плане квадрат со скругленными углами. С запада к зданию примыкает трапезная. Стены первого этажа обработаны рустованными лопатками.

В 1786 г. близ церкви началось строительство отдельно стоящей колокольни. Проект выполнил арх. Джакомо Кваренги. За строительством наблюдал каменных дел мастер Иван (Иохан Иероним) Руска. Работы закончились в 1791 г.

Первоначально колокольня была трехярусной, массивной и приземистой.

В 1774-1793 гг. вокруг церки была устроена ограда (на линии современной). Она была деревянной, выкрашенной зеленой краской, на невысоком, облицованном каменной плиткой цоколе, с четырехгранными столбами и тремя воротами. Четырехгранные столбы главных ворот завершались точеными деревянными вазами, снятыми в 1840-х гг.

В XIX в. ансамбль претерпел ряд изменений.

В 1811-1816 гг. к южной стороне апсиды была пристроена лестница для входа в алтарь верхней церкви. В 1879 г. к лестнице был пристроен одноэтажный тамбур.

В 1829-1830 гг. по проекту арх. Авраама Мельникова была возведена западная лестница в верхний храм. Массивная пристройка, выполненная в формах позднего классицизма, сильно изменила первоначальный облик храма. В результате здание вышло на красную линию, что изменило и планировку церковного садика.

В 1883-1885 гг. арх. А. Гольмом были пристроены северная и южная лестницы для входов в верхнюю церковь.

Первоначально купола церкви были окрашены в светло-зеленый цвет. Во время ремонта 1843-1846 гг. купола впервые покрыли позолотой.

В 1847-1849 гг. колокольня была надстроена четвертым ярусом. Автор проекта надстройки - арх. Франц Иванович Руска. На северном и южном углах участка построены две каменные часовни.

В 1850-е гг. по проекту Ф. Руска была сооружена новая металлическая на каменном фундаменте ограда, сохранившаяся до наших дней.

В 1886-1889 гг. произведен большой ремонт храма.

В 1890 г. на колокольню был поднят новый колокол (взамен разбившегося), который был отлит на Охте на колокольном заводе Орлова и весил 665, 5 пудов. Освящение и поднятие колокола состоялось 22 апреля. В 1920-е гг. колокол был сброшен с колокольни и разбит.

В 1925-1927 гг. была обновлена позолота куполов.

А в 1933 г., после закрытия церкви, изменен цвет стен, они были окрашены в светло-зеленый тон. В 1950-е гг. прежняя охристая окраска восстановлена.

После передачи храма епархии в 1991 г. храм был отреставрирован.

Внутреннее архитектурное оформление дошло до наших дней. Сохранились два иконостаса - первоначальный (деревянный золоченый резной), изготовленный для Владимирской церкви (сейчас повернут лицевой часть к алтарю) и переданный в храм трехярусный иконостас церкви Воскресения Словущего Аничкова дворца, выполненный по рисунку Ф. Растрелли. Иконостас Растрелли насчитывал на 30 икон, сейчас их осталось 24. Не сохранился запрестольный образ Пресвятой Троицы , живописной работы в огромной ризе, считавшийся наиболее ценным.

Нижняя церковь св. Иоанна Дамаскина поражала множеством старинных икон в серебряных и золотых окладах. Уже при постройке здесь были установлены печи, и богослужение велось круглый год. Лестница в верхний храм первоначально находилась в трапезной.

Верхняя церковь богаче по архитектурной отделке. Центральный барабан - световой. Боковые барабаны изначально тоже были световыми, но 1900-х гг. перекрыты фальшивыми сводами. В 1911 г. лепные украшения были раскрашены. В настоящее время интерьеры отреставрированы и лепные украшения расчищены.

Помещение притвора сооружено А. Мельниковым в 1830-1831 гг.

После революций и национализации церковных ценностей охрану древнойстей взял на себя музейный отдел при Главнауке. Более 60 церковных предметов были взяты на учет как особо ценные в историческом и художественном отношении, но, чтобы не нарушать целостность ансамбля, многие были оставлены в храме. Часть икон (образ Спасителя, Тихвинская и Владимирская иконы Божией матери) были выкуплены прихожанами, но вскоре многие ценности были изъяты. После закрытия церкви значительная часть икон и риз поступила в Эрмитаж и Русский музей.

С петровских времен, после указа 1724 г. церкви имели штат причта, и причетники получали жалование из казны. Только в елизаветинские времена стали появляться церкви с причтом, существовавшим за счет прихода. Среди первых таких церквей была и Владимирская церковь.

Владимирская церковь владела большим участком земли в Кузнечном пер., между Ямской (Достоевского) и Большой Московской ул.

Еще в 1739 г. указом имп. Анны Иоанновны в районе торговый площади церви было отдано 6 мест под строение церковных дворов. Поднее был докуплен участок на углу Большой Московской ул. и Кузнечного пер. В 1863 г. был построен каменный дом причта. До этого причетники строили себе деревянные дома на церковной земле на свои средства. После переселения в каменный дом деревянные дома были снесены, а освободившееся место стали сдавать частным лицам под склады дров. Первый каменный дом причта находился на Б. Московской, 4 (четырехэтажный), к дому примыкали два 4-этажных флигеля. В подвальном этаже находились мелочная и табачная лавки, гладильня. Позднее квартиры в доме стали сдаваться внаем.

В 1878 г. на углу Большой Московской и Кузнечного пер. (здание Метрополитена) был выстроен каменный четырехэтажный дом, во дворе двухэтажный каменный флигель и одноэтажная каменная служба. Дом предназначался для проживания церковного духовенства, в первом этаже находилась аптека. Во флигеле часть квартир сдавалась внаем, а часть занимали свои сироты .

В 1905 г. во дворе дома 4 по Б. Московской был построен новый пятиэтажный доходный дом и при нем 4-этажная прачеченая. Оставшееся место на Кузнечном пер. продолжали сдавать под дровяные склады. Позднее здесь были устроены торговые ряды, а затем вырос рынок.

На церковном участке со времен отца Иоанна находился деревянный дом для причта, пруд и колодец. В 1891 г. здесь выстроен двухэтажный флигель, в котором жили церковные сторожа, и находилась просфорня.

В 1888 г. к часовням были сделаны небольшие жилые пристройки.

Манифест 19 февраля 1861 г., освободивший крестьян от крепостной зависимости, и последовавшие за ним реформы, вызвали широкий рост церковно-приходской благотворительности. В 1865 г. при Владимирской церкви было создано благотворительное общество, учредителями которого стали настоятель А. Соколов, священники П. Никитский, И. Гратинский, Н. Вирославский и церковный староста С. Кудрявцев. В 1868 г. обществом был открыт приют для пожилых женщин, в старом причтовом доме. В 1880-е гг. общество выстроило свой дом на Ямской ул., 1 (Достоевского, 1), в который был переведен приют на 30-40 человек. В 1873 г. был открыт дневной приют для детей на 30 человек.

В территории прихода Владимирской церкви жили:

В 1823 г. на Грязной ул. в доме Комаровой (участок дома 16-18) (не сохран.) жил барон Модест Андреевич Корф, воспитанник первого выпуска Царскосельского лицея.

В Свечном пер. в доме Касторского (дом 5, перестроен) жили родители А. С. Пушкина - Сергей Львович и Надежда Осиповна. Сестра Пушкина - Ольга Сергеевна Павлищева жила на Грязной ул. в доме М. Мордатовой (Марата, 25). В марте 1828 г. сюда из Михайловского приехала няня поэта Арина Родионовна, здесь же она скончалась, отпевали ее во Владимирской церкви.

В 1826 г. в дом Кувшинникова (участок Загородный пр., 9) перехал Антон Антонович Дельвиг. Квартира Дельвига стала одним из литературных центров Петербурга.

В 1826 г. Анна Петровна Керн жила сначала в квартире родителей Пушкина, затем в квартире Дельвига, а позже в небольшой квартире в том же доме.

В 1829 г. Дельвиг переехал в дом купца Тычинкина (Загородный пр., 1). В этой же квартире находилась и редакция Литературной газеты, издаваемой им с Вяземским. Дельвиг скончался здесь же в 1831 г. Отпевали во Владимирской церкви.

В 1840-е гг. в доме Фредерикса на углу Владимирского пр. (дом 13) и Графского пер. жил проф. русской словестности А. В. Никитенко.

На Грязной ул. в доме Тухолки (ные ул. Марата, 23) жил зодчий В. П. Стасов.

В 1850-1854 в доме Трубникова на углу Колокольной и Поварского пер. жил Н. А. Некрасов.

На углу Владимирского пр., 11 и Графского пер. в 1842-1846 гг. жил Ф. М. Достоевский. В 1878-1881 жил в доме на Кузнечном пер., где и скончался 28 января.

В 1887-1888 в доме на Поварском пер., 5 жил писатель В. М. Гаршин.

В 1883-1889 в доме Викторовой угол Владимирского пр. и Колокольной (18/2) жил композитор Н. А. Римский-Корсаков.

В 1885-1889 сначала на Ивановской ул (Социалистическая), затем на Б. Московской, напротив Свечного пер. прошло детство А. Блока.

В 1902-1907 на Разъезжей ул. жил писатель А. И. Куприн.

После выхода декрета Об отделении церкви от государства 1918 г., все последующие законы в Петрограде проводились в жизнь медленнее, чем в других городах. Так 4 ноября 1918 г. на заседании исполкома Совета 1-го городского района был утвержден устав приходской общины Владимирской церкви.

В 1917 г. настоятелем был избран протоиерей Павел Кедринский. Права общины были официально оформлены в 1919 г. Прихожане получили в пользование все храмы, находящиеся на территории прихода. Приход лишился своего основного капитала лишь в 1920 г. Национализация недвижимого имущества церкви растянулась также до осени 1920 г. В 1920 г. была окончательно запрещена и всякая благотворительная деятельность. С 1921 до лета 1922 г. сущестовали богословские курсы.

1965.: Фабрика механизированного счета Ленмашучет ЛГИК - Владимирский пр., 20

Приведены в т.ч. телефоны уч-ка цеха № 1 и цехов №№ 2 и 3.

1973: Фабрика механического счета « Ленмашучет» (объед. « Ленсистемотехника» ) - Владимирский пр., 20


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Церковь Владимирская
Дата создания: .
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Владимирский проспект, д. 20, литеры А, Б, В, Д.
Номер в реестре: 781420062260006.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение и градостроительные характеристики памятника, в состав которого входят: «Церковь», «Колокольня», «Часовни (две)», «Ограда», «Сад», его роль в композиционно завершенной системе открытых городских пространств; доминирующее положение «Церкви» и «Колокольни» над массивом окружающей городской застройки; организующая роль памятника в формировании ансамбля Владимирской площади; пространственно-планировочная композиция территории, включая исторически сложившееся соотношение застроенных, незастроенных и озеленённых пространств; культурный слой территории. «Церковь», 1761-1769 гг., 1780-1783 гг., 1831 г., арх. Мельников А.И. (Владимирский пр., д. 20, литера А) Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация здания (к центральному объёму XVIII в., в плане близкому к квадрату со скругленными углами, примыкают пристройки XIX в. – объём лестничного помещения со стороны алтарной части (1816 г.), западный притвор (1830, арх. А.А.Мельников), объёмы северной и южной лестниц, ведущих в верхнюю церковь (1885 г., арх. А.И.Гольм): церковь двухэтажная, крестово-купольного типа, четырёхстолпная, с вытянутым в западном направлении объёмом притвора с трапезной и главной лестницей, завершена пятиглавием на высоких световых барабанах; габариты, конфигурация, высотные отметки скатной, сложной конфигурации, крыши основного объёма, материал покрытия (листовой металл) и исторический колер окраски кровли; ступенчатые декоративные парапеты на крышах западной, северной и южной выступающих частей основного объёма, с тумбами, завершенными металлическими вызолоченными шпильками с сиянием; главка на световом барабане на коньке крыши западного притвора, её исторические габариты и конфигурация; купола пятиглавия и купол над алтарной апсидой, их исторические конфигурация (боковые – луковичные с перехватом, центральный – колоколообразный с окнами-люкарнами, завершенный лантернином с луковичной главкой), материал покрытия (металл) и характер отделки (золочение); кресты глав, их исторический рисунок и характер покрытия (золочение) Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные), перекрытия: система кирпичных сводов, перекрывающих помещения нижнего храма; сводчатое перекрытие трапезной первого этажа – помещение разделено на три нефа четырьмя колоннами дорического ордера, поддерживающими системы сомкнутых сводов; система кирпичных сводов и арок, перекрывающих верхний храм – арки и своды опираются на четыре массивных восьмигранных пилона центрального объёма, несущие парусный свод центрального купола, своды боковых компартиментов, завершенные барабанами боковых главок, и соединяющие их подпружные арки; * * световой барабан центрального купола раскрыт в интерьер храма, барабаны боковых глав отделены от интерьера позднейшими перекрытиями четыре колонны, поддерживающие антаблементы, несущие плоское перекрытие трапезной второго этажа; исторические конструкции и архитектурное решение лестниц: лестница главного входа – распашная, известняковая (ступени с валиком), на сводах и арках, поддерживаемых массивными кирпичными пилонами (в уровне первого этажа) и сдвоенными колоннами дорического ордера (в уровне второго этажа); материал (металл) и рисунок ограждения; две боковые лестницы (в пристройках 1885 г.), ведущие в верхний храм – известняковые, по металлическим косоурам, с кованым ограждением * * в объем южной лестницы встроена позднейшая металлическая антресоль на чугунных колоннах лестница, ведущая в алтарь верхнего храма (в пристройке 1816 г.) – известняковая (ступени с валиком), на сводах; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение здания, включая первоначальный объём верхнего храма с хорами, освещаемый пятью световыми барабанами. Архитектурно-художественное решение фасадов: фасады решены характере барокко: 2-3-й этажи объединены пилястрами со сложнодекорированными лепными капителями, поддерживающими профилированный антаблемент и опирающимися на рустованные основания на уровне 1-го этажа, фасады южного и северного рукавов центрального объёма оформлены колонными сложной конфигурации портиками, поддерживающими лучковые фронтоны (к ним пристроены пониженные объёмы боковых лестниц), окна оформлены наличниками сложной барочной конфигурации с сандриками и лепными вставками; аналогично декорированы фасады барабанов глав, западный фасад решен в виде портика из восьми попарно расставленных колонн на уровне 2-3-го этажей, поддерживающих треугольный фронтон; материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка; исторический колер окраски фасадов * * по результатам историко-архивных и натурных исследований облицовка цоколя известняковой скобой; булыжная отмостка по периметру здания; лепной декор: в тимпане фронтона западного фасада крест в обрамлении сияния, композиции с крылатыми путти в наличниках окон, орнаментированные капители колонн и пилястр; историческая конфигурация и габариты оконных и дверных проёмов (по двум проемам на северном и южном фасадах притвора, в позднейший период переделанным из дверных в оконные – габариты ширины и верхняя отметка); исторический рисунок переплётов (с мелкой расстекловкой), материал (дерево) и колер оконных заполнений, единообразие их цветового решения, кованые металлические решётки на окнах первого и второго этажей; двери входные дубовые филенчатые полусветлые (исторический рисунок, материал). Декоративно-художественная отделка интерьеров: оформление интерьера верхнего храма: отделка оштукатуренных поверхностей стен и сводов филёнками различной конфигурации, образованными профилированными тягами, профилированные карнизы, в т.ч. карниз с мутулами в помещении трапезной, пояса из лепных розеток, оформляющие софиты арок, массивный лепной высокого рельефа фриз вокруг основания барабана центрального купола в виде гирлянды, подвешенной на массивных консолях, над ними – гирлянда, перевитая лентой, лепные барельефы: четыре изображения Евангелистов в парусах свода центрального купола, композиция с изображением трубящего летящего ангела в барабане главного купола, над ней массивный сандрик со скульптурным изображением ангелов, несущих крест, историческое колористическое решение интерьера (на основании историко-архивных и натурных исследований); дверные заполнения – рисунок (филенчатые, частично полусветлые с мелкой расстекловкой), материал (дерево); лепная барельефная композиция «Жертвоприношение Авраама» на стене алтарной части; декоративное оформление дверей в пристройках к северному и южному фасадам (ранее часть оформления фасадов); декоративное оформление главной лестницы – софиты подпружных арок кессонированы, в кессонах помещены лепные розетки. Иконостас резного золоченого дерева, двухъярусный. Цоколь с раскреповками оформлен прямоугольными филенками с накладными резными композициями с мотивами раковин, рокайлей и цветов. Иконы расположены в пять рядов в центральной части и в четыре ряда в боковых частях. Два нижних ряда икон (I ярус) отделяются от верхних антаблементом с сильно выступающим карнизом с модульонами, порезками и иониками. По центру нижнего яруса – царские врата. По сторонам от царских врат – по две каннелированные колонны с коринфскими капителями. Цоколь под колоннами и антаблемент над ними раскрепованы. Арка царских врат полуциркульная, так же как и арки северных и южных дьяконских врат. Откосы и софит арки царских врат имеют резьбу в виде трельяжной решетки, оплетенной виноградной лозой. В угловых резервах над аркой – пальмовые ветви. Царские врата – двустворчатые, резные золоченые, с ажурным орнаментом из растительных завитков, с шестью овальными рамками для икон. Над царскими вратами – лучковый фронтон. В тимпане фронтона – икона «Тайная вечеря». Над фронтоном справа и слева – полнообъемные скульптурные изображения сидящих ангелов. Центр верхнего яруса иконостаса выделен двумя парами сдвоенных каннелированных колонн и пилястр с композитными капителями, поддерживающими завершающий профилированный карниз. Иконы верхнего яруса разделены пилястрами с композитными капителями. Два ряда икон верхнего яруса имеют разный формат. По оси царских врат и дьяконских врат венчающий карниз изогнут по форме арки. Над карнизом укреплены полнообъемные скульптурные изображения херувимов, между которыми – две круглых иконы в резных профилированных рамах и одна икона трапециевидной формы по центру, над которой – резное фигурное навершие в виде композиции из рокайлей и головок херувимов с крылышками. Иконы всех ярусов имеют резные золоченые рамы. Время: сер. ХVIII в. Перенесен из церкви Аничкова дворца в 1808 г. I ярус иконостаса Иконы местного ряда: Икона «Св. Архангел Михаил», д., м. Доска прямоугольная с полуциркульным завершением. Архангел изображен в полный рост в одеянии римского воина: латы и шлем из вороненой стали; шлем украшен страусовыми перьями. На плечи накинут ярко-красный плащ, заколотый застежкой у правого плеча. На ногах – высокие поножи. В правой руке архангел держит огненный меч, в левой – овальный золотой щит с треугольным сиянием. Фон – небо с облаками. Время: сер. ХVIII в. Икона «Св. Архангел Гавриил», д., м. Доска прямоугольная с полуциркульным завершением. Архангел изображен в рост, в трехчетвертном повороте влево, в белом одеянии и синем плаще. В правой руке держит лилию с тремя цветками. Левая рука поднята ладонью к зрителям. Лицо архангела юношески молодое. Длинные волосы спускаются на плечи. Время: сер. ХVIII в. Икона «Воскресение Христово», д., м. Доска прямоугольная с вогнутым верхним краем. На фоне облаков, в сиянии – возносящаяся фигура Христа в красном плаще и белой набедренной повязке; в левой руке – хоругвь, правая поднята. Ниже летящий ангел в белом одеянии и розовом плаще держит плиту. Внизу – фигуры четырех воинов в разных позах: воин в красном плаще бежит, воин в латах справа упал на спину. Слева у ног бегущего воина на земле – восьмиугольный щит. Время: сер. ХVIII в. Рама – воссоздание 2000-х гг. Праздничный ряд: Икона «Рождество Богородицы», д., м. Доска круглая. На фоне интерьера с аркой справа на ложе с пологом – лежащая фигура Анны. Возле ложа стоит Елизавета с младенцем на руках. На переднем плане у купели – три женские фигуры, в руках они держат простыни и кувшин. Справа – восьмиугольный столик под скатертью, на нем – кувшин и кубки. Время: сер. ХVIII в. Другие круглые иконы праздничного ряда– «Введение Богородицы во храм», «Вход Господень в Иерусалим» и «Преображение», д., м. – выполнены в 1995 г. и не являются предметом охраны Иконы над северными и южными дьяконскими вратами: Икона «Св. Царица Вирсавия и Св. Елизавета», д., м. Доска фигурная с полукруглым выступом по центру вверху, вогнутым нижним краем и скошенными нижними углами. Две женские фигуры в рост изображены на фоне пустынного гористого пейзажа и голубого неба. Слева – св. Вирсавия в парчовом лиловом с золотом платье и красном плаще, подбитом горностаем. На голове святой – корона. Лицо обращено к небу, левая рука прижата к груди, правая опущена. Волосы спускаются на плечи. Справа – св. Елизавета в зеленом платье и лиловом плаще. Голова и плечи под белым платом. Глаза обращены к небу, руки скрещены на груди. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Св. Царица Вирсавия и Св. Елизавета» золоченого резного дерева, фигурной формы. Боковые стороны рамы – профилированные, верхняя и нижняя – обильно декорированы рокайлями и цветами, по центру вверху и внизу – картуш, верхний – со сквозным отверстием. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. Елизавета и Захарий», д., м. Доска фигурной формы, аналогична по форме иконе «Св. Царица Вирсавия и Св. Елизавета». На фоне колонн и пилонов церкви изображены в рост фигуры св. Елизаветы и св. Захария, стоящих на солее. Слева – изображение Елизаветы в зеленом платье и лиловом плаще; на голове – розовый плат. Глаза обращены вверх, к сиянию над ней. Правая рука святой воздета вверх, левой она придерживает плащ на груди. Справа фигура Захария в головном уборе и одежде первосвященника из золотой парчи, светло- и темно-голубого шелка. В руке Захарий держит кадило. Лицо и глаза обращены вверх, к сиянию над ним, левая рука прижата к груди. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Свв. Елизавета и Захарий», золоченого резного дерева, аналог рамы иконы «Св. Царица Вирсавия и Св. Елизавета». Иконы, установленные над антаблементом I яруса: Икона «Крещение», д., м. Доска фигурной формы: трапециевидная со скошенными нижними углами и полуциркульным завершением. На фоне пейзажа с рекой Иордан в центре изображена фигура Христа, стоящего со скрещенными на груди руками. На берегу справа от Иисуса стоит склонившийся над ним Иоанн Креститель в темно-зеленом плаще, держа правую руку над головой Христа; в левой руке Крестителя – высокий крест. На берегу – сложенные одежды. За спиной Иоанна Крестителя – два ангела в светлых одеждах. Справа – агнец с крестом. Вверху – сияние. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Крещение» золоченого резного дерева, составляет часть конструкции иконостаса: фигурной формы, увенчанная карнизом, выгнутым по форме иконы, с резным навершием из рокайлей и цветов. Внизу по центру среди завитков аканта – крупная раковина. Боковые стороны рамы оформлены двумя крупными волютами. Икона «Тайная вечеря», д., м. Доска полукруглой формы. На фоне экседры и стены с коричневой драпировкой – в центре изображен Спаситель с учениками и Иудой, сидящие за прямоугольным столом, накрытым белой скатертью. Перед Спасителем – чаша, в руке – хлеб. На переднем плане, на полу – сосуды. Помещение освещается светильником, подвешенным на трех цепях. Время: сер. ХVIII в. Икона «Обретение креста Господня», д., м. В храме, на солее, у иконостаса на фоне арки царских врат – группа священников с большим деревянным крестом. У солеи справа – группа мужчин, впереди – св. Константин (?), слева – св. Елена (?) с группой женщин. Время: ХIХ в. Рама для иконы «Обретение креста Господня» резного золоченого дерева – часть конструкции иконостаса – аналогична раме для иконы «Крещение». Иконы II яруса: Икона «Свв. апостолы Варфоломей и Фома», д., м. Доска прямоугольная с закругленной центральной частью верхнего края и скругленными верхними углами. Изображение двух мужских фигур в рост. Слева – апостол с молодым безбородым лицом в трехчетвертном повороте вправо, в красном одеянии и темном плаще. Справа от него – темнобородый апостол в коричневом плаще. У каждого в руках – Священное Писание (Евангелие ?). Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Свв. апостолы Варфоломей и Фома» резного золоченого дерева. По всему периметру рама декорирована рокайлями, акантом и цветами. Внизу по центру – картуш. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Иаков и Матфей», д., м. Доска прямоугольная с вогнутым верхним краем. Апостолы изображены в рост. Св. Иаков – слева, в коричневом одеянии и зеленом плаще, с короткой темной бородой и волосами до плеч. Правой опущенной рукой он придерживает Евангелие, левая рука – у ворота. Справа – седобородый и седовласый апостол Матфей в красном одеянии и синем плаще. В правой руке апостола – раскрытое Евангелие, левая – согнута и поднята ладонью вверх. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Андрей и Петр», д., м. Доска прямоугольная с дугообразным завершением. На фоне пейзажа и синего неба апостолы изображены в рост, идущими по дороге. Справа фигура апостола Петра. Он изображен почти в профиль, как бы идущим впереди, в синей одежде и золотистом плаще. Правой рукой апостол держит ключ и ею же придерживает Евангелие. У апостола короткие седые волосы и недлинная борода. Слева, за апостолом Петром – апостол Андрей в сером одеянии и красном плаще. Апостол изображен с длинными седыми бородой и волосами. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Свв. апостолы Андрей и Петр», золоченого резного дерева. По всему периметру декорирована рокайлями и цветами. В завершении полнообъемная головка херувима с крылышками. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Павел и Иоанн», д., м. Доска прямоугольная. На фоне пейзажа – фигуры апостолов, изображенных в рост. Св. апостол Павел – слева, в розовом одеянии и зеленом плаще. Голова повернута в профиль влево. Правой рукой держит меч. Длинная борода и волосы – седые. Апостол Иоанн – справа, в изумрудно-зеленом одеянии и ярко-красном плаще. Изображен с раздвоенной длинной седой бородой. В правой руке держит кубок. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Свв. апостолы Павел и Иоанн», золоченого резного дерева. По всему периметру декорирована рокайлями и цветами. В завершении полнообъемная головка херувима с крылышками. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Симон и Филипп», д., м. Доска прямоугольная, аналог иконе «Свв. апостолы Павел и Иоанн». Фигуры апостолов изображены в рост на фоне пейзажа. Симон – слева в розовато-охристой одежде и зеленом плаще, с длинными темными волосами и окладистой бородой. Правой рукой апостол благословляет. Филипп в голубовато-сиреневатой одежде и синем плаще. Лицо молодое, без бороды, волосы спускаются на плечи. Левой рукой держит Евангелие, правой благословляет. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Свв. апостолы Симон и Филипп», золоченого резного дерева. По всему периметру декорирована рокайлями и цветами. В завершении полнообъемная головка херувима с крылышками. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Иаков и Иуда», д., м. Доска прямоугольная с вогнутым верхним краем. Апостолы изображены в рост. Св. Иаков – слева, в красном одеянии и желтом плаще, голова с темными волосами и бородой; правая рука приложена к груди (как бы в молитве), поворот слегка влево. Справа апостол Иуда – старец с седыми волосами и бородой, в коричневато-сером плаще; в руках держит раскрытое Евангелие. Время: сер. ХVIII в. Иконы пророческого ряда: Икона «Св. пророк Наум», д., м. Доска фигурная со скошенными углами и вогнутым нижним краем. Изображение поколенное. Пророк изображен на темном фоне, в темно-зеленой одежде и лиловом плаще. Голова повернута в три четверти вправо. Борода длинная, с проседью. В левой руке пророка – свиток, правая опущена. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Св. пророк Наум», резного золоченого дерева. Боковые стороны профилированы, верхняя часть декорирована рокайлями и цветами. Время: сер. ХVIII в. Икона «Св. пророк царь Соломон», д., м. Доска круглая. Изображение поясное. Пророк изображен молодым, безбородым, в парчовом одеянии и короне, со скипетром в левой руке. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Св. пророк царь Соломон», резного золоченого дерева, по всему периметру декорирована лавровыми вервями, вверху и внизу – асимметричные картуши из рокайлей. Время: сер. ХVIII в. Икона «Св. пророк Иезекииль», д., м. Доска имеет форму, аналогичную иконе «Св. пророк Наум». Пророк изображен на фоне крепости, в трехчетвертном повороте вправо. Пророк облачен в зеленое одеяние с парчовым оплечьем и митру. В правой руке он держит модель крепости. Иезекииль изображен седобородым старцем. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Св. пророк Иезекииль», резного золоченого дерева, аналог рамы к иконе «Св. пророк Наум». Икона «Св. пророк Иессей», д., м. Доска имеет форму, аналогичную иконе «Св. пророк Наум». Пророк изображен на фоне пейзажа с темно-синим небом, розовеющим у горизонта. Полуфигура повернута в три четверти влево, голова почти в профиль. Волосы и борода с проседью. Лицо поднято к небу, правая рука протянута вперед и повернута ладонью вверх, в левой руке пророка – свиток с текстом. На пророке зеленое одеяние и синий плащ, переброшенный через правое плечо. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Св. пророк Иессей», резного золоченого дерева, аналог рамы к иконе «Св. пророк Наум». Икона «Св. пророк царь Давид», д., м. Доска круглая. Полуфигура пророка изображена на фоне неба. Давид изображен старцем с недлинной седой бородой, в короне. На пророке – парчовая одежда и красная мантия, подбитая горностаем и скрепленная у ворота драгоценной застежкой с камнями. Правой рукой Давид опирается на арфу, левая рука согнута в молитвенном жесте. Глаза пророка подняты к небу. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Св. пророк царь Давид», резного золоченого дерева, аналог рамы к иконе «Св. пророк царь Соломон». Икона «Св. пророк Иона», д., м. Доска фигурная. Поколенное изображение пророка на фоне пейзажа со светлеющим у горизонта небом. Пророк изображен старцем с длинной седой бородой, в зеленом одеянии и охристом плаще. В левой опущенной руке Иона держит свернутый свиток, правая рука согнута. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Св. пророк Иона», золоченого резного дерева, аналог рамы к иконе «Св. пророк Наум». Икона «Господь Вседержитель», д., м. Доска прямоугольная, с трехлопастным завершением. Вседержитель изображен на троне в светлом парчовом облачении с орнаментальной каймой, отделанной каменьями и жемчугом, на голове – митра, в руках – скипетр и держава. Трон резного золоченого дерева с символами евангелистов. Вокруг трона – головки херувимов. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Господь Вседержитель», золоченого резного дерева. По всему периметру – обильный резной декор из рокайлей и пальмовых ветвей. Навершие в виде полнообъемной головки херувима с крылышками. Время: сер. ХVIII в. Иконы, укрепленные над венчающим карнизом: Икона «Положение во гроб», д., м. Доска круглая. На темном фоне – многофигурная композиция. На первом плане – лежащая по диагонали фигура Христа, которую поддерживает на пеленах старец (Иосиф Аримафейский ?). Над телом Иисуса – склонившиеся фигуры Богоматери, Магдалины, Иоанна. Рама составляет часть конструкции иконостаса. Время: сер. ХVIII в. Икона «Снятие с Креста». Доска фигурная. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Снятие с Креста» составляет часть конструкции иконостаса. Икона «Несение Креста», д., м. Доска круглая. На фоне городской стены, на переднем плане, слева – коленопреклоненная фигура Христа в терновом венце, несущего крест. Вокруг – фигуры римских палачей и сочувствующих Христу. На переднем плане – женская фигура с платком в руках (Вероника ?). Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы составляет часть конструкции иконостаса. Внутренний иконостас, обращенный к алтарю. Трехъярусный деревянный, окрашенный белой масляной краской, с резными золочеными деталями. В I ярусе (без икон) по центру – полуциркульная арка царских врат и два малых входа (дьяконские врата), также с полуциркульным завершением. Между I и II ярусами – профилированный карниз с дентикулами и сухариками. Карниз раскрепован по сторонам царских врат. Во II ярусе – пять икон в резных золоченых рамах фигурной формы. Иконы разделены лопатками, завершенными резными головками херувимов с крыльями. По сторонам от центральной иконы «Вознесение» – угловые лопатки поддерживают раскрепованный карниз: в основании лопаток крупные волюты, декорированные акантом, в завершении – головки херувимов с крыльями. II ярус завершен сильно выступающим профилированным карнизом с раскреповками. По центру карниз изогнут по форме полуциркульной арки. В III ярусе – крупная икона по центру, по сторонам от нее небольшие круглые иконы, сгруппированные по три, а также две иконы в фигурных рамах по краям. Венчающий иконостас профилированный карниз над центральной иконой III яруса изогнут по контуру полуциркульной арки. Рамы икон имеют крупную, сочную резьбу с мотивами рокайлей, картушей, раковин и цветов. Время: 2-я пол. ХVIII в. Историческая отделка нижнего яруса не сохранилась. Иконы II яруса: Икона «Вознесение Господне», д., м. На фоне сияния, в облаках – летящая фигура Христа в розовой одежде и зеленовато-голубом плаще в окружении херувимов. Внизу, на фоне горы – коленопреклоненные фигуры Богоматери и учеников. Богоматерь в синем мафории. Слева от нее стоит апостол Иоанн в красном плаще. Икона фигурной формы с полуциркульным завершением в центральной части. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 162 см, шир. – 128,5 см. Рама к иконе «Вознесение Господне», фигурной формы, резная, золоченая, с полукруглым завершением. Резьба сочная, с мотивами рокайлей, акантовых завитков и цветов. Навершие в виде картуша. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Сошествие Св. Духа на апостолов», д., м. Доска фигурной формы с двумя полукружиями по сторонам. В центре, на возвышении – Богоматерь в синем мофории в окружении апостолов. В разверстых небесах, в огненных сполохах – голубь. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 91 см, шир. – 110 см. Рама к иконе «Сошествие Св. Духа на апостолов», дерево, резьба, золочение. Рама фигурных очертаний, с двумя полукружиями по сторонам. Крупная резьба с мотивами рокайлей, акантовых завитков. Навершие в виде асимметричной композиции, увенчанной цветами. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Рождество Христово» («Поклонение пастухов»), д., м. Доска прямоугольная со скругленными углами. В помещении с арочным входом, через который виден гористый пейзаж, находятся 6 человек. Посредине лежит младенец Христос, слева его поддерживает Богоматерь в темно-красном одеянии и синем плаще Справа – коленопреклоненная фигура пастуха в синей одежде и зеленом плаще, за ним – полуобнаженная фигура второго пастуха, прикрытого коричневым плащом, с длинным посохом. Третий пастух в коричневом плаще стоит слева от Богоматери. В изголовье младенца стоит Иосиф в синем одеянии и красном плаще. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 64,5 см, шир. – 81 см. Рама к иконе «Рождество Христово», деревянная, резная, золоченая. По всему периметру рамы – рокайли, по четырем осям – крупные резные композиции из завитков аканта и цветов. Навершие рамы в виде асимметричного картуша. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Сретение Господне», д., м. На фоне церковного интерьера с красной драпировкой справа, на солее изображена фигура старца Симеона в зеленовато-голубой одежде, стоящего с младенцем Иисусом на руках. Слева от него – фигура Богоматери в синем плаще, протянувшей руки к младенцу. За ее спиной стоит Иосиф в красном одеянии и зеленом плаще. На втором плане в центре стоит Анна в коричневато-лиловом плаще, наброшенном на голову. Справа, на фоне драпировок – фигуры двух священников; один с темными волосами и бородой, другой седовласый. За ними – две свечи. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 91 см, шир. – 114,5 см. Рама к иконе «Сретение Господне», аналогична раме к иконе «Сошествие Св. Духа на апостолов». Икона «Троица Ветхозаветная», д., м. Доска прямоугольная, со скругленными углами. Под дубом – три ангела в светлых одеждах, сидящие за круглым столом с яствами, стол под белой скатертью. Слева – коленопреклоненная фигура Авраама. На втором плане, у окна дома – Сарра, придерживающая рукой занавеси. Сцена изображена на фоне голубого неба с белыми облаками. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 64,5 см, шир. – 81 см. Рама к иконе «Троица Ветхозаветная», золоченого резного дерева. Аналог рамы к иконе «Рождество Христово». Иконы III яруса: Икона «Моление о Чаше», д., м. Доска трапециевидной формы с вогнутыми сторонами и скошенными нижними углами. Слева внизу – изображение коленопреклоненной фигуры Христа в розовом одеянии и синем плаще, в молитвенной позе. Справа вверху на облаке – ангел в светло-красной драпировке держит чашу в руках. Справа внизу – высокие деревья. Время: 2-я пол. ХVIII в. Рама к иконе «Моление о Чаше», резного золоченого дерева. Рама профилированная, в нижних углах – акантовые завитки. Навершие в виде крупной раковины. Время: 2-я пол. ХVIII в. Композиция из трех икон в одной раме: Икона «Св. пророк Софоний», д., м. Доска круглая. Изображение поколенное в трехчетвертном повороте вправо. Пророк в красном одеянии и синем плаще. Взгляд обращен вверх; правая рука, согнутая в локте, поднята вверх, в левой – свиток с текстом. Борода длинная, с проседью. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Икона «Св. пророк Захария Серповидец», д., м. Доска круглая. Поясное изображение темноволосого и чернобородого пророка в синем одеянии и красном плаще. Трехчетвертной поворот вправо, руки протянуты вперед. Общий тон темный. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Икона «Св. пророк Исайя», д., м. Доска круглая. Изображение поколенное в светлом хитоне и лиловато-сером плаще, подпоясанном красным поясом. Лицо пророка молодое, безбородое, обрамлено длинными волосами, спускающимися на плечи. В правой руке пророка – книга в красном переплете, левой он придерживает вертикально поставленную пилу. На заднем плане – горы, выше – небо с облаками. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Рама для трех икон, резного золоченого дерева. В центре – головка херувима, по сторонам – в виде трилистника три круглые рамы с мотивами растительных завитков и цветов. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Коронование Богоматери», д., м. Доска фигурная с полукруглым завершением. На фоне неба, среди облаков, в центре – коленопреклоненная фигура Богоматери в розовом платье и синем плаще. Слева от Богоматери на облаке восседает Христос, полуобнаженный, в красном плаще, справа – Саваоф в белом одеянии и золотистом плаще. У ног Бога-отца – сфера. Христос и Саваоф держат над головой Богоматери корону. Над ними – голубь в сиянии, внизу и по сторонам – головки херувимов. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 139 см, шир. – 105,5 см. Рама для иконы «Коронование Богоматери», резного золоченого дерева, по всему периметру обильно декорирована резьбой в виде пальмовых ветвей, цветов и рокайлей. В навершии и по углам резные асимметричные композиции со сквозными отверстиями. Время: 2-я пол. ХVIII в. Композиция из трех икон: Икона «Св. пророк Аввакум», д., м. Доска круглая. Изображение поколенное. Фигура пророка в красном одеянии и синем плаще. Лицо молодое, обрамлено длинными волосами, спадающими на плечи, шея обнажена. Правая рука согнута в локте, в левой – свиток. Фон – темный, с облаками. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Икона «Св. пророк Моисей», д., м. Доска круглая. Изображение поясное. Пророк в зеленом одеянии и красном плаще. Лоб открыт, борода недлинная. В левой руке – скрижали, правой указывает на текст. Фон темный. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Икона «Св. пророк Даниил», д., м. Доска круглая. Изображение поколенное. Пророк в оливковом хитоне и лиловом плаще. Лицо молодое, обрамлено темными волосами. Одна рука приложена к груди, другая согнута, ладонь раскрыта. Фон темный. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Рама для трех икон, резного золоченого дерева. В центре – головка херувима, по сторонам – в виде трилистника три круглые рамы с мотивами растительных завитков и цветов. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Явление Христа Марии Магдалине», д., м. На темном фоне изображены две фигуры – стоящего по центру Христа и коленопреклоненной Марии Магдалины справа, протягивающей руки к Христу. Изображена Мария Магдалина в профиль. На Иисусе светлые одежды и синий плащ. На Магдалине светлое платье с широкими рукавами и темный плащ. Время: 2-я пол. ХVIII в. Рама к иконе «Явление Христа Марии Магдалине», резного золоченого дерева, аналог рамы к иконе «Моление о Чаше». Колокольня, 1783 г., арх. Кваренги Д., 1848 г., арх. Руска А.И. (Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 20, литера Б) Объемно-пространственное решение: четырехъярусная колокольня (два нижних яруса закрытые, октогональные в плане, два верхних – открытые, круглые в плане), завершена куполом, увенчанным луковичной главкой на глухом барабане и крестом: габариты, архитектурное решение, включая открытые ярусы звона. габариты, конфигурация купола и главки над ним, характер их покрытия (листовой металл) и отделки (золочение); исторический рисунок креста. Конструктивная система здания: капитальные стены (кирпичные); кирпичные своды; лестница внутренняя известняковая, на сводах, с металлическим кованым ограждением; деревянная лестница открытых ярусов – местоположение, архитектурное решение, исторический материал; исторические деревянные связи в интерьере историческая конструкция крепления колоколов – деревянные балки с подвешенными на них металлическими коваными проушинами для колоколов. Объемно-планировочное решение: планировка помещений в габаритах капитальных стен, открытые объёмы двух верхних ярусов. Архитектурно-художественное решение фасадов: характер отделки и материал фасада – окрашенная штукатурка; первый ярус рустован, второй – оформлен чередующимися оконными проемами, заключенными в портики с треугольными фронтонами, и глухими нишами, 3-й и 4-й ярусы решены в виде колоннад из сдвоенных полуколонн ионического и коринфского ордера с глухими интерколумниями; известняковый цоколь; конфигурация и габариты оконных и дверных проемов; оконные заполнения 1-2-го ярусов – рисунок расстекловки, материал (дерево), колер окраски (белый). Часовни (две), 1851-1853 гг. (Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 20, литеры В и Д) Объемно-пространственное решение: две часовни, расположенные: одна – на углу Кузнечного переулка, другая – на углу Колокольной улицы: одноэтажные, октогональные в плане, завершенные куполами с луковичной главкой и крестом: габариты зданий, конфигурация и габариты куполов. Конструктивная система здания: капитальные стены (кирпичные); кирпичные своды. Объемно-планировочное решение: планировка помещений в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: фасады оформлены четырьмя чередующимися декоративными портиками – полуколонны коринфского ордера поддерживают антаблемент с карнизом с модульонами, над ним – лучковые фронтоны; характер отделки и материал фасада – окрашенная штукатурка; известняковый цоколь; лепной декор – капители полуколонн, заполнения тимпанов фронтонов в виде крестов в сиянии, лепные модульоны карнизов; конфигурация и габариты оконных и дверных проемов; дверные заполнения – рисунок, материал (дуб под лаком) Декоративно-художественная отделка интерьеров: оформление граней внутренней поверхности куполов профилированными. Сад, 1864 г. Объемно-пространственная композиция и ландшафтное решение: историческая планировка, конструкция дорожек (набивные на щебеночном основании); исторический видовой состав насаждений (в соответствии с инвентаризацией), ценные старовозрастные деревья (дубы, липы). Ограда, 1853 г. Объемно-пространственное решение: расположена по красным линиям улиц, состоит из четырех участков – вдоль Кузнечного переулка, между южной часовней и Церковью, между Церковью и северной часовней, вдоль Колокольной улицы – местоположение, габариты. Конструктивная система: цоколь ограды из известняковых блоков с горизонтальной накрывочной плитой – габариты, материал, конфигурация. Архитектурно-художественное решение фасадов: ограда металлическая кованая, в виде вертикальных прутьев, скругленных в верхней и нижней частях, где к ним примыкают обвязки в виде цепочек овальных колец; посередине помещён пояс из крестов, вписанных в окружности, двупольные ворота аналогичного рядовым звеньям ограды рисунка со стороны Владимирской пл., Кузнечного переулка и Колокольной улицы.

Доп. описание проспекта Владимирского

Владимирский проспект — улица в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющая Невский проспект с Загородным, является как бы продолжением Литейного проспекта и до 1830 года была его частью.Расположена в направлении с севера на юг, составляет одну магистраль с Литейным проспектом.С 1870-х годов по проспекту ходила конка, с 1908 года — трамвай. По состоянию на 2014 ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Большая Московская 1-3,  ул. Большая Московская 4,  ул. Большая Московская 4 Б,  ул. Большая Московская 5,  ул. Большая Московская 5 Б,  ул. Большая Московская 6,  ул. Большая Московская 7,  ул. Большая Московская 8/2,  пер. Дмитровский 10,  пер. Дмитровский 11,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Владимирский, 20

Картинка скодом