город Санкт-Петербург, проток Шкиперский, д.21*

- это историческое здание, известное под названием «Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань», построенное в стиле - Классицизм в 1721 году. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание. Управляющая организация - АЛЕВ

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)1200
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - прото. Шкиперский, 21*

«Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1721 ,
  • Управляющая организация - АЛЕВ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,

Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань

Шкиперский проток ул., 21х Галерный проезд, 2х Год постройки: 1721 Стиль: Классицизм Галерная гавань -

Главный Гребной порт -

Шкиперский проток, - Галерный проезд

Пам. (федеральн.)

1721 - Галерная гавань

1794 - Главный Гребной порт

Галерная гавань

Объекта культурного наследия федерального значения Галерная гавань Гребного порта.

Галерная гавань Гребного канала включает Большой и Малый бассейны и входной канал. Длина канала более 400 м.

Строительство гавани в устье Глухого протока на ВО началось в 1721 г. по указу Петра I. Проект арх. Д. Трезини включал прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом каналом и сооружение дока для ремонта галер. Прямоугольный бассейн соединен с заливом входным Гаванным (Петровским) каналом. По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер.

По проекту Доменико Трезини около 1722 г. были построены две подзорные башни - небольшие караульные павильоны со световыми фонарями ( маячными огнями ) и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными - из бревен, обшитых досками.

Историческая справка (выполнена Н. Ю. Бахаровой в 2003 г.)

История формирования ансамбля Галерной гавани началась в XVIII в. 21 сентября 1721 г. вышел именной указ Петра I о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове фортеции - Галерной гавани Гребного порта. Проект комплекса составил Доменико Трезини, руководил строительством шаутбенахт (командующий Галерным флотом) М. Х. Змаевич. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединенный с Финским заливом 400-метровым каналом. Черный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. В 1720-х гг. на конце молов, ограждающих канал, у залива построены две деревянные дозорные башни - Кроншпицы.Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов. В казармах разместили команду из 2000 человек. На берегу бассейна в 1728-1729 гг. построили эллинги для галер - арх. И. К. Коробов. Он же руководил строительством в Галерной Гавани в 1734-1740 гг., после смерти Д. Трезини.

В 1739 г. встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и колличества построек. Выбрав с галерными мастерами участок, И. К. Коробов представил план и смету по реконструкции бассейна. В начале 1741 г. он предложил облицевать бассейн плитами. Галерная верфь была переведена сюда в 1740-х гг. Мол в 1753-1754 гг. был облицован известняковым камнем по проекту арх. С. И. Чевакинского.

В 1754 г. арх. М. А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, сохранив архитектурное решение XVIII в. Эти небольшие квадратные в плане башни с высокими изонутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками, - единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в. В XIX-XX вв. кроншпицы ремонтровались и переделывались, но сохранили первоначальный внешний облик.Одновременно со строительством производственных помещение гавани возводились и небольшие постройки для размещения караула, охранявшего территорию Галерной гавани, впоследствии Главного Гребного порта. К началу XIX в. каменная караульня (или гауптвахта) стояла у шлагбаума на большом проезде , две кордегардии - при въезде в Галерное селение с Большого и Малого проспектов, а деревянная гауптвахта , переделанная из мастерских, - внутри порта. Каменное строительство с 1730-1740-х гг. велось по типовым проектам. Расположенные по обеим сторонам Большого бассейна одинаковые галерные сараи, образующие ядро военно-промышленного ансамбля, были сугубо утилитарными постройками.Во второй половине XVIII в. к проектированию и строительству производственных и складских зданий привлекались арх-ры: Ф. И. Волков, В. И. Баженов, И. Кребер, Я. Перрен.

В 1794 г. гавань получила название Главного Гребного порта. В 1796 построенные Петром I сараи и мастерские были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами. После этого порт потерял свое назначение и сохранил лишь характер складского места. В 1808-1812 гг. по проекту А. Д. Захарова берега канала были укреплены гранитными набережными со спусками. Задуманное им же сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили в 1830-х гг. Его акватория, разделенная дамбой на две части, отделалась шлюзами от Большого бассейна.

В это период строится новый Караульный дом в Главном Гребном порту. В рапорте от 20 декабря 1822 г. сказано, что стоящий в порту на южном берегу Шкиперского протока Караульный дом, построенный в 1795 г. из старых лесов, выбранных от разломки Служительских казарм, совершенно не пригоден для жизни караульному офицеру и солдатам. Постройка нового Караульного дома намечалась на 1825 г., пока же использовался старый караульный дом, который простоял до середины 1830-х гг. Новое место для каменного дома было отведено на противоположном берегу Шкиперского протока. Старая Караульня и новая Гауптвахта обозначены на плане 1828 г. Использовался проект одноэтажного каменного караульного дома арх. А. Е. Штауберта. Строительство началось в июле 1825 г. Руководил работами арх. помощник, строитель 12-го класса П. Жигалев. Работы были звершены в октябре 1826 г. 23 ноября караул перебрался в новый дом.

В 1854 г. в Главном Гребном порту вместо прежних устройств для подъема судов был установлен Паровой кран. В 1864 он получил мощный фундамент и облицованную гранитом площадку. В 1872 г. Главный Гребной порт стал место починки первых российских миноносцев. В этот период построены мастерские - слесарная, котельная и медная.

В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироксилиновый завод. Пироксилин использовался для оснащения взрывчатыми веществами морских мин и торпед. Для завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую. Для водоснабжения завода в 1894 г. на западном берегу Галерной гавани возведена Водонапорная башня по проекту инженеров Куториха и Яковлева (Шкиперский проток, 25). (В настоящее время является частным владением).

В 1896-1897 гг. на берегу Большого бассена построено каменное двухэтажное Пожарное депо и кислотная мастерская Пироксилинового завода. В 1904-1906 гг. для завода возведены сушильня для пороха с ограждающим валом, котельная, пороховая мастерская и др. здания.

В 1901 г. часть территории на южном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу.

В конце XIX в. из-за краж на Пироксилиновом заводе решено было усилить караул Гребного канала для постоянного обхода завода. К началу ХХ в. в связи с увеличением караула возникла потребность надстройки Караульного дома. После надстройки дома в нач. ХХ в. его занимали - караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.

В 1906 опасный Пироксилиновый завод перевели с ВО на Обуховский полигон. Водонапорная башня функционировала до конца ХХ в. В этот период засыпали основную часть Шкиперского протока, его набережная превратилась в улицу. Устье реки засыпано в 1920-х гг. В 1906 г. участок Гребного порта на берегу залива передан Невскому яхт-клубу, состоявшему под покровительством вел. кн. Ксении Александровны. В северном углу этой территории по проекту арх. Ф. В. Кенеля в 1910 г. возвели беседку-ротонду. В конце ХХ в. в Галерной гавани работала научная лаборатория, проходили испытания электричества на кораблях, испытывались первые подводные лодки. В 1911 г. близ Галерной гавани было размещено радиотелеграфное депо Морского министерства (создано на базе кронштадтских радиомастерских А. С. Попова). 6 сентября 1902 г. здесь была открыта опятная авиастанция для испытаний гидроаэропланов и подготовки летчиков. 8 мая 1913 с водной поверхности Галерной гавани впервые взлетел гидроаэроплан. Это был С-10 Гидро русского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

В 1950-х гг. проводилась реставрация кроншпицев на молах.В 1920-1930-х гг. Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы.

НИИ ВМФ

Сейчас с северо-запада появились жилые кварталы. К востоку и западу от Большого бассейна промышленные зоны сокращаются. Западная часть - гаражи Маяк , АПТ N 4 Спецтранс (Гаванская колонна), автобаза. К востоку Центральный офис Федеральной регистрационной службы СПб, Невское проектно-конструкторское бюро и ВНИИ радоиаппаратуры.

К конце 1720-х гг. Большой бассей приобрел современные очертания, сюда были переведы все галеры с Фонтанки, сюда же поступали новые галеры с Адмиралтейских верфей. По берегам бассейна были возведены эллинги (сараи) для судов. Работами в гавани с 1734 г. после смерти Д. Трезини руководил арх. И. К. Коробов.

В 1729 г. территорию гавани обнесли палисадом из бревен.

В 1736 г. обнесли валом и рвом.

С 1744 г. под руководством арх. С. И. Чевакинского сооружения гавани реконструированы для галерной верфи.

В 1753-1754 гг. по его проекту реконструированы галерные сараи.

Входной канал в 1750-1754 гг. олицован камнем.

В 1754 г. по его же проекту были возведены кирпичные кроншпицы в стиле петровского барокко.

В 1808-1812 гг. по проекту арх. А. Д. Захарова берега канала укреплены гранитом, устроены спуски.

В 1830-е гг. сооружен Малый бассейн по проекту Захарова, в нем разместился сухой док. Малый бассейн отделен от Большого шлюзами.

Во второй половине XIX в. в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота.

В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироклисиновый завод.

В 1904-1906 гг. для Пироксилинового завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую.

(по материалам [24])

Включенв Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства. Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

История проток Шкиперского

Шкиперский проток — улица в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, проходящая от улицы Беринга до Прибалтийской площади. Нумерация домов ведётся от улицы Беринга.

/От Карташихиной и до Наличной улицы на Шкиперском протоке две проезжие части, разделённые сквером, на остальных участках — одна. Вдоль западного побережья Галерной гавани и до Прибалтийской площади дорожное полотно в рытвинах, местами покрыто железобетонными плитами.

Ранее на мест ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : прото. Шкиперский 10,  прото. Шкиперский 12Б,  прото. Шкиперский 12а*,  прото. Шкиперский 12,  прото. Шкиперский 12А,  прото. Шкиперский 21,  прото. Шкиперский 21 к.4,  прото. Шкиперский 21 к.5,  прото. Шкиперский 8,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, прото. Шкиперский, 21*

Картинка скодом