Список зданий по прото Шкиперский : 1, 1*, 10, 12, 12А, 12а*, 12Б, 12М, 14, 14 к.1, 14 к.2, 14 к.4, 14 к.8, ۩ 14А, 14Б, 15, 15 В, 16, 16Б, 16Д, 16з, 17, 17А, 18, 18 к.20, 18 к.5И, 18 к.8, 19, 2, 2 Б, 20, 20 В, ۩ 21, 21 к.4, 21 к.5, ۩ 21*, ۩ 23 к.1, ۩ 23 к.2, ۩ 25, 5, 7, 8, 9,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 12 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - прото. Шкиперский, 21*
«Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - Не выбран,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1721 ,
- Управляющая организация - АЛЕВ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
Галерная гавань - Главный Гребной порт - Галерная гавань
Шкиперский проток ул., 21х Галерный проезд, 2х Год постройки: 1721 Стиль: Классицизм Галерная гавань - Главный Гребной порт -Шкиперский проток, - Галерный проезд
Пам. (федеральн.)
1721 - Галерная гавань 1794 - Главный Гребной портГалерная гавань
Объекта культурного наследия федерального значения Галерная гавань Гребного порта.
Галерная гавань Гребного канала включает Большой и Малый бассейны и входной канал. Длина канала более 400 м.
Строительство гавани в устье Глухого протока на ВО началось в 1721 г. по указу Петра I. Проект арх. Д. Трезини включал прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом каналом и сооружение дока для ремонта галер. Прямоугольный бассейн соединен с заливом входным Гаванным (Петровским) каналом. По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер.
По проекту Доменико Трезини около 1722 г. были построены две подзорные башни - небольшие караульные павильоны со световыми фонарями ( маячными огнями ) и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными - из бревен, обшитых досками.
Историческая справка (выполнена Н. Ю. Бахаровой в 2003 г.)
История формирования ансамбля Галерной гавани началась в XVIII в. 21 сентября 1721 г. вышел именной указ Петра I о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове фортеции - Галерной гавани Гребного порта. Проект комплекса составил Доменико Трезини, руководил строительством шаутбенахт (командующий Галерным флотом) М. Х. Змаевич. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединенный с Финским заливом 400-метровым каналом. Черный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. В 1720-х гг. на конце молов, ограждающих канал, у залива построены две деревянные дозорные башни - Кроншпицы.Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов. В казармах разместили команду из 2000 человек. На берегу бассейна в 1728-1729 гг. построили эллинги для галер - арх. И. К. Коробов. Он же руководил строительством в Галерной Гавани в 1734-1740 гг., после смерти Д. Трезини.
В 1739 г. встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и колличества построек. Выбрав с галерными мастерами участок, И. К. Коробов представил план и смету по реконструкции бассейна. В начале 1741 г. он предложил облицевать бассейн плитами. Галерная верфь была переведена сюда в 1740-х гг. Мол в 1753-1754 гг. был облицован известняковым камнем по проекту арх. С. И. Чевакинского.
В 1754 г. арх. М. А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, сохранив архитектурное решение XVIII в. Эти небольшие квадратные в плане башни с высокими изонутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками, - единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в. В XIX-XX вв. кроншпицы ремонтровались и переделывались, но сохранили первоначальный внешний облик.Одновременно со строительством производственных помещение гавани возводились и небольшие постройки для размещения караула, охранявшего территорию Галерной гавани, впоследствии Главного Гребного порта. К началу XIX в. каменная караульня (или гауптвахта) стояла у шлагбаума на большом проезде , две кордегардии - при въезде в Галерное селение с Большого и Малого проспектов, а деревянная гауптвахта , переделанная из мастерских, - внутри порта. Каменное строительство с 1730-1740-х гг. велось по типовым проектам. Расположенные по обеим сторонам Большого бассейна одинаковые галерные сараи, образующие ядро военно-промышленного ансамбля, были сугубо утилитарными постройками.Во второй половине XVIII в. к проектированию и строительству производственных и складских зданий привлекались арх-ры: Ф. И. Волков, В. И. Баженов, И. Кребер, Я. Перрен.
В 1794 г. гавань получила название Главного Гребного порта. В 1796 построенные Петром I сараи и мастерские были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами. После этого порт потерял свое назначение и сохранил лишь характер складского места. В 1808-1812 гг. по проекту А. Д. Захарова берега канала были укреплены гранитными набережными со спусками. Задуманное им же сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили в 1830-х гг. Его акватория, разделенная дамбой на две части, отделалась шлюзами от Большого бассейна.
В это период строится новый Караульный дом в Главном Гребном порту. В рапорте от 20 декабря 1822 г. сказано, что стоящий в порту на южном берегу Шкиперского протока Караульный дом, построенный в 1795 г. из старых лесов, выбранных от разломки Служительских казарм, совершенно не пригоден для жизни караульному офицеру и солдатам. Постройка нового Караульного дома намечалась на 1825 г., пока же использовался старый караульный дом, который простоял до середины 1830-х гг. Новое место для каменного дома было отведено на противоположном берегу Шкиперского протока. Старая Караульня и новая Гауптвахта обозначены на плане 1828 г. Использовался проект одноэтажного каменного караульного дома арх. А. Е. Штауберта. Строительство началось в июле 1825 г. Руководил работами арх. помощник, строитель 12-го класса П. Жигалев. Работы были звершены в октябре 1826 г. 23 ноября караул перебрался в новый дом.
В 1854 г. в Главном Гребном порту вместо прежних устройств для подъема судов был установлен Паровой кран. В 1864 он получил мощный фундамент и облицованную гранитом площадку. В 1872 г. Главный Гребной порт стал место починки первых российских миноносцев. В этот период построены мастерские - слесарная, котельная и медная.
В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироксилиновый завод. Пироксилин использовался для оснащения взрывчатыми веществами морских мин и торпед. Для завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую. Для водоснабжения завода в 1894 г. на западном берегу Галерной гавани возведена Водонапорная башня по проекту инженеров Куториха и Яковлева (Шкиперский проток, 25). (В настоящее время является частным владением).
В 1896-1897 гг. на берегу Большого бассена построено каменное двухэтажное Пожарное депо и кислотная мастерская Пироксилинового завода. В 1904-1906 гг. для завода возведены сушильня для пороха с ограждающим валом, котельная, пороховая мастерская и др. здания.
В 1901 г. часть территории на южном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу.
В конце XIX в. из-за краж на Пироксилиновом заводе решено было усилить караул Гребного канала для постоянного обхода завода. К началу ХХ в. в связи с увеличением караула возникла потребность надстройки Караульного дома. После надстройки дома в нач. ХХ в. его занимали - караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.
В 1906 опасный Пироксилиновый завод перевели с ВО на Обуховский полигон. Водонапорная башня функционировала до конца ХХ в. В этот период засыпали основную часть Шкиперского протока, его набережная превратилась в улицу. Устье реки засыпано в 1920-х гг. В 1906 г. участок Гребного порта на берегу залива передан Невскому яхт-клубу, состоявшему под покровительством вел. кн. Ксении Александровны. В северном углу этой территории по проекту арх. Ф. В. Кенеля в 1910 г. возвели беседку-ротонду. В конце ХХ в. в Галерной гавани работала научная лаборатория, проходили испытания электричества на кораблях, испытывались первые подводные лодки. В 1911 г. близ Галерной гавани было размещено радиотелеграфное депо Морского министерства (создано на базе кронштадтских радиомастерских А. С. Попова). 6 сентября 1902 г. здесь была открыта опятная авиастанция для испытаний гидроаэропланов и подготовки летчиков. 8 мая 1913 с водной поверхности Галерной гавани впервые взлетел гидроаэроплан. Это был С-10 Гидро русского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.
В 1950-х гг. проводилась реставрация кроншпицев на молах.В 1920-1930-х гг. Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы.
НИИ ВМФСейчас с северо-запада появились жилые кварталы. К востоку и западу от Большого бассейна промышленные зоны сокращаются. Западная часть - гаражи Маяк , АПТ N 4 Спецтранс (Гаванская колонна), автобаза. К востоку Центральный офис Федеральной регистрационной службы СПб, Невское проектно-конструкторское бюро и ВНИИ радоиаппаратуры.
К конце 1720-х гг. Большой бассей приобрел современные очертания, сюда были переведы все галеры с Фонтанки, сюда же поступали новые галеры с Адмиралтейских верфей. По берегам бассейна были возведены эллинги (сараи) для судов. Работами в гавани с 1734 г. после смерти Д. Трезини руководил арх. И. К. Коробов.
В 1729 г. территорию гавани обнесли палисадом из бревен.
В 1736 г. обнесли валом и рвом.
С 1744 г. под руководством арх. С. И. Чевакинского сооружения гавани реконструированы для галерной верфи.
В 1753-1754 гг. по его проекту реконструированы галерные сараи.
Входной канал в 1750-1754 гг. олицован камнем.
В 1754 г. по его же проекту были возведены кирпичные кроншпицы в стиле петровского барокко.
В 1808-1812 гг. по проекту арх. А. Д. Захарова берега канала укреплены гранитом, устроены спуски.
В 1830-е гг. сооружен Малый бассейн по проекту Захарова, в нем разместился сухой док. Малый бассейн отделен от Большого шлюзами.
Во второй половине XIX в. в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота.
В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироклисиновый завод.
В 1904-1906 гг. для Пироксилинового завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую.(по материалам [24])
Включенв Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства. Российской Федерации от 10.07.2001 №527. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001История проток Шкиперского
Шкиперский проток — улица в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, проходящая от улицы Беринга до Прибалтийской площади. Нумерация домов ведётся от улицы Беринга.
/От Карташихиной и до Наличной улицы на Шкиперском протоке две проезжие части, разделённые сквером, на остальных участках — одна. Вдоль западного побережья Галерной гавани и до Прибалтийской площади дорожное полотно в рытвинах, местами покрыто железобетонными плитами.
Ранее на мест ... читать далее >>>> :