город Санкт-Петербург, набережная Реки Карповки, д.45

- это историческое здание, известное под названием «Иоанновский монастырь. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь», построенное в 1900-1902 году, архитектор(ы) - Никонов Н. Н.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Реки Карповки, 45

«Иоанновский монастырь. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1900-1902 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Никонов Н. Н.

Иоанновский монастырь - Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Карповки наб. , 4 Архитекторы: Никонов Н. Н Год постройки: 1900-190 Стиль: Византийский

Иоанновский женский монастырь - наб. Карповки, 45

Свято-Иоанновский ставропигиальный монастырь

Пам. арх. (регион. )

наб. Карповки, 45

1900-1902 - арх. Никонов Ник. Ник.

В 1899 г. о. Иоанн Кронштадт ский основал в своем родном селе Сура Иоанно-Богословскую женскую общину. Вскоре о. Иоанн решил устроить общинное подворье в Санкт-Петербурге.

Часть земли была куплена, а участок № 2 по Силину (ныне Иоанновкому) пер. между наб. Карповки и Песочной ул. (ныне ул. Профессора Попова) был подарен потомственным почетным гражданином Семеном Григорьевичем Раменским, председателем общества вспоможения бедным Владимирской церкви и Малоохтенского благотворительного общества при церкви св. Марии Магдалины. 8 мая 1899 г. о. Иоанном было освящено место будущего подворья. Закладку подворья 16 сентября того же года освятил викарный епископ Ямбургский Борис. Строилось здание по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. В следующем году здесь появилась небольшая деревянная часовня с шатровым завершением, построена по проекту Н. Н. Никонова, освящена во имя прп. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о. Иоанна. Наблюдать за постройком монастыря о. Иоанн благословил свою духовную дочь Анну Семеновну Сергееву. 27 октября 1901 г. она была пострижена в монашество с именем Ангелина и стала заведующей Сурским подворьем.

Строительство главного храма затягивалось, о. Иоанн решил устроить небольшой храм в нижнем этаже здания. 17 декабря 1901 г. по благословению митрополита Антония новая церковь была освящена самим о. Иоанном во имя прп. Иоанна Рыльского.

Комплекс монастыря был возведен всего за два года. В 1902 г. монахиня Ангелина была награждена наперстным крестом за успешную деятельность по строительству обители. О. Иоанн обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию с просьбой о переименовании Сурского подворья в Санкт-Петербургский женский монастырь Двенадцати Апостолов. Владыка Антоний предложил назвать монастырь Иоанновским в честь небесного покровителя батюшки прп. Иоанна Рыльского. О. Иоанн с благодарностью согласился.

В 1903 г. община в Суре была обращена в монастырь, а подворье в самостоятельную обитель. Матушка Ангелина была назначена настоятельницей.

Главный храм обители собор Двунадесяти Апостолов занимает два верхних этажа храмового комплекса. Храм был освящен 17 декабря 1902 г. митрополитом Антонием в сослужении о. Иоанна Кронштадт ского. Правый придел во имя Казанской иконы Божией Матери был освящен 24 апреля 1903 г. епископом Гдовским Константином, он же 14 октября того же года освятил левый во имя прп. Андрея Критского и Марии.

Пять куполов собора и звонница были покрыты разноцветной черепицей. В окнах находились витражи с изображениями апостолов работы П. К. Венига и Ф. К. Платонова. Образа для двухъярусного дубового иконостаса написал Ф. К. Платонов, другие - М. В. Нестеров. Жертвенник и пристол были изготовлены из белого мрамора.

В 1903 г. на Песочной ул. (ныне ул. Профессора Попова) было окончено строительство пятиэтажного дома причта. Рядом в 1907-1908 гг. было возведено здание лазарета, мастерских, типографии и келий для 200 сестер. Тогда же в подвальном этаже по проекту Н. Н. Никонова была устроена небольшая усыпальница, выложенная белым итальянским мрамором. Мраморный иконостас для нее был изготовлен в мастерской А. А. Баринова. Образа также написал Ф. К. Платонов. Средства на строительство храма-усыпальницы пожертвовала Анна Яковлевна Лежоева. В 1907 г. она стала насельницей монастыря, была пострижена с именем Иоанна и исполняла обязанности казначея обители.

О. Иоанн любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря». И это место он сам выбрал для своего упокоения, обратившись к митрополиту Антонию с особым прошением об этом. 15 декабря 1904 г. Николай II написал на его докладе: «Разумеется, желание почтенного о. Иоанна Сергиева будет исполнено». 20 декабря 1908 г. О. Иоанн скончался. 21 декабря 1908 г. митрополит Антоний освятил в усыпальнице придел во имя прор. Илии и благ. цар. Феодоры - по именам небесных покровителей родителей о. Иоанна. 23 декабря здесь в беломраморной гробнице и был погребен батюшка.

На втором этаже под алтарем главного храма сохранялись покои о. Иоанна. Они оставались неприкосновенными вплоть до закрытия обители. Когда монастырь стал возрождаться, всю обстановку удалось восстановить благодаря сохранившемуся описанию. Ныне в этих помещениях располагаются патриаршие покои.

Настоятелем храма с 1904 г. был протоиерей Иоанн Николаевич Орнатский. С января 1909 г. монастырь стал первоклассным.

Иоанновский монастырь. начала 1900-х гг.

Иоанновский монастырь. 900-х гг.

Сурский монастырь Иоанна Кронштадского.

о. Иоанн Кронштадт ский.

Фрагмент карты 1913 г.

Кладбища при монастыре запланировано не было. Когда матушка Ангелина спросила об этом о. Иоанна, он ответил: «Моим сестрам не понадобится кладбище, они как птицы разлетятся по свету». Грустное пророчество сбылось

16 мая 1910 г. состоялась закладка каменной часовни на углу наб. Карповки и Иоанновского пер. Построена часовня по проекту Н. Никонова.

Осенью 1915 г. в монастырском саду была выстроена небольшая безымянная каменная часовня. 24 Октября 1915 г. в часовне были погребены тела князей А. А. Щербатова, скончавшегося 5 Апреля, и Г. С. Васильчикова, погибшего 7 Июля. Вскоре радом с часовней были погребены тела князя А. К. Горчакова и губернатора Санкт-Петербурга графа А. В. Адлерберга. Сохранившаяся часовня была отреставрирована в 1990-е гг.

При монастыре имелся приют для девочек, лазарет и иконописная мастерская, действовало Общество в память о. Иоанна, содержавшее странноприимный дом.

После декрета о ликвидации монастырей, обитель была закрыта. В 1919 г. сестры организовали Карповскую женскую трудовую общину, председательницей была провозглашена матушка Ангелина. В это время в трапезной действовала новоосвященная Никольская церковь. В 1922 г. матушка Ангелина была взята под домашний арест по делу о сокрытии церковных ценностей.

Окончательно ликвидирована обитель была 15-17 ноября 1923 г. В это время в нем проживало еще 60 монахинь. Церковь отдали под клуб, а другие здания в 1926 г. передали Государственному научно-мелиорационному институту. Часть сестер добилась разрешения жить на чердаке здания и в подвале монастыря, остальные расселились по разным адресам.

1 марта 1926 г. был замурован вход в гробницу о. Иоанна, его могила потом была тайно забетонирована. Матушка Ангелина осуществляла духовное руководство сестрами до самой своей кончины. Незадолго до смерти она приняла схиму. 8 февраля 1927 г. она была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

31 января 1931 г. был арестован и в апреле того же года расстрелян духовник О. Иоанна архимандрит Иаков (Аржановский) до ареста окормлявший сестер обители. Протоиерей И. Орнатский был арестован в 1936 г. , приговорен к пяти годам лагерей и умер в лагере.

18 февраля 1932 г. были арестованы и отправлены в ссылку все монахини, продолжавшие жить при монастыре. Арестовали и сестер, живших в общинах-коммунах на городских квартирах.

В советское время здание было занято разными учреждениями: общежитие, швейный цех, квартиры, театр, ДОСААФ, вычислительный центр. В разные годы находилось более двадцати различных организаций. Но даже в это время верующие тайно молились возле наружной стены монастыря, у подвального окна усыпальницы. В цоколе здания. на месте куда прикладывались верующие, выбит крест.

Престол соборного храма во имя Двенадцати Апостолов.

Усыпальница св. прав. о. Иоанна Кронштадт ского.

Кабинет о. Иоанна Кронштадт ского в Иоанновском монастыре

Покои о. Иоанна Кронштадт ского в Иоанновском монастыре

Восстановление верхнего собора 1990 г.

Восстановление усыпальницы1989-1990 гг.

Восстановление храмапрп. Иоанна Рыльского

В 1989 г. монастырь вернули Епархии. В нем разместилось подворье Пюхтицкого монастыря, которое начало восстановление храма.

1 ноября 1989 г. была вновь освящена нижняя церковь с усыпальницей.

На Поместном Соборе 7 июня 1990 г. , избравшем владыку Алексия Патриархом Московским и всея Руси, было принято постановление о канонизации протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадт ского). 14 июня Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Петербург, чтобы совершить прославление праведного Иоанна Кронштадт ского. Верхний храм еще реставрировался. А нижний слишком мал - торжества проходили под открытым небом у стен монастыря.

30 октября 1990 г. был поднят первый крест на купол собора Двенадцати Апостолов. В храме-усыпальнице были восстановлены по старинным графиям иконостас и надгробие над могилой о. Иоанна.

12 июля 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил верхний храм. Тогда же был освящен и поднят крест на главный купол собора.

25 декабря 1991 г. монастырь стал именоваться Свято-Иоанновским ставропигиальным. 29 октября 1997 г. останки настоятельницы схиигумении Ангелины перенесли в усыпальницу св. прав. Иоанна Кронштадт ского.

В настоящее время монастырю возвращены все исторические здания. При монастыре действует воскресная школа, монастырские мастерские, гостиница для паломников.

Литература:

В. В. Антонов, А. В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. - СПб. , Лики России, Спас, 2010 3-е издание, дополненное, исправленное С. 37-39

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь СПб. Издание монастыря 2008

Шкаровский М. В. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. История обители. СПб. : 1998 С. 101-102

«Из малоизвестного - многоизвестный» Свято-Иоанновский монастырь на Карповке. Статья Т. Кириллиной в журнале «Вода Живая» № 1[108] 2009

Часовня в ограде монастыря, 01. 2011

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [7802222000].


Памятник градостроительства и архитектуры (Регионального значения).
Иоанновский монастырь с часовней, садом и оградой
Дата создания: 1899-1900 гг.
Полный адрес: город Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 45, литеры А, Д.
Номер в реестре: 781520358010005.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, расположенного на участке, ограниченном с юга набережной реки Карповки, с востока – Вяземским переулком, с севера – улицей Профессора Попова, и включающего:

1. Монастырь;
2. Ограду;
3. Сад; 4. Часовню; пространственно-планировочная композиция, включая местоположение монастыря, ограды, сада и часовни. Монастырь: Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация основного объема четырехэтажного здания, на подвалах, состоящего из нескольких корпусов с внутренним прямоугольным двором и двумя арочными проездами: лицевого корпуса (прямоугольного в плане, усложненного алтарной апсидой – трехгранной, трапециевидной в уровне 1-2-го этажей, полуциркульной в уровне 3-го этажа, с завершением в виде полусферы), включая объем пятиглавого храма; западного корпуса (прямоугольного) с высокой колокольней (восьмерик на четверике, увенчанный шлемовидной главой на высоком барабане); северного корпуса (сложной конфигурации) со скругленным восточным углом; габариты, конфигурация и высотные отметки крыши, куполов, колокольни; пять куполов, со шлемовидными главками, с барабанами, декорированными облицовочным кирпичом в виде полосатой кладки, с узкими оконными проемами с полуциркульным завершением, барабан центральной главы, с гладкими ? колоннами с кубическими капителями, в межоконных простенках; исторический материал покрытия – керамическая плитка; исторический рисунок и характер отделки (золочение) крестов. Конструктивная система здания: исторические наружные и внутренние капитальные стены; исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий (для помещений без архитектурно-художественной отделки); воротные проезды, перекрытые полуциркульными сводами с распалубками и подпружными арками; сводчатые перекрытия: парусные с подпружными арками (вестибюль); четыре гладких колонны красного гранита с кубическими капителями; купольный свод на парусах, опирающийся на четыре гладких колонны красного гранита с кубическими капителями (Храм Иоанна Рыльского); конха центральной апсиды с распалубками (Храм Иоанна Рыльского); перекрытия коробовыми сводами с распалубками и подпружными арками (Храм-усыпальница); парусные своды притвора на подпружных арках (Храм Двенадцати Апостолов); гладкие колонны алтарной части, с орнаментированными капителями (Храм Двенадцати Апостолов); сводчатые и купольные перекрытия основного объема храма (Храм Двенадцати Апостолов); гладкие отдельно стоящие и сдвоенные колонны притвора с кубическими капителями (Храм Двенадцати Апостолов); прусские своды верхней лестничной площадки лестницы Л-1; Парадная лестница: двухмаршевая, с известняковыми ступенями, на косоурах; исторические ограждения лестничных маршей: кованого черного металла, с фризом в виде волютообразных завитков, со стилизованными крестами, вписанными в круг, между которыми располагаются растительные побеги и цветы, воссозданное ограждение – материал и рисунок; Лестница, ведущая в Храм-Усыпальницу: двухмаршевая, с мраморными ступенями; исторические ограждения лестничных маршей, кованые, в виде гладких и витых вертикальных стержней; Лестница Л-1: двухмаршевая, с известняковыми ступенями, на косоурах; исторические ограждения лестничных маршей, кованые, в виде гладких и витых вертикальных стержней, в основании лестницы волютообразный завиток; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, включая исторические габариты Храма Двенадцати Апостолов и Храма Иоанна Рыльского. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение лицевых фасадов в приемах историзма с использованием элементов русско-византийского стиля, с имитацией двухцветной кладки и выделением цокольного и 1-го этажей однотонной темной облицовкой; цоколь красного гранита, на западном фасаде и фасаде внутреннего двора – известняковый; материал и характер обработки фасадной поверхности: облицовочный кирпич темно-серого цвета с имитацией ленточного руста (в уровне цокольного и 1-го этажей), облицовочный кирпич в виде полосатой кладки темно-серого и серого цветов (в уровне 2-го и 3-го этажей и барабанов куполов); межэтажные профилированные карнизы в уровне 1-2-го и 2-3-го этажей; подоконные карнизы в уровне 3-го этажа и в уровне оконных проемов 2-го яруса 3-го этажа; габариты и конфигурация (прямоугольная, с полуциркульным завершением) оконных проемов; историческия заполнения оконных проемов – материал (дерево, металл), рисунок расстекловки и цветовое решение; профилированный венчающий карниз, в т. ч.: с аркатурным поясом и фризом с имитацией каменной резьбы (крещатый орнамент) на южном фасаде, с фризом «псковский бегунец» (в завершении объема алтарной апсиды и переходной галереи), с аркатурным поясом на восточном фасаде и фасаде внутреннего двора; южный фасад: портал парадного входа, с полуциркульным завершением, в профилированном орнаментированном обрамлении с имитацией каменной резьбы (растительный орнамент); оформление оконных проемов: с веерной кладкой облицовочного кирпича по архивольтам (в уровне 2-го этажа); с гладкой полуколонкой и кубической капителью с имитацией каменной резьбы в межоконном простенке, с гладкими сдвоенными колонками с кубическими капителями в межоконных простенках (в уровне 2-го этажа в подкупольной части); с полуциркульным завершением веерной кладки облицовочного кирпича, с полуколонками и ? гладкими колонками с кубическими капителями с имитацией каменной резьбы в межоконных простенках; сдвоенные проемы объединены профилированным архивольтом, концы которого зрительно опираются на стилизованные гирьки, под архивольтом круглая неглубокая ниша в обрамлении растительного орнамента с имитацией каменной резьбы (в уровне 3-го этажа в подкупольной части); в неглубоких нишах, фланкированные гладкими полуколонками с кубическими капителями, с прямоугольными нишками в подоконном пространстве нижнего яруса окон (в уровне 3-го этажа, на боковом крыле); венецианское окно (тройное) под аттиком: с полуциркульным завершением с гладкими полуколонками и кубической капителью, декорированной имитацией каменной резьбы в межоконных простенках; аттик треугольной формы над тройным окном 3-го этажа, с профилированным карнизом, декорированным лепной порезкой, аркатурно-колончатым поясом в подкарнизной части и лепной вставкой с имитацией каменной резьбы над центральным окном (крест в обрамлении завитков растительного орнамента); восточный фасад: оформление оконных проемов: с веерной кладкой облицовочного кирпича по архивольтам (в уровне 2-го и 3-го этажей); наличники с имитацией каменой резьбы (в уровне 1-го этажа); гладкие сдвоенные колонки и полуколонки с гладкими кубическими капителями (в уровне 2-го и 3-го этажей); декоративные вставки, имитирующие каменную резьбу: кресты в неглубоких нишах, в подоконных простенках на уровне 3-го этажа; небольшие аттики треугольной формы; западный фасад: портал входа с полуциркульным завершением, в неглубокой нише; исторический металлодекор: створы ворот кованого железа, из вертикальных стержней, оканчивающиеся тремя полуциркульными арками, с накладками в виде крестов, верхняя часть ворот в виде поясов растительного орнамента; оформление оконных проемов: известняковые наличники (в уровне цокольного этажа); веерная кладка облицовочного кирпича по архивольтам (в уровне 2-го и 3-го этажей); центральный ризалит с треугольным аттиком, увенчанный колокольней; оформление венецианского (тройного) окна – гладкие полуколонки с кубическими капителями в межоконных простенках (в уровне 3-го этажа ризалита с колокольней); оформление барабана колокольни – гладкие полуколонны с кубическими капителями; аттик треугольной формы с аркатурно-колончатым поясом; фасад внутреннего двора: оформление оконных проемов - с веерной кладкой облицовочного кирпича по архивольтам (в уровне 2-го и 3-го этажей). небольшие аттики треугольной формы; архитектурно-художественное решение дворового фасада лицевого корпуса аналогично решению южного фасада. Декоративно-художественная и (или) цветовая отделка интерьеров: Вестибюль парадного входа: внутреннее дверное заполнение: двери двустворчатые (дуб), глухие в нижней трети, каждая створка в нижней трети на четыре фигарейные филенки, в верхней части остекленные, боковые одностворчатые двери меньшего размера, в нижней глухой трети на две фигарейные филенки, фрамуга, остекленная на четыре стекла, коробового очертания; облицовка пола узорчатой рельефной метлахской плиткой в два цвета (коричневый, желтый) с бордюром в виде ромбов; облицовка пола метлахской плиткой в три цвета (желтый, коричневый, бежевый) с орнаментальным поясом в русско-византийском стиле; дверной проем с историческим деревянным заполнением: дверь двустворчатая, глухая, на три фигарейные филенки, левая створка уже правой, с остекленной на два стекла фрамугой полуциркульного очертания; облицовка пола метлахской плиткой в три цвета (желтый, коричневый, бежевый) с орнаментальным поясом в русско-византийском стиле; ступени, ведущие в храм Иоанна Рыльского, облицованные метлахской плиткой «щетка» бежевого цвета; дверной проем с историческим деревянным заполнением: двери двустворчатые (дуб), глухие, каждая створка на три фигарейные филенки, боковая панель на три глухие филенки, с остекленной фрамугой полуциркульного очертания; храм Иоанна Рыльского: облицовка пола метлахской плиткой сложного рисунка: крещато-звездчатый орнамент (бежевый, светло-коричневый, темно-коричневый) в центральной части, розетки, вписанные в круг с бордюром крещатого орнамента (голубой, желтый, бордовый) в боковых пределах;облицовка пола метлахской плиткой сложного рисунка, имитирующей мозаику с бордюром «плетенка» на солие и в алтарной части, край солии облицован плиткой «щетка»; исторические оконные заполнения внутренних рам; Лестница, ведущая в Храм-Усыпальницу: облицовка пола нижней площадки метлахской плиткой в два цвета: желтый, голубой; храм-усыпальница: облицовка пола метлахской плиткой в два цвета: желтый, голубой; Парадная лестница: облицовка пола межэтажных площадок и площадок 2-го и 3-го этажей метлахской плиткой в два цвета (желтый, голубой), с бордюром из стилизованных ромбов; Лестница Л-1: облицовка пола межэтажных площадок метлахской плиткой в два цвета (желтый, коричневый), с бордюром из стилизованных ромбов; Храм Двенадцати Апостолов: решетка входной зоны храма Двенадцати Апостолов, кованого черного металла, с крестами в обрамлении стилизованных растительных побегов, воссозданные створы ворот – материал и рисунок заполнения; облицовка пола метлахской плиткой в два цвета: голубой, желтый, с бордюром из стилизованных ромбов; оформление плоского перекрытия притвора - профилированные тяги. Ограда: Объемно-пространственное решение и конструктивная система: исторические местоположение, габариты и конфигурация кирпичной ограды (за исключением въездных ворот (позднейшие)); столбы с лучковым завершением. Архитектурно-художественное решение: материал и характер оформления стен ограды – окрашенная штукатурка, пояс из полуциркульных нишек. Сад: Объемно-пространственное и планировочное решение, рельеф: историческая объемно-пространственная и планировочная композиция сада; исторические габариты и материал дорожек (набивные на щебеночном основании); рельеф – ровный. Насаждения: рядовые и солитерные посадки деревьев; газоны; исторический видовой состав: старовозрастные и средневозрастные деревья ценных пород (рядовые посадки ив вдоль восточной границы сада, дубы в групповых и солитерных посадках). Часовня: Объемно-пространственное решение и конструктивная система: габариты и конфигурация здания часовни, воссозданного в 1999 – 2000 гг. по архивным чертежам; габариты и конфигурация (скатная) крыши и купола на барабане, исторические материал (металл) и колер их окраски; исторический рисунок и характер отделки (золочение) креста. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов, воссозданных в 1999 – 2000 гг.

на карте

Соседние дома : ул. Всеволода Вишневского 18,  ул. Всеволода Вишневского 20/20,  пер. Вяземский 4,  наб. Реки Карповки 28,  наб. Реки Карповки 30,  наб. Реки Карповки 32,  наб. Реки Карповки 36,  ул. Набережная 5,  пер. Вяземский 4А,  ул. Всеволода Вишневского 18А,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Реки Карповки, 45

Картинка скодом