город Санкт-Петербург, проспект Приморский, д.91

- это историческое здание, известное под названием «Буддийский дацан», построенное в стиле - Модерн в 1909-1915 году, архитектор(ы) - Барановский Г. В. Березовский Н. М.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Приморский, 91

«Буддийский дацан»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1909-1915 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Барановский Г. В. Березовский Н. М.

Буддийский дацан

Приморский пр., 91. Архитекторы: Барановский Г. В.Березовский Н. М. Год постройки: 1909-1915 Стиль: Модерн.

Буддийский дацан Модерн

Пам. арх. (федер.)

1900-1919 - гражд. инж. Березовский Николай Матвеевич - проект

1909-1915 - арх. Барановский Гавриил Васильевич - строительство

Буддийский храм Санкт-Петербурга - самый северный на планете и самый крупный в Европе буддийский храм.

Группа монгольских студентов на ступенях

Буддийского храма (арх. Г.В.Барановский).

(ЦГАКФФД ссылка 11.1.2013.)

Буддийский храм в Санкт-Петербурге - современное официальное название: Санкт-Петербургский Буддийский Храм « Дацан Гунзэчойнэй» - это аббревиатура полного тибетского названия « Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». - первый в Европе буддийский храм.

В 1908 г. в Министерство иностранных дел России было передано ходатайство тибетского далай-ламы о строительстве храма. Идею поддержали ученые-востоковеды. В 1909 г. на участке, приобретенном бурятским ламой Агваном Доржиевым, началось строительство Средства на строительство были пожертвованы Доржиевым и XIII далай-ламой и собраны среди верующих Бурятии и Калмыкии.

Храм был построен арх. Г. В. Барановским в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Для научного руководства строительством был создан комитет ученых-востоковедов, куда вошли В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, однако первые службы в храме начали уже в 1913 г. В 1912 г. хамбо-лама Агван Доржиев вызвал буддийского монаха О. Б. Будаева в Петербург для работы по оформлению внутреннего храма. Будаев принимал участие в росписи центрального храма, эскизы которых были выполнены Н. К. Рерихом. Работы в новом храме были закончены в 1915 г. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 г. Настоятелем был лама Агван Лобсан Доржиев.

Главным является южный фасад, декорированный портиком из четырех квадратных столбов, поддерживающих прямоугольный фронтон.Здание облицовано гранитом. Фасад сужается кверху, завершаясь антаблементом из красного кирпича. Во фризе были установлены бронзовые позолоченные диски, которые после революции были варварски выломаны. Яркий пояс синего глазурованного кирпича с белыми кругами, золоченые конические « джалцаны» на углах кровли, узкие окна. С северной стороны к зданию примыкает четырехэтажная башня. увенчанная ганчжиром - медным позолоченным фигурным завершением. На фасаде - хардэ - восьмирадиусный круг, по обеим сторонам которого стоят медные позолоченные фигурки газелей. Здание создано по канонам тибетской религиозной архитектуры в стиле северного модерна.

Внутреннее помещение разделено двумя рядами столбов на три части, освещается через прямоугольное отверстие в перекрытии.

В 1919 г. храм подвергся разграблению. Вандалы разбили Большого Будду - в нем искали сокровища. В 1924 г. вновь начал функционировать до 1935 г., когда храм был закрыт, а буддийские монахи репрессированы. Во время ВОВ в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х гг., использовалась как глушилка .

1970-е гг. использовался Зоологическим институтом Академии наук СССР.

25 ноября 1968 г. здание было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета храм был передан буддистам.

(по материалам статьи В. Н. Мазуриной Осор Будаев: буддийский монах,

художник, сотрудник Музея истории религии. История Петербурга №5(39)/2007,[43])

1935-1937: Репрессировано 26 служителей храма. Часть из них - похоронены на Левашовской пустоши .

(Лит-ра: Андреев А.И. Храм Будды в Северной столице. - СПб., 2004. С.160 - 161)

Скульптуры ослов на на фасаде называют то газелями, то оленями, то ланями и т.д. Но это просто ослы и они глубоко символичны в буддийской философии.

В настоящее время (2010) продолжается реставрация. Проведена облицовка, восстановлен портик, ворота храма, ганджир (золоченый шпиль), восстанавливаются интерьеры.

Объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 527 от 10.07.2001г.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения [7801238000].


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Храм буддийский
Дата создания: 1909-1915 гг.
Полный адрес: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 91, литера А; дом 93, литера А.
Номер в реестре: 781620561700006.
Описание предмета охраны: Объёмно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение границ территории. I. Храм Объёмно-пространственное решение: габариты и конфигурация здания, состоящего из двух основных прямоугольных объемов: южного двухэтажного с антресолью, в котором расположены дуган с кельями для монахов над ним, и северного четырехэтажного – башни-гонкана; два прямоугольных в плане ризалита в южной части восточного и западного фасадов; портик по центральным осям южного фасада; крыша – исторические габариты и конфигурация (скатная), включая объем светового фонаря, исторические дымовые трубы и слуховые окна чердака полуциркульного очертания; материал окрытия кровли (гладкая сталь). Конструктивная система здания: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены – габариты, местоположение, включая угол наклона наружных капитальных стен (стены сужаются кверху); исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий – для помещений без исторической отделки; исторические перекрытия – для помещений с исторической отделкой; наружная парадная лестница-стереобат розового гранита рапакиви – местоположение (перед портиком на южном фасаде), габариты, конструкция (на четыре схода); четыре пилона портика – местоположение, габариты, конфигурация (квадратного сечения, суживающиеся в верхней части), материал (розовый гранит рапакиви). Пом.3, пл. 310,4 кв.м.: Восемь пилонов в интерьере дугана (молельного зала) – местоположение, габариты, материал (кирпич), конфигурация (квадратного сечения, суживающиеся в верхней части); Пом.8, пл. 7,5 кв.м.: Лестница, ведущая в подвал: двухмаршевая с забежными ступенями – местоположение, габариты;* *облицовка ступеней и ограждения современные. Пом.2, пл.18,4 кв.м.: Лестница, ведущая в помещения над дуганом: местоположение, габариты (включая габариты проступи и подступенка) - трехмаршевая, лестничные марши на металлических клепаных косоурах, ступени лещадной плиты; ограждения лестничных маршей кованого черного металла, из вертикальных стоек квадратного сечения с диагональными направляющими (тетивой по верхнему и нижнему краю), между стойками – торсированные вертикальные прутья; деревянный поручень - габариты, материал, профиль; покрытие пола межэтажных площадок метлахской плиткой в два цвета (желтый, темно-красный); Пом. 9, пл.13,2 кв.м.: Лестница башни-гонкана, местоположение, габариты (включая габариты проступи и подступенка) - двухмаршевая, лестничные марши на металлических клепаных косоурах, ступени лещадной плиты; ограждения лестничных маршей кованого черного металла, из вертикальных стержней квадратного сечения с диагональными направляющими (тетивой по верхнему и нижнему краю), между стержнями - вертикальные прутья черного металла, поручень черного металла; покрытие пола межэтажных площадок метлахской плиткой в два цвета (желтый, темно-красный). Сводчатые перекрытия подвала: Пом. 8, пл. 3,6 кв.м.; пом. 11, пл. 29,2 кв.м.; пом. 12, пл. 12,7 кв.м.; пом. 18 (кухня), пл. 30,8 кв.м.; пом.19, пл. 17,6 кв.м.; пом.22: коробовые своды с распалубками; Пом. 18, пл. 30,8 кв.м.; Пом. 3а, пл.23,1 кв.м.; Пом. 6, пл.м.: ниши с коробовым завершением; Помещение 4 этажа башни- гонкана (Молельня) Пом. 2, пл. 20,1 кв.м.: полуциркульный свод. Помещения для хранения книг и алтарной утвари по сторонам алтарной ниши: Пом. 4, пл. 13,3 кв.м. и пом.6, пл. 13,2 кв.м.: цилиндрический свод; Конструкция светового фонаря (имитация тибетского рабсала): внутренний уровень остекления – габариты, местоположение (над уровнем второго этажа центрального объема) наружный каркас светового фонаря – габариты, местоположение, конфигурация (двускатный), высота конька, конструкция (металлический клепаный каркас*), * элементы конструкции боковых скатов поздние Пом. 10, пл. 29,5 кв.м.: выступающие балки перекрытия лучкового очертания; Объёмно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, включая двухсветный молитвенный зал (дуган) в центральной части здания в уровне первого – второго этажей, разделенный двумя рядами пилонов на три нефа. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение в стилистике северного модерна с использованием традиций тибетской и бурятской буддийской архитектуры; материал и характер отделки фасадов – цоколь из блоков грубо околотого розового гранита рапакиви (руст «скала») с поясом из блоков гладкого гранита по верхнему краю; отделка стен блоками меньшего формата грубо околотого красно-бурого валаамского гранита (руст «скала») - габариты и формат окола блоков; вставки лицевого кирпича, майоликовой плитки и гладкой штукатурки; дверные и оконные проёмы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные различного размера, люкарны в уровне антресоли второго этажа в центральной части южного фасада и в уровне третьего этажа башни - гонкана северного фасада); заполнения оконных проемов – исторический материал (дерево), рисунок расстекловки; оформление прямоугольных оконных проемов – наличники из панелей с матовой поверхностью черно-серого крупнозернистого камня*, с боковыми панелями, сужающимися в верхней части, с наружными гранитными подоконными досками: на уровне балкона-галереи 2-го этажа южного фасада с гранитным валиком в основании подоконной доски, на северном и южном фасадах с поясом стилизованных дентикулов в основании подоконной доски; с линейными сандриками, декорированными поясами дентикулов, расположенных в шахматном порядке; *предположительно лабрадорит портик главного входа южного фасада, на четырех гранитных пилонах, поставленных на пьедесталы, с медными рельефными позолоченными базами в виде полос выпуклых дисков и лиственного орнамента, заключенных между полочками, с поясом «четки» по верхнему краю; стилизованный растительный орнамент в верхней части фуста пилонов; лепные бронзированные капители пилонов со стилизованными изображениями лотоса на гранях основания, с поясом белых кругов на красном фоне (бур. «эрхи»), символизирующих четки под ними; верхняя расширяющаяся часть капители - в центре символ «калачакра» со стилизованным буквенным начертанием в обрамлении стилизованных растительных завитков на фронтальной стороне; пилястры в междверных простенках портала главного входа с декором, аналогичным пилонам, с аналогичными медными рельефными позолоченными базами в виде полос выпуклых дисков и лиственного орнамента, заключенных между полочками, с поясом жемчужника по верхнему краю; балкон-галерея, венчающая портик, на уровне 2-го этажа; историческое колористическое решение лепного декора портика и антаблемента всех объемов; кессонированное перекрытие портика, с кессонами, обрамленными стилизованными дентикулами (бур. орнамент «уняа»); сложно декорированный антаблемент со вставками гладкой майоликовой плитки синего цвета, с поясом лепной растительной порезки в основании, с традиционным буддийским орнаментом символизирующим воду со стилизованными изображениями лотосов в верхней части; высокий аттик в завершении портика, являющийся глухим парапетным ограждением балкона, с двумя рядами малых белых лепных зеркал-толи на фоне синей майоликовой плитки; пять зеркал-толи в оформлении аттика портика: медь (бронза ?, томпак ?), выколотка, позолота, в виде дисков с загнутыми краями – местоположение, габариты, материал* *происхождение: Монастырь Ловран, Тибет,Китай ? скульптурная группа, венчающая портик, в виде восьмирадиусного колеса «хурдэ» с фланкирующими фигурами ланей (геральдическая композиция) – габариты, местоположение:* колесо хурдэ (колесо буддийского закона), медь, выколотка, позолота. Скульптурное изображение в виде колеса с рельефными цветками на широкой лицевой поверхности, с четырьмя выступами из кругов и тремя облаковидными по наружному периметру; в центре диск с тремя стилизованными рыбами и восемью радиальными переменного сечения стрежнями; опорная часть – двухъярусная, с завитками, рельеф геометрического характера. скульптуры ланей, медь, выколотка, позолота. По сторонам хурдэ – симметрично расположенные, повернутые к нему, фигуры стоящих со вскинутыми головами животных на основании с рельефным геометрическим орнаментом (на так называемом Лотосовом престоле). Сохранность: позолота потерта, множественные механические повреждения, разрывы по швам, патина, хвосты утрачены. *происхождение – Внутренняя Монголия три портала парадных дверей, декорированные двумя медными золочеными орнаментальными поясами растительного характера и растительных волютообразных завитков, с вставкой резного орнамента, символизирующего воду, между ними; три заполнения дверных проемов: двери дубовые (тонированный дуб), двустворчатые, гладкие, с неглубокими простыми филенками во всю длину дверного полотна; историческая фурнитура парадных дверей: шесть* ручек в виде круглых выпуклых накладок - чашек с кольцами (медь, кольцо - железо), 18 медных дверных петель; * в настоящее время пять ручек демонтированы и хранятся в храме балкон со стороны северного фасада на уровне 4-го этажа башни-гонкана, основание балкона – объем помещения 3-го этажа, декорированный лицевым красным кирпичом с двумя поясами майоликового кирпича по верхнему и нижнему краю; ограждение балкона кованого черного металла из вертикальных стоек с тетивой по верхнему и нижнему краям, с композициями в виде завитков растительного орнамента; венчающий фриз двухэтажного объема здания с поясом гладкой штукатурки по нижнему краю, с поясом стилизованных сложносоставных керамических кронштейнов, зрительно поддерживающих верхний ярус фриза, состоящий их полосы лицевого кирпича, обрамленной майоликовыми вставками с гладкими медальонами по верхнему и нижнему краю; зеркала-толи и изображения «калачакры» в оформлении венчающего фриза здания – количество (13 зеркал-толей и 3 изображения «калачакры»), местоположение (венчающий фриз основного объема здания и северной башни-«гонкана»)*; *в настоящее время на южном фасаде здания имеется только 5 зеркал-толей и 2 изображения «калачакры», остальные демонтированы и хранятся в помещениях храма Элемент наружного декора здания «калачакра» - габариты, местоположение (на фризе лицевого красного кирпича южного фасада, количество - три) Медь, выколотка, гравировка, позолота. Односторонний, со сложным абрисом; основание – сужающееся кверху, с геометрическим орнаментом, у верхней части – контур трехлопастной арки; вдоль наружных краев – стилизованный орнамент из облакоподобных листьев с завитками, повторяющая линию контура орнаментальная полоса в средней части – с выпуклыми дисками; в центре на фоне стилизованных литер – знак из геометрических фигур.* *происхождение: Внутренняя Монголия. Зеркала-толи. Медь (бронза ?, томпак ?), выколотка, позолота. В виде дисков с загнутыми краями.* *происхождение: Монастырь Ловран, Тибет, Китай ? венчающий профилированный карниз фигурного кирпича 2-х этажного объема, с полочкой и профилем «валик»; венчающий фриз башни-гонкана, с узким поясом гладкой штукатурки по нижнему краю, с поясом стилизованных дентикулов, с верхним ярусом фриза из полосы лицевого кирпича, обрамленной майоликовыми вставками с гладкими штукатурными малыми зеркалами-толи по верхнему и нижнему краю; ступенчатый аттик в завершении повышенного объема северной башни – гонкана - местоположение, габариты, конфигурация; венчающий профилированный карниз башни-гонкана; два объемных изображения «чжалцана» (знак победителя) на крыше основного объема здания – местоположение (восточный и западный углы южной части крыши), габариты, материал (медь, выколотка, золочение). В форме цилиндра, расчлененного двумя поясками на 3 яруса с колоколообразным навершием и гладким, заостренным в верхней части шаром на нем; на поверхности двух нижних ярусов цилиндра и на поверхности навершия-купола – низкорельефный растительно-геометрический орнамент; в верхнем ярусе – барельефный символический орнамент из лиственно-геометрических элементов (с гнездами для цветных стекол), кистей рук и крупнорельефных голов фантастических животных.* * происхождение: Внутренняя Монголия. объемное изображение «ганчжира», в виде фигурного конуса с фигурными поясками, с навершием в виде шара (форма ступы) – местоположение (завершение аттика северной башни-«гонкана»), габариты, материал (медь, выколотка), конфигурация. Декоративно-художественная отделка интерьеров и предметы декоративно-прикладного искусства: Вестибюль: Пом. 1, пл. 36,4 кв.м.: покрытие пола полихромной метлахской плиткой серого и красного цветов со стилизованным геометризованным изображением лотосов в центральной части; отделка верхней части стен и потолка по периметру всего помещения – лепные орнаментальные пояса и небольшая падуга между ними с полихромной росписью растительного характера (малые зеркала-толи, стилизованные лотосы): местоположение, рисунок, колористическое решение; дверной проем, ведущий в молельный зал (дуган)– габариты, местоположение; оформление дверного проема молельного зала: орнаментированные накладные пояса (медь, позолота, чеканка, гравировка) – вдоль наружного края орнаментальная полоса (6 см) из растительных волютообразных завитков, с внутренней стороны орнамента – отдельно расположенные стилизованные лотосы (в виде полурозетт; 12 х 6 см, из 15 – 11 утрачено), в нижних углах – две четвертные розетты (6 х 6 см), в верхних – подобные розетты более крупного масштаба (12 х 12 см); средняя полоса (7 см) с орнаментом из загнутых внутрь листьев-завитков; между обеими полосами террасообразные деревянные резные полихромные пирамиды – традиционный орнамент, символизирующий воду; на наличнике двери с внутренней стороны – отдельные накладные детали: символические изображения «ваджры» (24 х 6 см) (утрачена слева внизу), чередующиеся с 5 разной величины (3, 4, 5 см) выпуклыми малыми зеркалами-толи и двумя полулотосами внизу; латунный порожек дверного проема с орнаментом из концентрических кругов; историческое дверное заполнение проема молельного зала: дверь дубовая, двустворчатая, каждая створка с филенкой; историческая фурнитура парадных дверей: две ручки, аналогичные ручкам на наружных дверях главного входа (медь); три медные петли на каждой створки двери; четыре фигурные батареи калориферного отопления (металл, окраска) –местоположение (по южным углам помещения и по краям дверного проема): основание восьмигранное с решетками из волнистых полос в отверстиях, на ступенчатом плинте; основная часть в виде отходящих от центральной части пластин; навершие – фигурное, многопрофильное, с шаром); Два дверных проема по сторонам, один из них ведущий на лестницу, в историческом профилированном обрамлении, с историческими фрамугами геометрической расстекловки; заполнение дверного проема, ведущего на лестницу: материал (дерево), рисунок - дверь одностворная, на три филенки; латунный порожек с орнаментом из концентрических кругов; Помещение молельного зала (дуган): Пом.3, пл. 310,4 кв.м.: декоративно-художественное решение зала, разделенного двумя рядами пилонов на три нефа; отделка верхней части стен и потолков всех нефов орнаментированными лепными поясами с полихромной росписью - семь различных поясов (снизу вверх): бронзированный растительный орнамент с круглыми малыми зеркалами-толи, дентикулы («уняа»), пояс из стилизованных листьев с загнутыми концами и медальоном в центре, орнамент «соты», стилизованные кронштейны с изображением лотосов, пояс из стилизованных листьев с загнутыми концами; фриз с полихромной росписью в основании многопрофильного карниза: нижний ярус - полихромное стилизованное изображение драпировок ткани, синяя полоса с золотыми нитями*; * золочение утрачено ярус живописного фриза над капителями пилонов с композициями из стилизованных изображений лотосов в обрамлении растительных завитков; оформление капителей пилонов: стилизованный рельефный полихромный орнамент в виде завитков и листьев в верхней части фуста, рельефные полихромные лепные бронзированные капители с поясом «четки» (бур. «эрхи»), со стилизованными изображениями лотоса на гранях основания, с монограммами калачакры в обрамлении пояса из листьев и золочеными буквами алфавита «ланджа» в обрамлении растительных завитков по сторонам - на кронштейнах, соединяющих пилон с балками перекрытия; отделка дверного проема и ниши алтаря –обрамления с буквенными начертаниями (верхняя перемычка – санскрит, боковые обрамления – монгольское «квадратное письмо»); ручка дверная типа «скоба» (количество -две ). На бронзовых цапфах с эбонитовым каннелированным стержнем, заканчивающимся шарообразными литыми бронзовыми деталями с цветочными розетками. покрытие пола полихромной метлахской плитки геометрического рисунка; полихромное обрамление проема светового фонаря с двумя рядами малых зеркал толи и скульптурными изображениями стилизованных бутонов в углах; отделка дверных проемов двух помещений по сторонам от алтарной ниши – обрамления с буквенными начертаниями (верхняя перемычка – санскрит, боковые обрамления – монгольское «квадратное письмо»); Помещения по сторонам от алтарной ниши для хранения книг и алтарной утвари: Пом. 4, пл. 13,3 кв.м. и пом.6, пл. 13,2 кв.м.: фриз с полихромной росписью со стилизованным изображением тканевых драпировок; покрытие пола полихромной метлахской плиткой с шахматным рисунком по периметру; латунный порожек с орнаментом из концентрических кругов; оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: в пом. 4: комплект из четырех шпингалетов, в пом. 6 один шпингалет; Помещения второго этажа: Пространство перед балконом-террасой: Пом. 18, пл. 30,3 кв.м.: покрытие пола –дубовый паркет рисунка «елочка»; дверной проем, ведущий на балкон-террасу, с деревянным заполнением (две пары, внутренняя и наружная): дверь двустворчатая, полусветлая, нижняя часть на две филенки; оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: восемь на окнах, два на балконной двери; дверной проем с деревянным заполнением: дверь полуторастворная, каждая створка на четыре филенки; падуга потолка со ступенчатым профилем простого рисунка; Пом. 1, пл. 8,9 кв.м. и пом.3 пл. 8,4 кв.м.: оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре; Пом. 10, пл. 29,5 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: три; дверной проем с деревянным дверным заполнением: дверь двустворчатая, каждая створка на четыре филенки; Пом. 11, пл. 13,3 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре; Пом. 12, пл. 13,8 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; Пом. 6, пл. 11,5 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; Пом. 5, пл. 11,3 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; пом. 4, пл. 11,5 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; Пом. 15, пл. 11,3 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два; Объем лестничной клетки башни-гонкана: Пом. 9, пл. 13,2 кв.м.: оконные приборы на оконных заполнениях лестницы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: восемь; ограждения оконных проемов лестничной клетки кованого черного металла, рисунка, аналогичного ограждениям лестницы; дверной проем с историческим деревянным дверным заполнением: дверь полуторастворчатая, каждая створка на три филенки – материал, рисунок; потолок над лестничной клеткой с падугой и ступенчатым профилем простого рисунка; Объем лестничной клетки основного объема: Пом. 19, пл. 18,5 кв.м.: оконные приборы на окнах лестницы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре, одна ручка утрачена; Антресоль. Помещение перед кабинетом настоятеля: Пом.2, пл. 36,6 кв.м.: потолок с падугой и ступенчатым профилем простого рисунка; дверной проем с историческим деревянным дверным заполнением: дверь полуторастворчатая, каждая створка на три филенки – материал, рисунок; Помещение 4 этажа башни-гонкана: Пом.2, пл. 20,1 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: десять; Пом.3, пл. 12,4 кв.м.: оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: шесть. Центральное помещение второго этажа, находящееся над молитвенным залом (дуганом): Пом. 17, пл. 37,2 кв.м.: Витражное ограждение проема светового фонаря – местоположение (центральная часть помещения), габариты, конфигурация (прямоугольное), материал (деревянный каркас с витражными вставками); Витражи ограждения проема: «Восемь драгоценных предметов Будды»; «Пять видов подношений Триранте»: полихромные, выполнены в свинцово-паечной технике. Витражное стекло офактуренное – цветное и бесцветное в свинцовой оплетке. На каждой стороне по 3 витража, боковые – вертикальные, центральный – двойного размера, широкий. По сторонам и между рам с витражами – матовые рельефные стекла. Витражи вмонтированы в деревянные рамы ограждения. Витраж «Пять подношений»: габариты, местоположение (в центральной части каждой из сторон).Количество – четыре. Композиция, составленная из зеркала-толи, шелковой ткани под ним, плодов в сосуде, раковины с благовониями и музыкального инструмента лютни по сторонам от зеркала. Предметы помещены в широкую чашу. Стекла желтого, белого, зеленого цветов. Сохранность: загрязнены, пятна краски, почти полностью утрачено желтое стекло сосуда. Междувитражное правое стекло витража на восточной стороне частично прозрачное, частично рельефное. Витражи «Восемь драгоценных предметов Будды»: Витраж «Лотос» (восточная сторона ограждения, боковой левый ) Чашечка раскрытого цветка белого цвета на зеленом стебле с листьями с прорисованными черными линиями жилками. Сохранность: загрязнен; угловое левое стекло – прозрачное; следы масляной краски. Витраж «Сосуд драгоценностей» (восточная сторона, боковой правый) Стекла сиреневого, голубого, желтого цветов. Трехъярусное сооружение желтого цвета с сиреневыми и голубыми «лепестками» наверху; внизу – развевающиеся ленты. Сохранность: загрязнен, следы масляной краски. Витраж «Рыбы» (символ счастья – «Рыбы, исполняющие желания»: северная сторона, боковой левый). Стекла желтого и зеленого цветов. Два повернутых друг к другу изогнутых тела рыб желтого и зеленого цветов, пересеченные узкой полосой петлевидно изогнутой ткани желтого цвета, в нижних углах – изогнутые листьевидные драпировки. Сохранность: загрязнен; левое стекло – прозрачное; следы масляной краски. Витраж «Ритуальный зонт счастья». (Северная сторона, боковой правый) На ручке с шаром внизу – зонтичный купол с набалдашником-шариком наверху и расширяющейся многочленной нижней частью, от которой вниз спускаются 2 ленты с поднимающимися концами. Стекла желтого, коричневого, зеленого цветов. Сохранность: пятна краски. Витраж «Колесо хурдэ (колесо учения)». (Западная сторона, боковой левый) Стекла желтого, зеленого, серого цветов. Колесо желтого цвета с концентрическими кольцами, с кружками, тройными кружками по периметру (по восьми осям), со спускающимися вниз лентами, имеющими поднятые концы. Сохранность: загрязнен, по сторонам рельефные стекла. Витраж «Ганчжир». Стекла коричневого, желтого, зеленого, серого цветов. Разделенная на клетки квадратная фигура (цилиндр при взгляде сбоку) с навершием в форме полога с овалом в центре и шариками по сторонам, внизу – удлиненная ось с шариком на конце, по ее сторонам – развевающиеся ленты. Сохранность: закрыт дополнительным стеклом, трещины в нижней правой части цилиндра, утраты треугольного фрагмента, внизу – трещина и утрата фрагмента фона, справа с краев – наполовину утраченное и замененное другим рельефное стекло.* *На южной стороне мозаичные витражи заменены живописной имитацией (поздней) с изображениями: 1) Узел счастья 2) Пять подношений 3) Раковина В узких промежутках – рельефные стекла. Демонтированные витражные блоки временно находятся на 2 м этаже. Витраж «Узел счастья». Деталь ограждения светового фонаря с южной стороны слева. Стекла золотистого, зеленого и желтого цветов. Центричная композиция в виде переплетенных полос (полотенец-«хатак») с просветами; в нижних углах – свисающие от «узла» ленты с приподнятыми краями. Сохранность: загрязнен, трещины, утраты фрагментов стекол, 4 выбоины. Витраж «Раковина» («самамдума»). Деталь ограждения светового фонаря с южной стороны справа. Раковина с мелкозакрученной верхней частью, вертикально поставленная; в нижних углах – отходящие от раковины ленты с приподнятыми краями. Сохранность: загрязнен, многочисленные утраты стекол слева, справа, внизу, в центре (до половины площади). остекление верхнего светового фонаря в уровне крыши – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформление (композиция из 16 мозаичных полихромных витражей), рисунок (16 повторяющихся буддийских символов «Очир» в круге с ориентированными по сторонам света смыкающимися листьями и стилизованными санскритскими литерами в малом круге в центре). Витраж светового фонаря Витражное стекло белого, синего, желтого, зеленого, светло-желтого, светло-зеленого цветов, свинцовая оплетка. Общая композиция витража состоит из 16 повторяющихся буддийских символов «Очир» в круге с ориентированными по сторонам света смыкающимися листьями и стилизованными санскритскими литерами в малом круге в центре. Витраж вписан в квадрат бесцветного стекла. Каждый квадратный блок вкомпонован в квадратную раму-ячейку, из которых составлена центральная часть (4 х 4) остекления светового проема (6 х 6). По периметру – бесцветное стекло. Размер: диам – 64 см. Сохранность: значительное загрязнение, ржавые потеки, Из 16 мозаичных витражных модулей –5 отсутствуют, из них 3 витражных блока демонтированы (хранятся под лестницей), загрязнены, у одного трещины, утрачена свинцовая оплетка вдоль обода, у второго – утрачена свинцовая оплетка по кругу, у третьего – трещины, утрачены две вставки и фрагмент одной, 6 модулей заменены поздней живописной имитацией. Сохранившиеся витражные модули частично утратили угловые фрагменты, сохранился только витражный круг, положенный на квадрат бесцветного оконного стекла; II. Ограда Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация трехсторонней ограды, окружающей территорию храма с садом с северной, восточной и южной сторон; ворота – местоположение (центральная часть южной стороны ограды), габариты, конфигурация (с двумя калитками по сторонам). Конструктивная система: историческая конструкция глухой ограды: кирпичная стена (местоположение - южная, восточная, северная стороны ограды; габариты); столбы (местоположение, габариты, конфигурация (квадратного сечения)); историческая стоечно - балочная конструкция ворот – местоположение (центральная часть южной границы ограды), габариты, конфигурация (центральные ворота с двумя фланкирующими калитками), материал (кирпич) Архитектурно-художественное решение: южная и восточная части ограды: материал и характер отделки ограды – гладкая штукатурка, фактурная штукатурка (под шубу), лицевой кирпич, облицовочный кирпич; материал и характер отделки цоколя – гладкая штукатурка; оформление верхней части ограды - кладка из лицевого кирпича с поясками из облицовочного кирпича; венчающая решетка ограды – местоположение, габариты, материал (металл), техника исполнения (ковка), рисунок (восточный орнамент в виде трезубцев, чередующихся с волютообразными завитками) окрытия столбов – местоположение, габариты, конфигурация (скатные, конусообразные), материал (металл); оформление венчающей части ворот - отрезки высокого полихромного антаблемента с фризом из лицевого кирпича с поясками из облицовочного кирпича и лепным карнизом с восточным растительным орнаментом; заполнение ворот и калиток – местоположение, габариты, материал (металл), техника (ковка), рисунок (восточный орнамент с вертикальными стойками с навершиями в виде трезубцев и пик и заполнением в виде растительного орнамента (зваполнение ворот) и стилизованного геометрического узла счастья (заполнение калиток)); северная часть ограды: материал и характер отделки ограды – гладкая штукатурка, двускатное окрытие верхней части столбов – местоположение, габариты, конфигурация; III. «Сад» Объемно-пространственное решение: насаждения – лиственницы, липы, тип посадок (рядовая). Объемно-планировочное решение: планировка сада - центральная дорожка, ориентированная на ворота – габариты, вид покрытия (набивной); площадка перед входом в сад – местоположение, вид покрытия (набивной); дорожка, ведущая от калитки к храму - местоположение, материал (лещадные плиты). IV. «Дом жилой» Объёмно-пространственное решение: габариты и конфигурация четырёхэтажного здания с повышенным объемом лестничного ризалита по двум центральным осям северного фасада; крыша - исторические габариты, конфигурация (вальмовая), материал окрытия (металл); слуховые окна – количество (два), габариты, конфигурация (со скатным завершением). Конструктивная система здания: фундаменты, исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий. Объёмно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой (южный) фасад и южные оси торцевых фасадов: материал и характер отделки фасада – лицевой кирпич (в уровне второго-четвертого этажей), гладкая штукатурка, руст (в уровне первого этажа); материал и характер отделки комбинированного высокого цоколя – плиты из известняка, гладкая штукатурка; оконные и дверные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, витринные оконные проемы в уровне первого этажа южного фасада); заполнения оконных проёмов - исторический рисунок, материал (дерево); междуэтажный профилированный карниз (между первым и вторым этажами); профилированный венчающий карниз; свес кровли, подшитый деревом, на деревянных кобылках; балконы – количество (одиннадцать), местоположение (по 1- 4 и 7-10 осям в уровне второго этажа, 4-7 осям в уровне третьего этажа, 2-3 и 8-9 осям в уровне четвертого этажа южного фасада и по 2 крайним южным осям в уровне второго – четвертого этажей торцевых фасадов), габариты, конфигурация (прямоугольные); ограждение балконов – габариты, материала (металл), техника исполнения (ковка), рисунок (вертикальные торсированные стойки соединенными горизонтальными направляющими); навес парадного входа – местоположение (по двум центральным осям южного фасада в уровне первого этажа), габариты, конфигурация (пирамидальная), конструкция (на металлических кронштейнах и металлической раме), материал (дерево, материал окрытия- металл); кронштейны навеса парадного входа – количество (два), местоположение, габариты, материала (металл), техника исполнения (ковка), рисунок (угловые направляющие с заполнением в виде металлических кругов); дворовый (северный) фасад и северные оси торцевых фасадов: материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка; материал и характер отделки комбинированного высокого цоколя – плиты из известняка, гладкая штукатурка; оконные и дверные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); заполнение оконных проемов – рисунок расстекловки , цвет заполнений (коричневый); профилированный венчающий карниз; свес кровли, подшитый деревом, на деревянных кобылках.

История проспекта Приморского

Приморский проспект — крупная транспортная магистраль в северной части Санкт-Петербурга. Проходит от Ушаковской развязки (проектировщик ГУП Ленгипроинжпроект) в сторону Ольгино вдоль Финского залива.

В начале XIX века современный Приморский проспект был частью дороги, именовавшейся «дорогой из Систребека (Сестрорецка)».

С середины XIX века на участках современного проспекта улица Академика Шиманского — ось улицы Покрышева и ось улицы Покрышева — П ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Дибуновская 69,  пр-кт. Приморский 93,  ул. Савушкина 77,  ал. Липовая 9,  ул. Савушкина 98,  пр-кт. Приморский 89,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Приморский, 91

Картинка скодом