город Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д.118*

- это историческое здание, известное под названием «Варшавский вокзал», построенное в стиле - Эклектика в 1852-1853, 1858-1860 году, архитектор(ы) - Скаржинский К. А. Сальмонович П. О.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Список зданий по наб Обводного канала : 1, 10, 10*, 101, 103, 105, 107, 108, 108А, 109, ۩ 11, ۩ 11*, 113, ۩ 114, 114 к.1, 114 к.2, 114 к.4, ۩ 114 к.5, 114Д, 114Е, 114Ж, 114И, 114к3, 115, ۩ 116, ۩ 116а, ۩ 116к2, 117, ۩ 118, 118 к., 118 к.12, 118 к.2, 118 к.7, 118 лит. П, ۩ 118*, ۩ 118А, 118ААВ, ۩ 118АН, 118АШ, 118б, 118В, 118Г, 118Е, ۩ 118Ж, ۩ 118И, ۩ 118Л, 118М, 118Н, 118Р, ۩ 118С, 119, ۩ 11А, 12, ۩ 120, ۩ 120А, 120А1, 120Б, 120В, 120В*, 120Г, 120Д, 120Д*, 120Е, 120Ё, 120Ж, 121, 121 Б, 121А, 121А*, 121Б, 121В, 122, 122Б, 123, 123А, 123Б, 124, 125, 125Б, 127, 127А, 127з, 128, 128 Б, 13, 130, 132, 132Е, ۩ 133, ۩ 134-136-138, 134-138, 134-138 к.10, 134-138 к.104, 134-138 к.110, ۩ 134-138 к.17, 134-138 к.19, 134-138 к.200, 134-138 к.204, 134-138 к.205, 134-138 к.207, 134-138 к.208, 134-138 к.21, 134-138 к.210, 134-138 к.213, 134-138 к.217, 134-138 к.218, 134-138 к.220, 134-138 к.221, 134-138 к.228, 134-138 к.231, 134-138 к.233, 134-138 к.239, 134-138 к.240, 134-138 к.257, 134-138 к.260, 134-138 к.266, 134-138 к.27, 134-138 к.274, 134-138 к.28, 134-138 к.288, 134-138 к.296, 134-138 к.3, 134-138 к.36, ۩ 134-138 к.4, 134-138 к.40, 134-138 к.401, 134-138 к.408, 134-138 к.41, 134-138 к.417, 134-138 к.419, 134-138 к.42, 134-138 к.45, 134-138 к.47, 134-138 к.5, 134-138 к.70, 134-138 к.71, 134-138 к.72, 134-138 к.75, 134-138 к.79, 134-138 к.80, 134-138 к.86, 134-138*, 134-138451А, ۩ 135, ۩ 136 к.1, 138 к.1, 138 к.12, 138 к.3, 138 к.4, 138 к.6, 139, 13А, 14, 14 к.1, 14 к.2, 14 к.3, 140, 140А, 141, 142, 142/16, 142А, 142Б, 143, 144-146, 145, 145 Г, 147, 147 Б, 147-149, 147-149 Z, 147-149 Б, 147-149 К, 147-149 Н, 147К, 147Н, 148 к.2Б, 148-152, 1482А, 1482Д, 148А, 149, 14С, ۩ 15, ۩ 15*, 150 к.1, 150И, ۩ 151, 151-153, 153, 154, ۩ 155, 155 Б, 156, 156 к.2, 156 к.3 В, 156Е, 156к1, 156к3, 157, 157-159, 157-159 Г, 157-159 Е, 157-159 О, 158, 158*, 159, 16, 161, 163-165, 163а, 165, 165 Б, 165А, ۩ 169, ۩ 169-173, ۩ 17, 17 М, ۩ 17*, ۩ 171, 171-173, ۩ 173, 175, 177Д, 179, ۩ 17А, ۩ 17Б, 18, ۩ 181, 183, 185, 187, ۩ 19, ۩ 19*, 191, ۩ 193-195, 197-201, 199-201А, 19А, 2, 203, 203 О, 203 Т, 203 Ч, 205, 207, 209, ۩ 21, 211, 211-213, 213, 215, 217, 219, 219-221, 21А, 22, 221, 221*, 223, 223 к.1 В, ۩ 223-225, 223А, 223к1, 227, 227А, 229, ۩ 23, ۩ 23*, ۩ 231, 233, 24, 24А, ۩ 25, ۩ 27, ۩ 29, 3, ۩ 3-5, 31, ۩ 33, ۩ 35, 36, ۩ 37, ۩ 39, 4, 40, 40Б, 42, 43, 43А, 43В, 45, 45*, 46, 46А, 46А снесен, 46к2, 48, 49, 5, 50, 51, 51 Б, 51 В, 51 Г, 51Б, 53, 53 В, 53 Ж, 53ВГДЖ, 55, 55 Г, 56, 57, 59, 59 Б, 59 В, 59 Д, 6, ۩ 60-62, 61А, 61Б, 62, 62А, 62А1А2, 62Б, 62В, 64, 65, 66, 69, ۩ 7, ۩ 7*, ۩ 70, ۩ 70*, 71, ۩ 72-74, ۩ 74, 74В, 74Г, ۩ 74Д, 74Е, 74Ж, 74О, 74ТА, ۩ 74Ц, ۩ 75, ۩ 76, 76А, 78, 78А, ۩ 7Б, 8, 80, 82, 82Б, 83, 84, 84 Б, 84 к.2, 86, 87, 88, 89, ۩ 9, 90, 90А, 91, 91*, ۩ 92, 93, 94, 95, 95А, 96, 98, 99, ,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Обводного канала, 118*

«Варшавский вокзал»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Эклектика ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1852-1853, 1858-1860 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Скаржинский К. А. Сальмонович П. О.

Варшавский вокзал

Обводного наб. к. , 118Варшавский пер. , Архитекторы: Скаржинский К. А. Сальмонович П. О Год постройки: 1852-1853, 1858-1860. Стиль: Эклектика Варшавский вокзал Эклектика

наб. Обводного канала, 118

1852-1853 - арх. Скаржинский Ксаверий Алоизиевич

1858-1860 - арх. Сальмонович Петр Онуфриевич, инж. Фляш Ю. - перестройка

включено существовавшее здание

1949 - арх-ры Муравьёв Б. В. , Хомутецкий Н. Ф. - восстановление, перестройка

Два жилых дома для служащих

1860-1890-е - арх. Сальмонович Петр Онуфриевич

Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс»

2003-2006 - арх. Джованни Бартоли - перестройка с сохранением фасадов

Это третий по счету вокзал в городе. По указу Николая I после строительства Витебского вокзала был разработан проект строительства ж. д. линий в сторону европейских столиц, первой из них была Варшава.

Первое здание Варшавскоговокзала в Санкт-Петербурге. Рис. Грейма, 1850-е гг.

Варшавский вокзал. начала 1900-х гг. Витраж.

Старые открытки.

(из книги А. Л. Пунина:Архитектура Петербургасередины ХIX века)

1895-1903 гг.

Торжествееное освящение места закладкикаменного храма Воскресения Христовавозглавляет протоиерей Философ Орнатский. 8(21) сентября 1903 г.

Государь император Николай IIпод дебаркадером на платформе в ожиданиипоезда германского императора Вильгельма. (ЦГА КФФД)

Остаток кареты убитого министраПлеве у Варшавского вокзала. - Карл Булла, 190

худ. Антонышев Ян.

15 февраля 1851 г. император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой. Дорогу решено было строить на средства казны. Императорский указ от 22 ноября 1851 г. предписывал вести строительство дороги с двух сторон - от Санкт-Петербурга и от Варшавы.

Руководство изыскательскими работами осуществлял товарищ главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями генерал-майор Э. И. Герстфельд, он же в дальнейшем возглавил Управление строительными работами. Его помощником был назначен инженер путей сообщения С. В. Кербедз. Выбором места и обмерами земли под строительство станции занялись инженеры путей сообщения подполковник В. И. Грабе и капитан Г. Ангель. Они выбрали пустырь за Обводным каналом, где в то время находились «выгонные земли».

Первое здание Варшавского вокзала внешне не было похоже на Николаевский вокзал. Оно строилось по проекту архитектора чертежной «особенной канцелярии» К. А. Скаржинского, который занимался также сооружением пассажирских и водоподьемных зданий в Царском Селе и Гатчине. Построенное в 1853 г. каменное здание Варшавского вокзала было двухэтажным и имело скромный вид. Снаружи это был обычный жилой дом, и лишь наличие больших дверных проемов в центре главного фасада свидетельствовало о том, что здание предназначено для пропуска большого количества людей. Главный фасад его выходил на Обводный канал. Над центральным входом был этаж с двускатной крышей типа мезонина и флагштоками на лицевом и дворовом фасадах. В центре кроме лестницы были устроены боковые пандусы для въезда экипажей на платформу. По обеим сторонам здания высились кирпичные заборы с лепными украшениями и воротными проездами.

В сравнительно короткие сроки по проектам Скаржинского одновременно были построены вагонные и локомотивные депо, жилые дома для рабочих и служащих, различные подсобные помещения и мастерские.

1 ноября 1853 г. открылось движение на первом участке дороги - от Петербурга до Гатчины. Для регулярного движения дорога открылась в 1862 г.

Из-за нарастания потока пассажиров и грузов появилась необходимость перестройки и расширения вокзала. Его переустройство началось после 1855 г. На чертежах 1854 и 1855 гг. можно увидеть «временную станцию» южнее вокзала. Ее возведение - вынужденная мера, поскольку предполагалось расширение пассажирской станции, но средств для ведения работ не хватало: шла Крымская война. Основные строительные работы, продолжившиеся после окончания войны, были завершены к декабрю 1860 г. Производителем работ по строительству нового вокзала стал П. О. Сальмонович, один из выпускников Института гражданских инженеров, ранее работавший помощником у К. А. Скаржинского. В 1858 г. он представил проект, который предусматривал помимо возведения нового пассажирского дома (вокзала) строительство паровозного здания (депо) на 14 паровозов и двух каменных жилых домов для служащих общества. В перестройке вокзала также принимал участие французский инженер Ю. Фляша.

В ходе сооружения нового вокзала возникли разногласия между Управлением путями сообщения и новой администрацией дороги. П. П. Мельников, в 1862 г. назначенный главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, обратил внимание Министерства на неприемлемый для русских железных дорог проект постройки вокзала. Согласно этому проекту, внутри здания должны были располагаться пять поворотных кругов для рассортировки вагонов. Такая система постройки не могла быть использована, так как длина вагонов, принятая в России, была больше, чем в Европе, а ограниченность площади здания не позволяла содержать и разворачивать их на поворотных кругах. Тем не менее проект был утвержден.

Здание при перестройке изменило свой вид и местоположение: первый вокзал стоял на значительном удалении от берега канала, а второй оказался придвинутым к нему почти вплотную. Здание было значительно расширено и в сторону путей. На главном фасаде выделялся большой витраж, за которым находилось обширное пространство. перекрытое дебаркадером. Вокзал имел два последовательно расположенных дебаркадера - один для прибывающих и отправляющихся поездов, другой для отстойного парка вагонов. Перекрытия дебаркадеров опирались на чугунные колонны. В парке, имевшем застекленную крышу, одновременно могли находиться до 60 вагонов, поступавших в распоряжение начальника станции. Они разводились по девяти путям вручную на пяти поворотных кругах. После выпадения нескольких стекол, крышу перекрыли кровельным железом. В 1890-х гг. отстойный парк ликвидировали, оставив три пути, являвшихся продолжением путей приема, отправления и ходового.

В 1907 г. Варшавская железная дорога вошла в состав Северо-Западных железных дорог.

(От Царскосельской до Октябрьской. Альбом. СПб. : Лики России, 2007.

И. А. Богданов. Вокзалы Петербурга. СПб. , 200 ,

Подъезд был не с набережной, а сбоку здания. Фасад со стороны канала был оформлен центральным ризалитом с часовой башенкой и витражом.

Арх. Вольмар Вестлинг и арх. П. Э. С. Дагенаер из Швеции проектировали интерьер и мебель для вокзала Петербург - Варшава в 1857 г. , что послужило образцом и для Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.

Долгое время Варшавский был единственным международным вокзалом России.

Часовня-шатер

17 октября 1901 г. перед витражным окном на главном фасаде Варшавского вокзала была установлена икона Спасителя, худ. И. А. Коркин. В 1902 г. была сооружена часовня-шатер из стекла и металла, по проекту Н. П. Нечаева.

Часовня была приписана храму Воскресения Христова, принадлежавшему Всероссийскому Александро-Невскому обществу трезвости. Привокзальную часовню снесли в 1925 г.

Современный вид вокзала.

Рядом с вокзалом - два жилых дома для служащих. Построены в 1860-1890-е гг. - арх. Сальмонович П. О.

Комплекс построек Варшавского вокзала -

Здание вокзала

1852-1853 - арх. Скаржинский Ксаверий Алоизиевич

1858-1860 - арх. Сальмонович Петр Онуфриевич, инж. Кербедз Станислав Валерианович (Ю. Фляша) (?) -

включено существовавшее здание

Здание пакгауза

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Водонапорная башня

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Поворотный круг

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Вагоноремонтное депо

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Два служебных здания (1-е здание, 2-е здание)

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Жилой дом (деревянный двухэтажный)

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Здание инструментального цеха

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Здание склада

2-я половина XIX в. - автор не установлен

Круглое производственное здание

2-я половина XIX в. - автор не установлен (Список . )

Здание механического цеха (Электростанция) (исключено из Списка . )

1898-1899 -

1910-е - расширение

вторая полов. XX в. - перестройка (Список . до исключения)

Здание вокзала было перестроено в 1949 г. , арх. Б. В. Муравьёв и Н. Ф. Хомутецкий. Тогда же у главного фасада был установлен памятник В. И. Ленину (ск. Н. В. Томский). (Путеводитель по Ленинграду. Л. : «Лениздат», 1957.

1883 г. - « . 9 октября 1883 г. гроб с телом покойного Ивана Сергеевича Тургенева прибыл на поезде из Парижа (Тургенев умер во Франции) с Варшавского вокзала его доставили на Волковское кладбище, где предали земле. Процессия была многолюдной. «

(Шерих Д. Ю. Петербург. День за днем. Городской месяцеслов. - СПб. , издательство «Петербург - XXI век». 1998. С. 218, (даты по нов. стилю )

В начале 1980-х гг. появилось решение т. Романова Г. В. о сносе Варшавского вокзала для того, чтобы соединить Измайловский пр. с Новоизмайловским (если посмотреть по карте-идеально). Проект разрабатывался в мастерской №1 ЛенНИИПроекта, арх. Юрий Александрович Овсиев непосредственно работал над этой сложнейшей задачей. Предполагалось завершить работы к 1985 г. Памятник архитектуры спасла статуя В. И. Ленина, как известно, стоявшая по оси проспекта-вокзала. Была идея перенести статую к Балтийскому вокзалу, но ее не приняли, и Варшавский вокзал, к счастью, остался на месте. (

С 15 октября 2001 г. движение поездов с Варшавского вокзала не осуществляется.

В вокзальном депо открыт Музей железнодорожной техники.

Сегодня в здании вокзала создан Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс».

Разработчик проекта - итальянец Джованни Бартоли. Все исторические фасады вокзала сохранены.

Представление о пространственнойструктуре вокзала и используемой конструкции стеклянной крыши 1850-х гг. Они сделаны за несколько месяцев доперестройки вокзала под ТРК. (

Первое здание не выходило на Обводной канал. Канал назывался Обводной - т. к. был вырыт по существовашему тогда мнению, что при наводнении водам Невы нет выхода в залив. Отсюда и название Обводной, а не Обводный. Дебаркадер - крытая плавучая пристань. С «легкой» руки литераторов название привнесли на ж. д.

В 1858 г. гл. арх. Общества ж. д. П. О. Сальманович представил проект, предусматривавший помимо возведения нового пассажирского дома (вокзала) строительство паровозного здания (депо) на 14 паровозов и двух каменных домов для служащих общества (один из этих домов существует до сих пор). Для надлежащего содержания чистоты вагонов требовалось крытое помещение, и оно появилось. Хорошо освещённый дневным светом, теплый павильон для парковки и ухода за спальными вагонами пристроили к основному зданию Варшавского вокзала в середине 1860-х гг. , а фасад «переехал» ближе к Обводному каналу. (prm46)

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (243)

Панорама Варшавского вокзала. (журн. спб. собака. ру №10(153) октябрь)

Описание набережной Обводного канала

Набережная Обводного канала . Название известно с 1848 года, первое время существовал вариант шоссе Обводного канала. По правому берегу набережная проходит на всю длину канала, лишь подъезд к реке Екатерингофке был закрыт в 1970-е годы. По левому берегу набережная прерывается бассейном Обводного канала; участок между каналом и бассейном восточнее Глухоозёрского шоссе появился лишь в начале XX века. Подъезд к горлу бассейна с обеих сторон тоже перекрыт: с востока — в 1960-е годы, а с запада — в 1980-е. ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пр-кт. Измайловский 31 Д,  пр-кт. Измайловский 22,  пр-кт. Измайловский 31,  наб. Обводного канала 157-159 Е,  наб. Обводного канала 118б,  наб. Обводного канала 163-165,  наб. Обводного канала 118,  наб. Обводного канала 118 лит. П,  наб. Обводного канала 118В,  наб. Обводного канала 118Е,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 118*

Картинка скодом