Список зданий по пр-кт Ленина : 11, 12, 12а, ۩ 13, ۩ 13А, 14, 14а, 15, 16, 17, 17а, 18, 19, 2, 20, 20А, 21, 21 Б Б, 21а, 21б, 21в, 22, 22 А, 23, 23а, 24, 25, 26, 26а, 28, 2А, 3, 36, 44, 45, 45/1, 72, 74, 74 А, 74 Д, 8, 85, 9А,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - пр-кт. Ленина, 13
«Лютеранская церковь Преображения Господня»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - культовое (религиозное),
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Архитектурный силь - Модерн,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1907-1908 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Стенбек Й. Д.
Лютеранская церковь Преображения Господня
Зеленогорск Ленина пр., 13. Архитекторы: Стенбек Й. Д. Год постройки: 1907-1908 Стиль: Модерн. Лютеранская церковь Преображения Господня северный модернЗеленогорск, пр. Ленина, 13
Пам. арх. (регион.)
1907-1908 - арх. Стенбек Йозеф Даниэль (Josef Daniel Stenbä ck) 07.1940-11.1940 &ndash перестроено, разобрана колокольня 12.1940-08.1941 &ndash кинотеатр Победа 09.1941-05.1944 &ndash возвращение здания церкви общине 1944-1996 &ndash кинотеатр Победа 2001-2002 &ndash отреставрировано с воссозданием колокольни, проект - арх. Васильев А. В., инж. Гришина Е. М. 2007-2008 &ndash капитальный ремонт к 100-летию кирхиТерийокский приход финской Евангелическо-лютеранской церкви был образован в 1904 г. До этого жители деревни Терийоки лютеранского вероисповедания относились к приходу Кивеннапа (ныне Первомайское, примерно в 20 км), известному с 1445 г.
Долгое время Терийоки оставались маленькой деревушкой, поэтому не было необходимости существования отдельного прихода. В последней трети XIX века население Терийоки начало быстро расти. В 1904 г. его численность составила 2 318 душ. После окончания строительства железной дороги экономическое и духовное развитие было столь быстрым, что прежде волостная, отдалённая и глухая деревня Терийоки быстро превратилась в оживлённый центр. Уже в 1894 году возник вопрос о преобразовании Терийок в самостоятельную общину совместно с принадлежавшими к волости Кивеннапа деревнями Райвола (ныне Рощино), Пухтула (Решетниково), Хаапала (Ленинское) и Куоккала (Репино). К ним предполагалось присоединить деревни Тюрисевя (Ушково), Ваммельсуу (Серово) и Метсякюля (Молодежное), относившиеся к волости Уусикиркко (Поляны).
23.08.1903. Состоялось церковное собрание деревни Терийоки, которое постановило ходатайствовать о выделении деревни в самостоятельный приход.
30.12.1903. Издан Манифест Его Императорского Величества, Царя Польского, Великого князя Финляндского и прочая и прочая Образовать Особый Терийокский Императорский пасторат III-го класса с должностью одного главного пастора, с тем, однако, чтобы в нем была построена церковь и устроено кладбище .
23.08.1904. В Терийоки проведено церковное собрание, где единогласно и окончательно решено отделиться от прихода Кивеннапа и создать Терийокскую общину.
30.11.1904. Решение собрания общины утвердил Царский Финляндский Сенат.
Так образовалась самостоятельная Терийокская община, которая территориально представляла 34 302 мантала.
Приходская деятельность началась в Терийоки 1 декабря 1903, когда в помощь настоятелю Кивеннапского прихода сюда определили пастора Тойво Бруммера для проведения богослужений во временной церкви. В качестве помещения для проведения богослужений использовался актовый зал Терийокской народной школы, расположенной в районе Кескикюля.
В то же время решался вопрос о постройке церкви. 20.02.1905 на церковном собрании Терийокского прихода была избрана строительная комиссия, в состав которой вошли: торговец Антти Пааволайнен, медник Адам Хямяляйнен, таможенный чиновник В. Тёрнроос, железнодорожник Каарле Сеппя, землевладельцы Микко Толванен, Пааво Пуллинен и Юхо Тёллинен, писатель Микко Уотинен, подрядчик Яанне Карьялайнен, прораб Антти Лаукканен, торговец Эса Мустонен, маляр Каарле Саарио, учитель Таави Рёнкя и пастор Тойво Бруммер.
Комиссией было решено заключить заем в 100 000 марок для постройки церкви. Земля под устройство кладбища и для строительства церкви была приобретена на средства прихожан еще до официального решения об организации прихода.
Автором проекта церкви стал финский архитектор Йозеф Стенбек, построивший к тому времени несколько церковных зданий на Карельском перешейке. Здание кирхи является примером т. н. национального романтизма в архитектуре Финляндии. Проект был одобрен 17.12.1906. Строительство было начато в 1907 г.
Закладной камень в фундамент церкви был заложен настоятелем Тойво Бруммером в День Святого Иоанна Крестителя в 1907 г. Строительные работы продвигались быстро: в 1908 г. церковь уже была готова для посещения.
06.12.1908 церковь торжественно освящена Епископом Савонлинны О.И. Коллиандером.
С 1909 г. церковь начала действовать.
Церковное здание с высокой колокольней является образцом северного модерна (в современной финляндской традиции эту ветвь модерна принято именовать финским национальным романтизмом) и чудесно вписывается в окружающий ландшафт. Основной материал, использовавшийся в строительстве - гранит, стены отделаны штукатуркой и окрашены в желто-кремовый цвет.
В убранстве кирхи особенно выделялась картина художника Илмари Лауниса Снятие Спасителя со креста , украшавшая церковный алтарь. Напротив, на хорах располагался большой двенадцатирегистровый орган, изготовленный на заводе Е. Ф. Васкера в Вюртенберге. Члены общины с радостью участвовали в приобретении этого органа, устраивая различные благотворительные мероприятия с целью сбора средств на его покупку.
У церкви было два колокола. Оба были отлиты в Германии на заводе Аполдан. На большем колоколе был начертан куплет из Национального гимна Финляндии, а так же слова: Приидите, воспоём Господу, воскликнем твердыне спасения нашего! ( Псалом 94:1) и на меньшем колоколе: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его (Псалом 105:1).
Около кирхи была разбита большая площадь, на которой проводились национальные и религиозные праздники, а также военные парады. В 1921 году на ней был воздвигнут памятник Терийокскому герою - символический образ всех погибших в годы Гражданской войны в Финляндии солдат-терийокцев. Скульптор - Эверт Порила (Evert Porila). Надпись на памятнике гласила: 1918. От Отчизны и Народа за идею Свободы отдавшим жизни .
Приход Терийоки, ставший самостоятельным в 1909 г., к 1924 г. уже насчитывал 8 051 душ. В состав Терийокской общины в разное время вошли, вначале неприсоединившиеся, деревни Кивеннапского прихода: Хаапала 1 (1917), Пухтала (1920), Хаапала 2 (1923), Куоккала (1924), Тюрюсевя (1923).
Мирная деятельность прихода продолжалась до 1939 г.
В связи с надвигавшейся военной угрозой, осенью 1939 г. в Терийокском приходе началась эвакуация. 10 октября 1939 г. была объявлена всеобщая эвакуация. Городом, куда были направлены терийокцы, стала Хейнола. И уже во время войны, вспыхнувшей 30.11.1939 г., оставшееся терийокское население было перемещено в Мянтюхарью, где и находилось, вместе с другими беженцами из Терийоки, в период Зимней войны.
Даже во время эвакуации в Терийоки оставалась часть прихожан, которые продолжали проводить богослужения вплоть до воскресения последнего суда 26.11.1939 г., когда в церкви прошло последнее богослужение. Тогда солдаты и небольшое количество гражданских лиц в последний раз заполнили церковь в Терийоки, которая была тогда ещё не разрушена. На этом богослужении царило серьёзное и торжественное настроение, все готовились к важным и решающим событиям.
В ходе Зимней войны кирха пострадала, но незначительно. В июле 1940 колокольню кирхи начали разбирать, на одном из снимков уже отсутствует шпиль. В церкви, оказавшейся на советской территории, оставались и орган, и колокола, и алтарная картина. К зиме 1940-41 гг. колокольня была полностью разобрана и кирха превращена в кинотеатр Победа .
Когда осенью 1941 г. финские войска возвратились в Терийоки, колокольня была уже снесена, орган, колокола и алтарная картина - исчезли. В церкви был устроен кинотеатр, для этого были замурованы окна-витражи над входными дверями и изменена внутренняя планировка. Церковь восстановили таким образом, что в ней можно было проводить богослужения. Полк Валила, участвовавший в освобождении Терийоки, подарил церкви новую алтарную картину, которая была написана художником Эли Яатиненом в сакристии церкви. На ней был изображён Христос, усмиряющий бурю. Очень уместно картина отображает те трудности, которые пришлось пройти приходу во время эвакуации. Сейчас эта алтарная картина находится в Кяркола, в местечке Пусула, в молитвенном доме. Для многих бывших жителей Терийоки эта картина является напоминанием о днях эвакуации.
Богослужения в кирхе возобновились, с нее постепенно были сняты вывески советского кинотеатра. Последняя служба в кирхе была проведена в конце мая 1944 г.
Церковными настоятелями в приходе в разное время были Тойво Бруммер (1903 - 1923), Онни Хямяляйнен (1924-1935) и с 1936 г. Вяйнё Мутру.
Памятник Терийокскому герою был разрушен еще во время войны 1941-1944 гг. Сейчас недалеко от этого места находится туалет. Воинское кладбище было уничтожено, на его месте сейчас разбит газон.
Здание было вновь занято кинтеатром Победа и приспособлено для различных зрелищных мероприятий.
8 декабря 1990 г. в Зеленогорске был официально возрождён евангелическо-лютеранский приход. В январе 1991 г. прошло Учредительное Собрание прихода, принявшее его Устав. Проект Устава составил Константин Виноградов, учитель истории 445-й школы Зеленогорска.
Долгое время Зеленогорский приход не мог вернуть здание лютеранской церкви. Летом 1998 года приходу была возвращена церковная сакристия, в которой, сразу после её возвращения был произведён косметический ремонт. Был так же отремонтирован подвал под сакристией. В августе 1999 г. приход получил в бессрочное, безвозмездное пользование церковь, но часть помещений ещё оставалась занятой демонтированным оборудованием кинотеатра. Сразу после получения церкви в ней начались первичные восстановительные работы с целью приспособления здания для проведения в нём богослужений.
Во время проведения восстановительных работ в церкви был снят экран кинотеатра, демонтировано звуковое оборудование и сцена, сделан центральный проход в рядах кресел и отремонтирован алтарь. На месте алтарной картины установлена репродукция последней, существовавшей в церкви алтарной картины. На балконе церковного зала был установлен электронный орган.
Впоследствии было отремонтировано помещение для проведения занятий воскресной школы и размещения кухни, а чуть позже - комната для размещения приходской канцелярии.
Со времени возвращения церкви Зеленогорскому приходу богослужения стали проходить в ней, а так же и в Белоостровской часовне.
В 2001-2002 гг. здание церкви было полностью отреставрировано с воссозданием колокольни (по проекту арх. А. В. Васильева и инж. Е. М. Гришиной).
В 2008 г., к 100-летнему юбилею кирхи с помощью финских друзей из города-побратима Зеленогорска &ndash Ярвенпяя (Jarvenpä ä ) и объединения приходов Хямеениинна-Ваная, кирха была полностью отреставрирована.
В 2008 г. кирхе исполнилось 100 лет. В ней снова действует приход Евангелическо-лютеранской церкви. В храме ведется активная просветительская работа.
Памятный знак на месте финского кладбища
В 1993 г. на месте финского воинского кладбища был установлен памятный знак, созданный по проекту архитектора Сакари Ниронена. Памятник был открыт 24.07.1993. На металлических пластинах, закреплённых на сторонах усечённой пирамиды, выгравированы слова на двух языках: На этом месте похоронено 75 финских терийокских солдат, павших в войнах 1939-1944 г. . Зеленогорский лютеранский приход осуществляет попечение над этим памятником.
Памятник Примирения
31 июля 2004 г. в сквере у кирхи в створе Комендантской ул. установлен памятник участникам Зимней войны 1939-1940 гг. Автор памятника - скульптор Арсен Аветисян. Установлен по инициативе Общества ветеранов войны. Скульптурная композиция аллегорична - стволы советских и финских винтовок-штыков, сомкнуты так, что их стволы переходят в ветви деревьев. В таком расположении можно увидеть ещё одну символику - крест, пылающий в пламени. На одной из ветвей сидит птица. В праздничные дни в ветвях могут быть установлены свечи. На гранитном пьедестале, на русском и финском языках, высечены слова из Евангелия от Марка: Мир имейте между собою . Памятник призывает к примирению между двумя странами-соседями Россией и Финляндией, поэтому часто в народе его называют Деревом дружбы .
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7801387000).
Доп. описание проспекта Ленина
Проспект Ленина — основной проспект города Зеленогорска Курортного района Санкт-Петербурга. Проходит от Приморского шоссе и Исполкомской улицы до границы с Выборгским районом Ленинградской области. Далее продолжается как автодорога 41К-097 и идет в посёлок Огоньки.
Первоначальное название — Большая дорога (финский аналог — Suuritie). Оно известно с XVIII века. Большая дорога включала также часть Приморского шоссе до посёлка Ушково.
С 1920-х годов это Viertotie — Подсечная дорога. Название дано в св ... читать далее >>>> :