город Санкт-Петербург, проспект Кронверкский, д.7

- это историческое здание, известное под названием «Соборная мечеть», построенное в стиле - Модерн в 1909-1913 году, архитектор(ы) - Васильев Н. В. Гоген фон А. И. Кричинский С. С.. Сегодня это - девятиэтажный дом, памятник архитектуры, используется как культовое (религиозное).

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Кронверкский, 7

«Соборная мечеть»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культовое (религиозное),
  • Этажность - 9 ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1909-1913 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Васильев Н. В. Гоген фон А. И. Кричинский С. С.

Дополнительные сведения: Проект - Мечети.

Соборная мечеть

Кронверкский пр., 7. Архитекторы: Васильев Н. В.Гоген фон А. И.Кричинский С. С. Год постройки: 1909-1913 Стиль: Модерн. Соборная мечеть Модерн

1909-1913 - Васильев Николай Васильевич, Фон Гоген Александр Иванович, Кричинский Стефан (Степан) Самойлович.

Петербургская Соборная мечеть - самая большая в Европе. Но уникальность этой мечети не столько в ее размере, сколько в синтезе архитектуры северного модерна и традиций культовой архитектуры Азии. Русским архитекторам в этом архитектурном шедевре удалось гармонично сочетать грубый финский камень в отделке стен с витиеватыми изощренными декорами майолик и решеток. Стилизация настолько удалась, что при всей ее уникальности ее естественность не вызывает сомнения.

История постройки Соборной мечети была необычайно продолжительна по времени и не безоблачна.

Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 г. Комитет состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты Нур . Председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи.

Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие, должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке.

17 ноября 1907 г. Комитет получил разрешение на приобретение смежного участка по Кронверскому пр. N 7. На участке с деревянной застройкой был сохранен двухэтажный флигель, где разместились мастерские архитекторов, строительная контора, приемные комнаты Комитета по строительству, а часть сохранившхся квартир, как при прежних владельцах, сдавалась внаем (деньги перечислялись в банк и использовались на строительство Мечети).

Необходимая на приобретение земельных участков сумма - 312.000 руб. была предоставлена Комитету по строительству Эмиром Бухарским. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы. Специально подготовленные Ахуном Баязитовым рекомендации для конкурса (доклад Баязитова в Обществе архитекторов назывался О постройке мечети в Петербурге ) были учтены при разработке его программы: наличие в мечети двух ярусов хоров, строгость внутреннего убранства, устройство в подвальном помещении дополнительного зала для верующих на время проведения ежегодных общемусульманских праздников.

Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н. Померанцева, Л.Н. Бенуа, А.И. фон Гогена, архитекторов Ф.И. Лидваля, А.И. Дмитриева и секретаря комиссии С.В. Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя Комитета по постройке, причем один из них был из числа действительных членов Общества Архитекторов. В опубликованной журналом Зодчий при объявлении об открытии конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети - купол, количество минаретов - от одного до двух, в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ.

Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 г. Он стал одним из самых представительных в истории Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов: всего было рассмотрено сорок пять проектов, первые три премии получили работы известных петербургских зодчих Н.В. Васильева, М.С. Лялевича, М. М. Перетятковича вторую премию получил проект Н.В. Васильева, представленный под девизом Арабески (14). Несколько проектов Комиссией судей были рекомендованы Комитету по строительству к приобретению: 2596, 75 , Самарканд , Джами (авторы не установлены) и Тимур Я.Г.Гевирца.

Соответственно программе конкурса все премированные проекты были ориентированы на использование характерных особенностей средневековых памятников мусульманского зодчества - мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (Н.В. Васильев), мечеть Селима в Адрианополе (М.С. Лялевич), мечеть Шахи-Зинда в Самарканде (М.М. Перетяткович).

Для строительства Комиссией судей был рекомендован проект Н.В. Васильева, представленный под девизом Тимур . Его отличительная особенность - предложение автора использовать для облицовки стен блоки гранита, в отделке куполов мечети, минаретов, порталов применить майолику, промышленное производство которой началось к 1906 г. в керамической мастерской Гельдвейн-Ваулин , расположенной в Кикерино под Гатчиной (ныне - керамический завод Горн ) на богатых месторождениях синей кембрийской глины. Чтобы исключить произвольность в создании майоликовой декорации, руководитель мастерской, выдающийся художник-керамист П.К. Ваулин командировал в Туркестан художника П.М. Максимова. В результате в Кикеринских мастерских был воссоздан способ изготовления средневековой резной майолики, что способствовало точному в стилистическом отношении следованию прообразу, воспроизведению колорита и духа восточного искусства, расширению опыта в художественной обработке материала.

К доработке проекта Н.В. Васильев привлек своих коллег, А.И. фон Гогена, чей высокий авторитет как в профессиональных, так и в правительственных кругах был настоятельно необходим для решения практических и административных вопросов, и архитектора С.С. Кричинского, члена мусульманской общины (предки его - выходцы из польских татар), что для членов Строительного комитета имело принципиальное значение, как и его большой опыт ведения строительных работ.

Проект мечети и заявка о выдаче разрешения на производство работы были представлены А.И. фон Гогеном в Городскую управу 14 декабря 1908 г. З апреля 1909 г. С.С. Кричинскому было выдано свидетельство на ведение подготовительных работ: разборку деревянных строений, установку забора. Но одновременно, в апреле 1909 г., проект мечети был направлен на экспертизу в Императорскую Академию художеств. В целом проект был одобрен, однако категорическое возражение вызвало избранное для строительства место на Кронверском проспекте, вблизи церкви Св.Троицы - первого из православных Храмов С-Петербурга, поблизости от Домика Петра Великого эксперты усмотрели в создании здесь монументального нового сооружения угрозу нарушения исторической целостности старейшей части Санкт-Петербурга.

Как отмечала, освещая визит духовенства и членов мусульманской фракции Государственной Думы к председателю Совета Министров, газета Речь , находя основательными замечания Академии, П.Г. Столыпин не считал, однако, возможным взять обратно уже данное разрешение . 8 июля 1909 г. градоначальник К.И. Драчевский уведомил Комитет по строительству о завершении рассмотрения проекта во всех инстанциях, констатируя, что рассмотрев проект, а равно и отзыв Императорской Академии художеств нашел, что в художественном отношении к постройке мечети по представленному проекту препятствий не встречается. В техническом же отношении со стороны Технико-строительного комитета также не встречается препятствий, но с тем, чтобы до приступа к работам, размеры всех конструктивных частей были проверены надлежащими расчетами. Что же касается проектов фасадов мечети, то таковые по Всеподданнейшему докладу Министра внутренних дел 27 июня сего года удостоились Высочайшего Его Императорского Величества утверждения .

В течение июля - ноября 1909 г. были выполнены работы нулевого цикла: отрыт и забутован котлован, подведены свайные основания под столбы центрального зала и под минареты, выполнены ленточные фундаменты. Общая стоимость работ - 28.734 руб. 64 коп. В это же время (до 1 января 1910 г.) Н.В. Васильеву, А.И. фон Гогену и С.С. Кричинскому за разработку проекта и составление рабочих чертежей Комитетом было выплачено по 2.500 руб

В мае 1910 г. под руководством немецкого архитектора и подрядчика Г.-Ф. Канна начались подготовительные работы к облицовке стен Мечети гранитом. В Финляндии им были арендованы разработки месторождений ковантсарского гранита (для облицовки стен) и светло-серых тиурульских гнейсов (для облицовки минаретов и барабана купола). Эти месторождения в Ковантсари (Карелия) и Тиурула (совр. Ленинградская область), в начале ХХ в. находившиеся на территории Великого княжества Финлядского, ныне не разрабатываются.

К отбору облицовочных материалов для Мечети Г.-Ф. Канн подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой площади новых архитектурных сооружений. Утвержденные архитекторами-строителями образцы облицовочных плит были опечатаны личной печатью Г.-Ф. Канна и хранились в сейфе Комитета по строительству. Во время строительства подрядчики каменных и железобетонных работ наблюдали за своевременным и качественным устройством штроб, пазов, гнезд, введением разнообразной арматуры для крепления облицовочных плит.

Для скульптурных деталей облицовки - аркатурных поясков, карнизов, медальонов, орнаментальных композиций - предварительно изготавливались гипсовые модели по чертежам авторов проекта.

В 1911 г. было освоено 95.000 руб. (71.000 - поставщикам, 24.000 -подрядчикам). Из наиболее значимых работ отметим монтаж железобетонного купола, начало облицовки гранитом фасадов под руководством Г.-Ф.Канна, были закончены надписи на арабском языке изречений из Корана для украшения фасада - их изготовили в Первой специальной восточной, артистической и художественной электропечатне И.Бороганского. Выполненные в масштабе, они передавались затем резчикам Канна для перенесения их на гранитные и мраморные плиты. С 30 октября по договору с А.О. Шульцем началось изготовление металлических рам для окон и световых проемов по 72 руб. за 1 аршин , все рамы - летние и зимние - изготовлялись по чертежам и рисункам архитекторов, из высококачественного металла, с решетчатыми переплетами. В ноябре 1911 г. Комитетом по строительству заключен контракт с О. Гельдвейном на выполнение майоликовых работ по Мечети.

В 1912 г. был выполнен большой объем работ по облицовке гранитнымии плитами фасадов Мечети (выплачено Г.-Ф.Канну 73.255 руб.), вторая артель Канна вела монтаж майоликовой облицовки купола и порталов (за доставленные из Кикерино майоликовые изделия было заплачено 17.000 руб.). Одновременно с продолжением работ по гидроизоляции подвалов велся монтаж центрального водяного отопления и вентиляции по проекту, разработанному инженерами фирмы Држевецкий и Езиоранский (с 1913 г. - фирма С.Ю.Корсак (бывш. Држевецкий и Езиоранский) . Для перекачивания конденсационной воды в кочегарке, устроенной в подвале Дома для омовений, поставили паровые котлы Корнваллийской системы, с насосом системы Вортингтон . Нагревательные приборы - крупноформатные чугунные гладкие радиаторы, устанавливались в специальные ниши, закрываемые щитовыми экранами. Во избежание осадка конденсата на стенах Мечети, радиаторы установили под окнами главного купола, в нижней части малого купола, под окнами минаретов на площадках для муэдзина. Объем принудительной вентилляции составлял 1 куб.саж. на одного человека, всего - 3.000 куб.саж. Приточная камера была расчитана на нагревание этого количества воздуха до + 18С при наружной температуре -10С. Основная масса воздуха направлялась в гланый зал Мечети. Одновременно фирмой Чантриль велся монтаж электрического освещения Мечети.

9 февраля 1913 года Комитет по постройке Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21 февраля первого богослужения, посвященного трехсотлетию царствования Дома Романовых, .чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя еше и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем Богослужения . С началом Первой мировой войны ход отделочных работ, естественно, замедлился: сократилось число пожертвований, возросли налоги, многие строители были мобилизованы с этого времени прекращается публикация цифровых отчетов, единственным источником по этому периоду стали приходно-расходные ведомости из коллекции документов Музея истории религии. Из них следует, что в 1915 г. фирме Гельдвейн-Ваулин было выплачено за майолику 30.000 руб. В сентябре Мечеть открыли для платного осмотра, в том числе - для военнослужащих. В объявлениях говорилось, что деньги необходимы для достройки Мечети. В 1916-1917 гг. продолжались выплаты Стекольно-промышленному обществу (17.500 руб.), Арматурному заводу за осветительную арматуру ( 3.100 руб.), фирме Гельдвейн-Ваулин - за майолику (4.500 руб. 20 декабря 1916 г., и 4.000 руб. - 20 декабря 1917 г.). По-видимому, декорирование порталов велось из заготовленных ранее материалов, т.к. 1915 год был последним в истории керамического производства Гельдвейн-Ваулин : с 1916 г. на заводе наладили выпуск снарядов для фронта, а в 1917 г. в огне пожара погибло все оборудование и производство было ликвидировано (24). По этим причинам майоликовая отделка интерьера не была закончена сохранившиеся авторские проекты позволяют, в принципе, воссоздать ее в процессе реставрации интерьер Мечети: бирюзовые изразцы в отделке конхи над михрабом, фриз из стилизованных цветов на барабане купола, антаблементы колонн и пилоны центрального зала должны быть украшены разнообразными плетенками, волновым орнаментом, концентрическими кругами.

В конце 1917 г. завод Сан-Галли изготовил чугунную решетку для ограды. В 1918 г. продолжались работы по замене временного остекления на постоянное (оплата счетов Стекольно-промышленного общества 10 апреля - 4.000 руб., 10 сентября - 4.500, 19 октября -5.000 и 10 декабря - 40.000 руб.). В конце года расчетные счета Соборной Мечети в Азовско-Донском и Волжско-Камском банках были арестованы Совнаркомом, все работы прекратились. Регистрация Советской властью мусульманской двадцатки в Петрограде была приурочена к 30 апреля 1920 года, когда с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Соборной Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала - последний подарок Эмира Бухарского площадью около 400 кв.м, ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.

В беспощадном омуте событий сплелись судьбы людей и зданий: еще в 1914 г. ушел из жизни Александр Иванович фон Гоген, в 1919 г. Николай Васильевич Васильев с женой уехал в Крым к архитектору Юрию Федоровичу Стравинскому, затем - в эмиграцию. Около Мечети остался лишь Стефан Самойлович Кричинский. Есть основания предполагать, что в 1923 г. он был расстрелян вместе с наиболее активно сопротивлявшейся режиму частью двадцатки мусульманской общины Петрограда.

(По мотивам размещенной статьи Рината Птерского)

(статья Витязевой из История Петербурга № 1(5) 2002)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7801089000)


Памятник градостроительства и архитектуры (Регионального значения).
Здание мечети
Дата создания: 1909-1921 гг.
Полный адрес: Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, дом 7, литера А.
Номер в реестре: 781510312970005.
Описание предмета охраны: 1. Объемно-планировочное решение территории: планировочная структура участка, включающая в себя здание мечети, ориентированное по оси северо-запад – юго-восток; 2. Объемно-пространственное решение: местоположение, габариты и конфигурация сложного в плане трехэтажного на подвалах здания, с портальными выступающими объемами, с граненным объемом на юго-восточном фасаде, с двумя фланкирующими минаретами с северо-западного фасада; объемы минаретов - на большую высоту фасадов прямоугольные в плане со скругленными углами, основной объем круглый в плане, венчающая часть минаретов – двухчастная - объем со световыми проемами на сталактитах и венец с полусферическим завершением; центральный сфероконической конфигурации купол на цилиндрическом световом барабане, включая объем светового фонаря с северной стороны; с парапетным бетонным ограждением по периметру крыши и пониженных объемов с юго-восточной стороны; крыша – габариты и конфигурация; 3. Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные кирпичные стены, четыре квадратных в плане пилона в углах центрального подкупольного пространства; аркада стрельчатого очертания на тонких декоративных колонках, отделяющая боковые нефы; стрельчатые арки проемов; стрельчатые арки входных проемов; конха в завершении центрального объема молитвенного зала; ниша михраба в виде конхи; паруса в месте перехода круглого в плане купола в квадрат основания; служебный металлический балкон, огибающий основание световых проемов купола; крестовые своды в угловых компартиментах центрального молитвенного зала; четырехцентровые арки первого яруса; плоские перекрытия боковых нефов и притвора с выпущенными балками по типу кессонов; трехчастная аркада стрельчатого очертания, отделяющая притвор; крестовые своды и четырехцентровые арки второго и третьего ярусов (2-го и 3-го этажей); проемы второго и третьего ярусов (2-го и 3-го этажей) стрельчатой четырехцентровой конфигурации; конструкция двойного (пустотелого) купола – железобетонные внешняя и внутренняя оболочки; внешний купол с приподнятым сводом; лестничные клетки – местоположение, габариты, конфигурация в плане; отметки плоских междуэтажных перекрытий; лестница – распашная, на металлическом косоуре, габариты, конфигурация в плане, историческая облицовка ступеней, металлическое ограждение, профиль деревянного поручня; полукруглые в плане лестничные междуэтажные площадки; ниши в виде конх со стрельчатым арочным завершением в торцевых стенах лестничных площадок, с вынесенной прямоугольной плитой перекрытия; лестница с восточной стороны – железобетонная, глухие ограждения; декоративные концентрические вставки в ограждения лестниц нескольких орнаментальных мотивов – многолепестковой розетки, стилизованной звезды, арабеска; лестницы в минаретах – железобетонные, маршевые нижних ярусов и винтовые верхних ярусов, в западном минарете с ограждением в виде металлических стоек прямоугольных в сечении с коваными элементами стилизованного растительного орнамента, в восточном минарете – круглые стойки; световые фонари: между первым и вторым этажами - прямоугольное в плане, остекленное; между вторым и третьим этажами - прямоугольное в плане, остекленное, на уровне третьего этажа завершено остекленным трапециевидным объемом; в перекрытии между третьим и чердаком – круглый в плане: рисунок расстекловки, исторический материал конструкций и оформления; купольный объем фонаря на кровле; 4. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. 5. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение в стиле модерн со стилизацией форм средневековой самаркандской архитектуры; оконные проемы - местоположение, габариты, конфигурация; оконные заполнения: двойные (внешние и внутренние) – материал (металл, фактурное стекло внешних заполнений), рисунок расстекловки (внешние заполнения в виде металлических решеток, орнаментированных звездчатым мотивом), цвет обрешетки и стекла; материал и характер поверхности фасада – разнофактурный гранит серого цвета с тесанной гладкой поверхностью и с поверхностью «скала»; архитектурно-художественные элементы, в том числе: западный фасад с Кронверкского пр.– пештак со сводчатым айваном (портал со сводчатой нишей с входом) – внешнее П-образное обрамление портала в виде прямоугольных и стрельчатых, вписанных в прямоугольные филенки, оформленные майоликовыми полихромными панно с арабесковым орнаментом; стрельчатая арка портала, архивольт которой опирается на пилястры и трехчетвертные граненные колонки с лирообразными капителями; конховый свод, оформленный изразцовыми полихромными орнаментированными сталактитами; майоликовая полихромная орнаментально-рельефная композиция в зените конхи в виде сияния; оконный проем над центральным входом; заполнение в виде металлической решетки с орнаментальным рисунком переплета с мотивом розы; две ниши со стрельчатыми конхами по сторонам портала; архивольты арок оформлены рельефными композициями с растительным мотивом; обрамление проемов филенками с мотивом многолепестковой арки в рамах черного мрамора с кораническими надписями и растительными орнаментальными мотивами; боковые оконные проемы, забранные металлической решеткой с мотивом розетки и звезд, с коваными накладными деталями в виде звездочек; орнаментально-графическая композиция из коранической надписи над центральным входом; металлические двери парадного входа: заполнение двустворчатое, металлическое, орнаментированное, рельефное, в технике выколотки, со стороны тамбура позолочены; два круглых медальона с кораническими рельефными надписями куфическим письмом; оконные проемы – габариты (разномасштабные по ярусам), конфигурация (цокольного этажа – стрельчатого очертания, во втором ярусе – высокие прямоугольные с подоконными наклонными откосами, в третьем –стрельчатого очертания с подоконными наклонными откосами); ниши оконных проемов третьего яруса стрельчатого очертания; стилизованные сталактиты в подоконных простенках третьего яруса; уплощенная ниша со стрельчатым завершением на пониженной части фасада; северо-западный лицевой фасад – разновысотный с пониженным объемом притвора, с двумя фланкирующими объемами минаретов; ниши, с оконными проемами, с декоративными стрельчатыми уплощенными арками над ними, завершенные стилизованными сталактитами; парапетная высокая стенка с двумя по сторонам стрельчатыми сквозными арками; декоративная восьмиконечная звезда по центральной оси; фриз со стилизованными сталактитами; стрельчатое окно над входным проемом; портал, оформленный майоликовыми полихромными панно с арабесковым орнаментом, коранической надписью; оформление минаретов – уплощенные филенки в форме ромбов; щелевидные оконные проемы; декоративный сталактитовый карниз, опоясывающий цилиндрическую башню венчающей части; прямоугольные филенки с вписанными в них стрельчатыми арочками; оконные проемы в башне сложной конфигурации с арочным стрельчатым завершением; шлемовидной формы куполки на башне; полихромная орнаментированная облицовка гульдасты (венца) – цилиндрического основания, сталактитового пояса, рубчатых куполов; оформление центрального купола – щелевидные оконные проемы барабана; полихромная орнаментированная фигурная облицовка купола со сталактитовым декоративным поясом основания – исторический рисунок и цвет, конфигурация; дворовый фасад – портал, оформленный майоликовыми полихромными панно с арабесковым орнаментом, коранической надписью; оконные проемы – габариты (разномасштабные по ярусам), конфигурация (цокольного этажа – стрельчатого очертания, во втором ярусе – высокие прямоугольные с подоконными наклонными откосами, в третьем –стрельчатого очертания с подоконными наклонными откосами); окно стрельчатого очертания в портале; арочный четырехцентровой оконный проем выступа лестничного объема; ниши оконных проемов третьего яруса стрельчатого очертания; стилизованные сталактиты в подоконных простенках третьего яруса; уплощенная ниша со стрельчатым завершением на пониженной части фасада; юго-восточный фасад – стрельчатые сквозные арочные проемы на пониженных и повышенных объемах; декоративные сталактитовые карнизы; оконные проемы прямоугольной конфигурации, с подоконными наклонными откосами; 6 Декоративно-художественная отделка интерьеров: Молитвенный зал - оформление михраба – майоликовое рельефное обрамление, оформленное арабесковым орнаментом и коранической надписью «китабе» по верхнему краю; оформление конхи михраба – майоликой, орнаментальная композиция в виде золоченного сияния и расходящихся от него лучей, оканчивающихся шестиугольниками с вписанными в них кораническими надписями; оформление стрельчатой арки – отрезок сталактитового фриза, фланкирующие медальоны с орнаментом шамсе; майоликовая рельефная кораническая надпись под конхой; лепная орнаментальная композиция в виде сияния; декоративные сталактиты и звезды, оформляющие паруса; стилизованные сталактиты в оформлении кессонированного потолка боковых нефов и притвора; стилизованные сталактиты оформляющие пилоны молитвенного зала; декоративные колонки, оформленные под искусственный зеленый с темными вкраплениями мрамор, со сталактитовыми капителями; лепная композиция под люстру в скуфье купола в виде круглого центрального выпуклого медальона с лучистым обрамлением; деревянное заполнение арочных проемов второго «женского» яруса, обращенных в боковые нефы в виде орнаментальных решеток мушарабия (машрабия) геометрического рисунка; деревянное заполнение трех проемов второго яруса в виде орнаментальных решеток мушарабия (машрабия) геометрических решеток; эркеры пятигранные в плане с заполнением в виде решеток-мушарабия и оснований с резными сталактитами; деревянные решетки-мушарабия заполнений стрельчатых проемов притвора с звездчатым орнаментальным мотивом; дверные заполнения притвора – двери деревянные двустворные, филенки в виде стрельчатых арок, с фризом из резных декоративных сталактитов; тамбур входа с Кронверкского проспекта – деревянные перегородки и панели, оформленные филенками; декоративный резной сталактитовый карниз; деревянные решетки-мушарабия в завершении перегородок; прямоугольное зеркало потолка, оформленное декоративными лепными сталактитами; лепные потолочные розетки под люстру в виде стилизованной звезды с мотивами растительного орнамента; вестибюль северо-западного входа – деревянные панели, оформленные профилированными филенками; декоративный резной сталактитовый карниз; деревянные решетки-мушарабия заполнения стрельчатых проемов над дверями; двери деревянные двустворные, филенки в виде стрельчатых арок; прямоугольное зеркало потолка, оформленное декоративными лепными сталактитами; лепные потолочные розетки под люстру в виде стилизованной звезды с мотивами растительного орнамента; оформление конх в торцевых нишах лестничных клеток – лепной композицией в виде сияния, состоящего из полуокружности и расходящихся от неё лучей; лепные потолочные розетки под люстру в виде стилизованной звезды с мотивами растительного орнамента; лепной карниз с декоративными сталактитами; дверное заполнение с решеткой-мушарабия второго «женского» яруса – двери деревянные двустворные, стрельчатого очертания, филенки обработаны рельефной резьбой геометрического рисунка (внутренние створки без резьбы); второй «женский» этаж – кессонированный потолок, оформленный декоративными лепными сталактитами; лепные потолочные розетки под люстру в виде стилизованной звезды с мотивами растительного орнамента; лепные многолепестковые розетки под люстру; деревянные решетки-мушарабия заполнений стрельчатых проемов (выходящих на площадку парадной лестницы) с мотивом многолепестковых розеток; оформление парадной лестницы- карнизы с лепными декоративными карнизами в виде сталактитов; четырехцентровая арка; лепная розетка под люстру в виде стилизованной звезды с мотивами растительного орнамента; материал покрытия пола площадок и ступеней лестницы – мрамор; третий этаж - проемы - местоположение (на верхней площадке лестницы и третьем ярусе), габариты, конфигурация (со стрельчатым завершением, арочным четырехцентровым); три дверных заполнения (с лестницы) - деревянные двустворчатые, со стороны лестницы филенчатые в виде стрельчатых арочек; деревянные решетки-машрабии заполнения стрельчатых дверных проемов в виде наборных точеных скругленных элементов; декоративные концентрические вставки в ограждении-парапете балконов третьего яруса с мотивом стилизованной звезды; лепные карнизы с декоративными сталактитами; розетки под люстру с мотивами растительного орнамента; вентиляционные решетки (по всему зданию) – материал (дерево), рисунок (звездчатый орнамент).

Доп. описание проспекта Кронверкского

Кронверкский проспект проходит в Петроградском районе Санкт-Петербурга от Троицкой площади и улицы Куйбышева до Мытнинской набережной, полукругом огибая Кронверк Петропавловской крепости и Александровский парк.

Кронверкский проспект — одна из важных магистралей Петроградского района. Движение по проспекту одностороннее, в направлении от улицы Куйбышева к Мытнинской набережной.

Вблизи начала проспекта, у его пе ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пер. Конный 1,  пер. Крестьянский 5,  ул. Куйбышева 6 В,  пр-кт. Кронверкский 9,  ул. Куйбышева 2,  ул. Куйбышева 4,  ул. Куйбышева 4*,  пр-кт. Кронверкский 11,  пр-кт. Кронверкский 5-7,  пер. Конный 1*,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Кронверкский, 7

Картинка скодом