город Санкт-Петербург, улица Кирочная, д.43

- это историческое здание, известное под названием «Музей А. В. Суворова», построенное в стиле - Модерн в 1901-1904 году, архитектор(ы) - Гоген фон А. И. Гримм Г. Д.. Сегодня это - девятиэтажный дом, памятник архитектуры, используется как культурного назначения.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Кирочная, 43

«Музей А. В. Суворова»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культурного назначения,
  • Этажность - 9 ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1901-1904 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Гоген фон А. И. Гримм Г. Д.

Дополнительные сведения: Проект - Музеи и галереи.

Музей А. В. Суворова

Кирочная ул., 43. Архитекторы: Гоген фон А. И.Гримм Г. Д. Год постройки: 1901-1904 Стиль: Модерн. Музей А. В. Суворова модерн

1901-1904 - арх. Фон Гоген Александр Иванович, Гримм Герман Давидович

В 1898 г. в связи со 100-летием со дня смерти Суворова при Главном штабе была учреждена Суворовская комиссия и организован сбор средств на устройство мемориального музея Суворова.

После объявления о создании « памятихранилища» великому русскому полководцу, стали поступать с 1900 г. в Суворовскую комиссию не только денежные взносы, но и материалы, связанные с именем Суворова.

Большую роль в пропаганде идеи создания музея сыграли военная газета « Русский инвалид» и военный журнал « Разведчик». Начиная с 1898 г. и до открытия музей они следили за развитием событий. На адрес редакций газеты - Надеждинская, 21 (ныне ул. Маяковского) и журнала - Колокольная, 14 постоянно поступали пожертвования. Которые пересылались в Суворовскую комиссию.

В декабре 1898 г. был проведен неофициальный конкурс проектов здания. Арх. Свиньин предложил применить при сооружении здания элементы русской крепостной архитектуры и украсить фасад мозаичными картинами, что позднее использовал А. И. фон Гоген в своем проекте.

Долго выбиралось место для музея. Преображенский полк безвозмездно выделил на своем плац-параде место под строительство. В то время на Преображенском плацу лицом к Слоновой ул. (будущему Суворовскому пр.) строился комплекс Николаевской академии Генерального штаба по проекту арх. А. И. фон Гогена. Все дела по строительству музея передали Академии.

8 июня 1901 г. состоялась торжественная закладка здания музея. Строительством руководил А. И. фон Гоген и его помощники Сандгольм, Крачковский и Корзухин.

[*] - (АКТ Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашисткими варварами мирных жителей. Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам города за период войны и блокады. Л., 1945. С.22)

Опоры для железобетонной чаши свода над центральным залом и двойные железные оконные рамы были отлиты на Металлическом заводе (в 1902 г. был переделан проект конструкции купола над центральным залом - эта конструкция должна была держать огромную люстру весом 800 кг) на Путиловском заводе изготовили необходимые двутавровые железные балки на кирпичном заводе купца М. Т. Стрелина был изготовлен первосортный кирпич. Облицовку здания специальным кирпичом в 1903 г. провел торговый дом « С. М. Линдер». Он же изготовил зеленую глазурованную черепицу для шатра над музеем. Для облицовки панелей в здании на заводе Коса и Дюрра были изготовлены глазурованные кирпичики. Все участвовавшие в работах считали это своим почетным долгом, многие давали скидки на работы или выполняли их безвозмездно.

Пол в здании покрыт метлахской плиткой. Внутренняя отделка строга: потолки и стены побелены, лишь низ стены отделан глазурованной малиновой плиткой. Под карнизом залов сделано 59 надписей с наименованием мест, связанных с боевой деятельностью Суворова. В падугах центрального зала барельефы двуглавых орлов.

Центральная часть музея была выделена трехъярусной башней с пирамидальной шатровой крышей. Башню венчал двуглавый орел. К центральной части примыкали боковые крылья, которые завершались прямоугольными башнями с высокой крышей. Каждое звено фасада отвечало габаритам помещения. На оси здания расположилось « теремное» крыльцо Над входом - огромное полуциркульное окно, напоминающее въезд в крепостную башню такое же окно было расположено на противоположной стороне фасада, но позднее было заложено. Шатровые части центральной башни были покрыты глазурованной черепицей зеленого цвета. Парапеты украсили зубцами в форме « ласточкина хвоста»

На правой стороне фасада помещена мозаика с картона выпускника Академии художеств Н. А. Шабунина « Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года» . На левой стороне « Переход Суворова через Альпы в 1799 г.» для ее создания был приглашен художник-баталист капитан А. Н. Попов. К моменту открытия музея Попов стал подполковником. Выполнять картины в мозаике взялся комитет « Общества взаимного вспомоществования русских художников». Изготовление мозаики с картины Шабунина поручили мозаичисту М. И. Зощенко, а с картины Попова - Н. Е. Масленникову. Своим товарищам помогали другие члены общества. Великий князь Владимир Александрович, являясь президентом Академии художеств, распорядился отпустить безвозмездно с Императорского стеклянного завода смальты на сумму 7 тыс. руб. Каждый картон был разделен на 16 частей. Готовые части доставлялись к зданию музея и крепились на стенах, затем закладывались швы. Потребовалось 8048 кг смальты. В 1904 г. Общество изготовило из смальты суворовский герб на центральной башне и надписи под мозаичными картинами.

Вокруг здания была сооружена художественная решетка в стиле модерн.

16 декабря 1902 г. из канцелярии Императорской Главной квартиры были переданы бумаги, « оставшиеся от светлейших князей Италийских». 30 июля 1904 г. было получено высочайшее повеление о передаче хранившихся в Петропавловском соборе и Ботном доме трофеев суворовских походов. Праправнук полководца, Владимир Владимирович Молоствов, вступив во владение селом Кончанским, после смерти своего брата Александра, откликался на все просьбы и обращения комиссии. Кроме исключительного подарка - Суворовской церкви села Кончанского, им подарено много личных вещей, орденов полководца, хранившихся в Кончанской церкви.

13 ноября 1904 г. в 175-ю годовщину со дня рождения полководца, состоялось торжественное открытие Суворовского музея. Заведующим музеем со дня открытия до 1915 г. являлся подполковник Алексей Константинович Байов.

К открытию Суворовского музея Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль, выполненную медальерами А. Г. и А. А. Грилихесами. Было отчеканено 150 бронзовых и30 серебряных медалей. Которые вручались лицам, внесшим особый вклад в создание музея.

В начале 1905 г. Общество ревнителей военных знаний выпустило небольшую брошюрку» Суворовский музей» в 1913 г. типография Императорской военной академии перепечатала ее с небольшими изменениями и дополнениями, а в 1916 г. была сделана новая перепечатка этой книги. Брошюра явилась первым путеводителем по музею.

В первую мировую войну, а затем годы революции и гражданской войны экспонаты музея были эвакуированы, попали в руки белых, затем красных, в 1923 г. были вывезены в Москву и в том же году возвращены в Петроград.

В 1925 г. было решено не открывать Суворовский музей, а а все его материалы передать единому Военному историко-бытовому музею, вошедшему с 1937 г. в состав Артиллерийского исторического музея.

На состоявшемся 21 декабря под председательством И. С. Китнера X-м очередном общем собрании А. И. фон Гоген сделал сообщение о постройке Суворовского музея. В 1898 г. по Высочайшему повелению, в виду приближения столетия со дня кончины генералиссимуса князя Италийского, гр. Суворова-Рымникского, была открыта подписка в Империи и в войсках для сбора пожертвований на сооружение памятника или музея для увековечения памяти великого полководца, а для разработки вопроса о лучшем выполнении Высочайшей воли при главном штабе образована комиссия. В конце 1899 г. все дело передано было в ведение академии генерального штаба, где образована новая комиссия под председательством начальника Академии генерал-лейт. Сухотина, благодаря необычайной энергии которого весной следующего года было приступлено к исполнению намеченной задачи: в апреле была уже перевезена из села Кончанского церковь Суворова и восстановлена на пожалованном для академии месте, а в мае уже освящена. Тогда же была утверждена и программа конкурса на составление проекта здания музея. В январе 1901 г. состоялось рассмотрение конкурсных проектов и присуждение премий. Но из представленных конкурсных проектов ни один не был принят к исполнению, главным образом по причине их высокой стоимости составление нового проекта было поручено акад. фон Гогену. А. И. фон Гоген совместно с акад. арх. Г. Д. Гриммом составил новый проект, фасад к которому, в нескольких разнообразных вариантах, и был представлен на Высочайшее воззрение. Государю Императору угодно было утвердить фасад в русском стиле, каковой в настоящее время, и выполнен с весьма незначительными изменениями, а именно материалом для облицовки, вместо показанного на проекте камня, взят был кирпич цвета подходящего к песчаннику, из последнего же выполнены только карнизы, парапеты и обделка окон и мозаичных картин. Закладка музея состоялась 7 июня 1901 г., производителем работ был назначен архитектор фон Гоген. Осенью этого же года здание было подведено под крышу: дальнейшее продолжение хода работ было замедлено художественными работами. Согласно принятому проекту, здание заключает в себе пять залов, расположенных в ряд. Через вестибюль, посетитель входит в центральный зал, высотою в 8 сажен, в котором помещены трофеи побед Суворова: ключи, знамена, орудия, затем большая картина Сурикова, изображающая переход через Альпы, и копии памятников великому полководцу. Зал, прилегающий к центральному справа, отведен для вещей и портретов, принадлежавших лично Суворову и его семье в зале, расположенном слева, выставлены предметы, имеющие историческую связь с памятью полководца: мундиры полков, портреты некоторых командиров неприятельских войск, планы и карты сражений. К каждому из боковых залов симметрично прилегает по комнате: в одной из них помещается драгоценная коллекция, пожертвованная Государем Императором, в другом - обширная коллекция проф. Энгельгардта, состоящая главным образом из ряда снимков с местностей, где происходили сражения. К центральному залу примыкают четыре небольших круглых комнатки, расположенные в особых башенках. Одна из них как бы превращена в часовню и заключает в себе вещи из церкви села Кончанского, как то: колокола, часть иконостаса, книги по которым читал Суворов и пр. В другой будут помещены некоторые драгоценности из Эрмитажа, и обе будут ограждены решеткой. Остальные две башни отведены для администрации и для помещения книги с записями почетных посетителей. Над вестибюлем находится помещение для библиотечки изданий посвященных памяти Суворова оно освещается большим окном, единственным на главном фасаде. Фасад облицован серым кирпичом, с обработкой карнизов песчаником, а цоколя - гранитом, и украшен двумя грандиозными мозаичными картинами, изображающими переход через Альпы (худ. Попова) и выезд из села Кончанского в Итальянский поход (худ. Шабунина). Компоновка картин взяла много труда и времени у художников. Напр., г. Шабунин прожил в Кончанске около 1/2 года и создал массу эскизов. Лица на его картине представляют ряд портретов местных крестьян. Не менее труда было положено на выполнение картин в мозаике членами Общества русских художников гг. Зодченко [sic] и Масленниковым, проработавшими более года, каждая из картин была расчленена на 16 частей набор мозаики, кроме лиц, производился по кальке с левой стороны, после чего заливался цементом и на железобетонной плите самостоятельно прикреплялся к стене помощью 4 крюков, укрепленных шайбами с левой стороны. Трудность работы весьма усиливалась неблагоприятной погодой. Кроме двух картин, вверху фасада помещен мозаичный же княжеский герб полководца. Существенная помощь в мозаичной работе была оказана Академией Художеств, пожертвовавшей эмали на сумму около 10 тысяч рублей. Нелегкой оказалась, по словам докладчика, и работа из песчаника в тяжелых, крепостных формах. Каждый из кронштейнов карниза, высотой до 2 1/2 арш., устанавливается при помощи железа. Центральный зал перекрыт по сплошным железным фермам железобетонным сводом. Остов этого свода - сомкнутого, о четырех лотках с притупленными ребрами, - состоит из двух ферм, в которые упирается ряд полуферм. Верхняя часть этих ферм покрыта досками и смазкою из бетона, причем промежуточное пространство между ними и сводом согревается особой батареей. Фермы, на которых покоится свод, установлены независимо от ферм, поддерживающих боковые части крыши. Боковые залы перекрыты плоскими бетонными сводами по железным балкам. Шатровые части крыши покрыты глазурованной черепицей зеленого цвета по типу крыш Кремля. При этом желание употребить в дело, по возможности, материалы исключительно отечественного производства не могло быть исполнено из-за предъявленных русскими фирмами цен, несоразмерно больших, сравнительно с заграничными, а также вследствие слишком отдаленных сроков поставки, ими предлагавшихся. Отопление здания паровое, причем котлы помещаются в отдельном корпусе, расположенном на расстоянии около 15 саженей и соединенном с музеем помощью подземного тоннеля из бетона. Естественное освещение производится окнами в задней стене и в боковых торцах. Такое устройство вызвано желанием иметь как фасад, так и одну внутреннюю стену сплошными - для помещения картин. Впрочем, центральный зал получает часть дневного света еще через большое окно библиотеки. Сообщение было иллюстрировано рядом чертежей, рисунков и фотографических снимков, а также эскизом картины художника Попова, изображающей переход через Альпы размер эскиза в 3 1/2 раза меньше выполнения в мозаике. Председатель, благодаря г. фон Гогена за сообщение, отметил, что обработка фасада музея представляет один из первых опытов наружной мозаичной работы в столь крупных размерах. П. П. Марсеру выразил предположение, что в красочном отношении картины на фасаде должны производить несколько необычное впечатление, особенно на сравнительно бесцветном фоне серого кирпича и песчаника. В виду того, что проверка теоретических соображений непосредственным впечатлением возможна только на месте, было решено просить докладчика об устройстве осмотра музея членами Общества.

В годы советской власти музей понес многие утраты: пропали документы, подаренные музею Николаем II, часть особо ценных предметов, содержащих драгоценные металлы была конфискована.

Здание музея арендовал горсовет ОСОАВИАХИМА и поместил в нем Аэромузей.

Аэромузей существовал в 1925-1941 гг. Музей включал авиационный, воздухо-плавательный, технический и др. отделы. Здесь демонстрировались модели самолетов, планеров, воздушных шаров, реликвии, связанные с историей авиации. До 1932 г. музей существовал в этом здании, затем был переведен в здание Биржи. Закрыт во время блокады Ленинграда.

С 1932 г. здание музея занимала Военно-политическая академия им. В. И. Ленина. Потом оно перешло Венно-транспотрной академии (ныне Академия тыла и транспорта), которая устроила в стенах музея свой клуб.

В феврале 1940 г. в здании Артиллерийского музея был открыт Суворовский зал.

В 1943 г. в здание попала тяжелая фугасная бомба. Была разрушена часть левой стены четырехугольной башни. Составляющей центр здания с нею была уничтожена круглая башня, соединяющая середину здания с левым крылом. Взрывной волной сдвинуло левое крыльцо и сорвало черепичную кровлю, вылетели толстые стекла из окон и от осколков пострадало левое мозаичное полотно.

После войны здание музея было решено восстановить. В 1949 г. И. В. Сталин подписал правительственное распоряжение о восстановлении музея, но уже как военно-исторического. Реставрация была поручена тресту « Ленжилстрой». Проект разработал арх. Михаил Михайлович Плотников. К апрелю 1950 г. работы были в основном завершены.

2 мая 1951 г. состоялось торжественное открытие Государственного военно-исторического музея А. В. Суворова.

В 1979 г. был реставрирован фасад здания. Специалисты-реставраторы мозаичной мастерской Академии художеств СССР под руководством Л. Н. Бриллиантова закрепили мозаику, восполнили утраты смальты, заделали трещины.

В 1988 г. начался капитальный ремонт здания. Оформление интерьеров было приближено к первоначальному замыслу его создателей, были воссозданы надписи под карнизом залов. барельефы орлов в падугах центрального зала (скульптор В. Н. Аземша) и керамическая плитка внизу стен. Удалось сделать люстры и светильники такие же, какие были в начале ХХ века. Была также восстановлена мраморная мемориальная доска об участии императора Николая II в торжественном освящении музея 13 ноября 1904 г.

28 января 1991 г. по решению Ленгорисполкома Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова был преобразован в Государственный мемориальный музей А. В. Суворова.

8 мая 1998 г. после окончания капительного ремонта интерьеров и реэкспозиции музей открылся вновь.

(журнал История Петербурга, статья И. А. Пономарева « Красуйся дивный храм искусства и побед» №6(22)/2004

и « К столетию открытия Суворовского музея» №5(21)/2004)

Открытие Суворовского музея последует осенью настоящего года. В данное время заканчивается внутренняя отделка зал. Здание музея, выстроенное по проекту академиков арх. А. И. фон-Гогена и Г. Д. Гримма в русском стиле кремлёвских построек, имеет в себе пять больших зал в два света, из которых центральный 7 ½ саж. высоты, а остальные - 4 саж. Вестибюль устроен в виде двухэтажной башни, верх который украшен двуглавым орлом. Передний фасад, выходящий на Кирочную ул., вместо окон имеет две мозаичные картины, изображающие переход Суворова через Чертов мост, и один из эпизодов его жизни в деревне. В особом флигеле находятся квартиры для служащих и приспособления для паро-водяного отопления. Площадь, занятая, музеем, имеет 30 саж. в длину и 5 саж. в ширину. Высота здания вместе с башней - 18 саж. Один зал предназначен для предметов, лично принадлежавших герою, второй - для вещей, относящихся вообще к суворовской эпохе в третьем зале предполагается поместить трофеи суворовских кампаний, в четвёртом &ndash предметы, находящиеся в ведении Кабинета Его Величества, и в пятом частную коллекцию, принадлежащую г. Энгельгарду. Второй этаж башни предназначен для библиотеки. Вся постройка обойдётся свыше 300.000 руб., значительная часть которых составилась из пожертвований и добровольных отчислений из содержания чинов многих воинских частей. (« Прав. Вест.» ).


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Суворовский музей
Дата создания: нач. XX в.
Полный адрес: Санкт-Петербург, Кирочная улица, дом 43, литеры А, Б.
Номер в реестре: 781620567940006.

Описание улицы Кирочной

Кирочная улица (с 1998 и c 1826 по 1932; с 1932 по 1998 — улица Салтыкова-Щедрина; в XVIII веке — 4-я Артиллерийская линия, 4-я Артиллерийская улица) — улица в Санкт-Петербурге, проходящая от Литейного проспекта до Новгородской улицы. Нумерация домов ведётся от Литейного проспекта.

Проложена в первой половине XVIII века на территории бывшей Литейной (Артиллерийской) слободы (отсюда и первоначальное название — 4-я Артиллерийская линия, 4-я Артиллерийская улица).

Название Кирочная улица произошло ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Таврическая 15,  ул. Таврическая 19,  ул. Таврическая 2,  ул. Таврическая 7,  ул. Таврическая 9,  ул. Таврическая 21,  ул. Кирочная 50,  ул. Кирочная 50А,  ул. Таврическая 17,  ул. Таврическая 13,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 43

Картинка скодом