город Санкт-Петербург, набережная Канала Грибоедова, д.88-90

- это историческое здание, известное под названием «Здание Екатерининского общественного собрания», построенное в стиле - Модерн в 1905-1907 году, архитектор(ы) - Мунц О. Р., Смирнов Н. В.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Канала Грибоедова, 88-90

«Здание Екатерининского общественного собрания»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1905-1907 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Мунц О. Р., Смирнов Н. В.

Здание Екатерининского общественного собрания

Грибоедова наб.к., 88-90Средняя Подьяческая ул., 2. Архитекторы: Мунц О. Р.Смирнов Н. В. Год постройки: 1905-1907 Стиль: Модерн.

Модерн

Здание Екатерининского общественного собрания

Наб. кан. Грибоедова, 88-90 - Средняя Подьяческая ул., 2

Пам. арх. (федеральн.)

1905-1907 - арх. Мунц Оскар Рудольфович,

воен. инж. Смирнов Николай Васильевич

Здание перестроено в 1905-1907 гг. из стоявшего на этом месте каменного двухэтажного особняка по проекту арх. О. Р. Мунца совместно с воен. инж. Смирновым Н. В. для Екатерининского общественного собрания.

Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание было основано в 1790 г. Это был своеобразный закрытый клуб для проведения досуга. В Уставе Собрания говорилось о том, что оно имеет целью « доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою».

В 1903 г. участок недвижимости, расположенный по адресу: Спасская часть, Средняя Подьяческая ул. и набережная Екатерининского канала, был выставлен на продажу. В марте 1904 г. фактическим владельцам этой недвижимости, а также земельного участка стало Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание. 3 марта 1906 г. Собрание было переименовано в « Екатерининское собрание в Санкт-Петербурге». Исследования показали, что дом является совместным произведением известных петербургских архитекторов-строителей &ndash инженера Н. В. Смирнова, архитектора-художника Е. Н. Мунца и архитектора-художника Е. Н. Фелейзена. С самого начала предполагалось устроить в здании театр, который должен был сдаваться в наем и мог функционировать автономно. С 1908 г. здесь размещался знаменитый театр « Кривое зеркало». В этом качестве здание просуществовало до 1917 г. В том же году в доме расположился Клуб работников Народного банка, а в 1919 &ndash Политуправление Балтийского флота. С 1939 г. здесь размещалось Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) « Балтсудопроект», просуществовавшее до 1999 г. В советский период внутренней отделке и архитектуре здания был нанесен значительный ущерб: установлены временные перегородки, заложены проемы, в основном утрачены декоративные элементы интерьеров, лепнина, частично уничтожены витражи, вывезена мебель, люстры, испорчено покрытие полов. В августе 1999 г. здание было передано Лицензионной палате Санкт-Петербурга и находится на балансе нежилого фонда. Здание является памятником федерального значения по указу Президента РФ №176 от 20.02.95 и входит в объединенную охранную зону и зону регулирования застройки центральных районов Санкт-Петербурга (решение ЛГИ №1045 от 30.12.88). С помощью строителей и реставраторов ему возвращается былое великолепие.

Лицензионная палата уже ликвидирована, в здании располагаются комитеты правительства СПб.

Главная лестница: на потолке над лестницей расположен прозрачный витраж, в нишах над балюстрадами - овальные зеркала. Балюстрады украшены также ионическими колоннами с лепными гроздьями винограда на капителях.

В доме был большой на 700 мест театральный зал, в котором с 1912 по 1917 год работал театр общественно-политической сатиры Кривое зеркало . Театр возник в 1908 г. по инициативе литературного и театрального критика А. Р. Кугеля и актрисы З. В. Холмской, как театр-кабаре при Театральном клубе Петербурга, учрежденном Союзом драматических писателей. Открылся театр в особняке князя Н. Юсупова на Литейном пр.

(по материалам [7])

В 1920-1922 гг. работал Театр оперы, драмы и балета Политуправления Балтийского флота.

В 1927-1939 гг. размещалась студия Белгоскино .

В послевоенное время - Балтсудопроект . Центральное конструкторское бюро Балтсудопроект является старейшим проектно-конструкторским предприятием отечественного морского судостроения.Основанное в 1925 г., в 1999 г. вошло в состав ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова в качестве его филиала. За более чем три четверти века ЦКБ разработано около 170 проектов, по которым построено 2600 судов общим водоизмещением свыше 11 млн. тонн. В их числе уникальные суда космического флота Космонавт Юрий Гагарин и Маршал Неделин , первый в мире лихтеровоз- контейнеровоз усиленного ледового класса Севморпуть с атомной энергетической установкой, крупнейшие отечественные танкеры типа Крым дедвейтом 150 тыс. тонн, суда с горизонтальным способом грузообработки, океанские и морские спасатели, буксиры, первые отечественные экологически чистые танкеры типа Победа , большое количество лесовозов-пакетовозов, универсальных сухогрузных судов, балкеров, различных вспомогательных судов ВМФ. Конструкторов консультировали и принимали активное участие в работе ЦКБ такие известные ученые и инженеры-кораблестроители как А.Н.Крылов, П.Ф.Папкович, В.Л.Поздюнин, Ю.А.Шиманский, Ф.А.Брикс, Г.Е.Павленко, Э.Э.Папмель. ЦКБ являлось базой для создания нескольких предприятий судостроительной отрасли. Ведущие специалисты ЦКБ в разные годы становились руководителями конструкторских бюро, успешно работали в Министерстве судостроительной промышленности.

Федеральный памятник Первое Общественное собрание (Екатерининское), 1904 - 1906 гг., арх. Мунц О.Р., строитель - воен. инж. Смирнов Н.В., канала Грибоедова наб., 88-90, Средняя Подьяческая ул., 2 Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Первое Общественное собрание (Екатерининское)
Дата создания: 1904-1906 гг.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 88-90, литера А.
Номер в реестре: 781410176020006.
Описание предмета охраны: Объёмно-пространственное решение: историческое местоположение, габариты и конфигурация лицевых корпусов по наб. кан. Грибоедова и Средней Подъяческой ул., два дворовых корпуса, включая воротный проезд лицевого корпуса (по Средней Подъяческой ул.), объемно-планировочное решение дворового пространства; исторические габариты и конфигурация крыши (скатная), включая шестигранный купол с угловым шпилем лицевых корпусов, световой фонарь лицевого корпуса по наб. кан. Грибоедова (местоположение, габариты, конфигурация, конструкция, материал (металл, стекло), рисунок расстекловки, материал кровли (листовой металл) и исторический колер окраски. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; междуэтажные перекрытия; своды: прусские – воротного проезда, подвала; зеркальный – потолка парадной лестницы; исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, в том числе: лестница вестибюля – местоположение, габариты, конфигурация (криволинейная), материал, тип (междустенная); парадная лестница лицевого корпуса по наб. кан. Грибоедова – материал (мрамор), тип (распашная), конструкция, ограждение – материал (металл), техника исполнения (литье), рисунок (в характере модерн), поручень – материал (дерево), профиль; лестница лицевого корпуса по наб. кан. Грибоедова – материал (известняк), тип (двухмаршевая), конструкция (на косоурах), ограждение – материал (металл), техника исполнения (литье), рисунок, поручень – материал (дерево), профиль; лестница лицевого корпуса по Средней Подъяческой ул. – материал ступеней (известняк), материал площадок (керамическая плитка – метлахская), рисунок, тип (двухмаршевая), конструкция (на косоурах), ограждение – материал (металл), техника исполнения (литье), рисунок, поручень – материал (дерево), профиль. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, объемно-планировочное решение помещений с художественной отделкой, указанных в п. 5. лицевые фасады по наб. кан. Грибоедова и Средней Подъяческой ул.: Архитектурно-художественное решение фасадов: двухэтажный, на высоком цоколе, ассиметричный, на 10 световых осей, выполнен в характере эклектики: вид материала отделки цоколя – красный гранит; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (линейный руст – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка, облицовочный кирпич – в уровне 2-го этажа); ризалит – местоположение (по 9-й световой оси), габариты, конфигурация; эркер срезанного угла – местоположение (в уровне 2-го этажа), конфигурация (полукруглый в плане), габариты, оформление (пилястры ионического ордера, в основании лепные листья аканта с шишкой пинии); балконы на штукатурных кронштейнах – количество (три), местоположение (по 3-5-й, 9-й световым осям, в уровне 2-го этажа по наб. кан. Грибоедова, по 7-9-й световым осям, в уровне 2-го этажа, по Средней Подъяческой ул.), конфигурация (прямоугольные и дугообразный в плане), габариты, ограждение –материал, техника исполнения, форма (тумбы с балясинами); воротный проезд – местоположение (по 10-й световой оси по Средней Подъяческой ул.), габариты, конфигурация (прямоугольный); историческое заполнение воротного проезда – материал (металл), конструкция (ворота двухстворчатые), техника исполнения (ковка), рисунок; исторический дверной проем (по наб. кан. Грибоедова) – местоположение (по 9-й световой оси), габариты, конфигурация (в форме трехцентровой арки); заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые, с боковыми нестворными частями, с фрамугой), оформление дверей (дверные полотна с профилированными филенками, по две на каждой створке, верхние – остекленные); фрамуга – конфигурация (с лучковым завершением), с витражной расстекловкой; дверные приборы – материал (латунь, дерево), количество (четыре), форма (ручка-скоба с дубовым четырехгранным стержнем на латунных цапфах); время: нач. ХХ в.; исторические оконные и балконные проемы местоположение, габариты, конфигурация (в уровне 1-го этажа – прямоугольные, в уровне 2-го этажа – полуциркульные); исторический рисунок, материал (дерево) и цвет оконных проемов; оформление оконных проемов: замковые камни – в уровне 1-2-го этажей, профилированные архивольты на импостах в виде пилястр, в антревольтах и в подоконных филенках лепные композиции растительного рисунка – в уровне 2-го этажа, линейные сандрики с модульонами – в уровне 2-го этажа окна 3-го этажа сгруппированы по два, заглублены в ниши, с подоконными филенками с лепными композициями и лопатками в междуоконных простенках (по Средней Подъяческой ул.); оформление балконных проемов – порталы фланкированные пилястрами ионического ордера; оформление ризалита и междуоконных простенков – в уровне 2-го этажа – лопатки, на эркере – рустованные; профилированный фриз, междуэтажный карниз с дентикулами – между 1-м и 2-м этажами; венчающий профилированный раскрепованный карниз с кронштейнами, декорированными листьями аканта и порезкой иоником (по наб. кан. Грибоедова), с модульонами (по Средней Подъяческой ул.); аттики – местоположение (в завершении ризалита и балконных осей), габариты, конфигурация; парапетное ограждение крыши – тумбы с металлическими решетками между ними;металлодекор: мужская и женская гермы на высоких постаментах, являющихся тумбами ограждения балкона ризалита; шпиатр, литье; четырехфигурная скульптурная группа в виде аллегорического изображения Науки, Просвещения, Промышленности и Торговли, акцентирует угловую часть здания (размещена на полуциркульном аттике, за куполом углового эркера);* шпиатр, литье; *в настоящее время демонтирована, хранится в разобранном виде; девять флагодержателей в виде завитков аканта; металл, литье; два светильника – на три свт., плафоны в виде колокольчиков на изогнутых кронштейнах; стенник в виде стилизованного портала с монограммой «ЕС»; металл, литье; дворовые фасады: вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка; исторические оконные (прямоугольные, с полуциркульным и коробовым завершением) и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация; ризалит (лестничной клетки южного фасада) – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный в плане); венчающий профилированный карниз. вестибюль парадного входа (помещение № 2, площадью 38,8 кв.м. (1-Н): Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: входной тамбур – местоположение, габариты, конфигурация, материал (дерево), оформление (профилированные филенки); заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (две двухстворчатых двери), оформление (профилированные филенки, верхние – остекленные); дверные приборы – латунь, дерево; форма (ручка-скоба с дубовым четырехгранным стержнем на латунных цапфах); время: нач. ХХ в.; количество (четыре); оформление потолка – профилированный карниз, фриз с круглыми деталями; оформление стен – в верхней части широкий фриз в виде волнообразных каннелюр, на южной стене лепная композиция из ветвей с листьями, в центре овальный медальон с женским барельефным профилем в маске; малый тамбур – местоположение, габариты, конфигурация (трапециевидный в плане), количество (два); заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двойные двухстворчатые двери с фрамугами с лучковым завершением), дверные приборы – материал (латунь, дерево), количество (восемь), форма (ручка-скоба с дубовым четырехгранным стержнем на латунных цапфах); холл (помещения № 6, площадью 75,6 кв.м., № 18, площадью 48,9 кв.м., № 17, площадью 67,3 кв.м.): двухуровневый, с арочными проемами – местоположение, габариты, конфигурация (с коробовым завершением); пом. № 6: оформление стен – уплощенные ниши, профилированный карниз с порезкой иоником; оформление дверных проемов – лопатки с женскими маскаронами; заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные глухие филенки); коридор (помещения № 8, площадью 24,8 квм., № 3, площадью 13,2 кв.м.): оформление стен и потолка лепным декором в характере рококо – падуга, профилированные тяги, штукатурные зеркала, розетки с лепными композициями из листьев аканта в виде рокайлей, картушей, завитков, с горельефными изображениями путти; помещение парадной лестницы с галереей 2-го этажа: колонны композитного ордера – местоположение (на галерее), габариты, конфигурация; в оконных и дверных простенках – лопатки; ограждение парадной лестницы, между колоннами галереи и в проемах окон – материал (металл), техника исполнения (литье, ковка), рисунок, ограждение – материал (дерево), профиль; оформление потолка – зеркальный свод с высокой падугой с распалубками и световым витражом в металлическом переплете – местоположение, габариты, конфигурация, материал (металл, стекло), рисунок расстекловки; люнеты в распалубках облицованы керамической глазурованной плиткой бирюзового цвета, с зеркалами в овальных лепных обрамлениях; лепной растительный орнамент – на своде, в верхней части стен, на капителях колонн; зеркало (два) – овальное, встроенное, в лепной профилированной раме; время: нач. ХХ в.; размер: ок. 130х70 см; светильник – настенный, встроенный, на 1 свт., восьмиугольный в плане, многогранный; каркас латунный, стекло на гранях офактуренное; верхняя грань на петлях, служит одновременно дверцей; обрамление лепное, зигзагообразное; время: нач. ХХ в.; размер: ок. 90х50 см; количество: 8; витражные заполнения оконных проемов галереи второго этажа – полихромный растительный орнамент по периметру, центр витражей матовый; рифленое мозаичное, полихромное и бесцветное стекло в свинцовой оплетке; время: нач. ХХ в.; количество: три; доска подоконная – материал (мрамор), профиль, цвет (серый с прожилками), количество (три); время: нач. ХХ в.; размер: дл. – 495 см, шир. – 25 см (1), дл. – 24,5 см, шир. 205 см (2); театральный зал (помещения № 69, площадью 350,4 кв.м., № 70, площадью 88,3 кв.м.): двусветный зал с балконом; первоначальная лепная отделка стен, падуги и плафона, выполненная по проекту О.Р. Мунца; оформление потолка – высокая падуга с распалубками, профилированная рама, по периметру перекрытия лепной фриз в виде стилизованной вуали, в центре – овальная лепная розетка; решетка вентиляционная – местоположение (на плафоне), габариты, форма (овальная), материал (латунь?), оформление (в виде трельяжной сетки с просечным ажуром); оформление стен – пилястры с лопатками; оконные и дверные проемы заглублены в полуциркульные ниши; оформление дверных проемов – линейные сандрики; заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); балкон – местоположение (на северной стене), конфигурация (криволинейный в плане), габариты; покрытие пола – наборный паркет – материал (дерево), рисунок – геометрический; помещение № 80, площадью 96,2 кв.м. (из анфилады парадных гостиных 2-го этажа): оформление потолка и стен – профилированные криволинейные рамы, в верхней части стен (исключая южную) – лепной фриз растительного рисунка; дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (с коробовым завершением); заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые, с боковыми нестворными частями и фрамугой с коробовым завершением); оформление (профилированные филенки); камин средистенный, типа голландского очага, двухъярусный, с полкой; нижний ярус оштукатурен с имитацией руста, фланкирован двумя выступами-ризалитами, на лицевой плоскости каждого ризалита –рельефный восьмигранник с геометрическим «шахматным» орнаментом; топочный проем в форме арки, вписанной в четырехугольник со скошенными верхними углами, внутри топка выложена кирпичом; между ярусами полка искусственного мрамора, состоящая из двух частей (над правым и левым ризалитом); второй ярус в виде пояса рельефного орнамента из извилистых полос, образующих очертания «шатра»; покрытие пола – паркет – материал (дерево), рисунок *; *в помещениях 80, 78, 72, 71 парадной анфилады полы воссозданы помещение № 78, площадью 74,9 кв.м. (из анфилады парадных гостиных 2-го этажа): оформление потолка – лепной декор криволинейных очертаний, ленты, бусы, растительные мотивы; дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (с коробовым завершением); заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые, с боковыми нестворными частями и фрамугой с коробовым завершением); оформление (профилированные филенки); ниша с оконным проемом на лестницу – местоположение (южная стена), габариты, конфигурация (полуциркульная); заполнение оконного проема – материал (дерево), витражная расстекловка; помещение № 72, площадью 49,8 кв.м. (из парадной анфилады гостиных 2-го этажа): оформление стен – профилированные карнизы, прямоугольные филенки; тройной оконный проем – местоположение (в северной стене), габариты, конфигурация (полуциркульное); заполнение оконного проема – материал (дерево), конструкция (по бокам оконные створки, в центре балконная одностворчатая дверь); углы в верхней части скруглены за счет вставки лепных деталей с рисунком в виде стилизованной вуали; архивольт оформлен фигурными тягами с полихромной росписью по штукатурной основе в виде цветочной гирлянды, в замке – букет цветов; оформление потолка – роспись по штукатурной основе из гирлянды со стеблями и цветами; помещение № 71, площадью 44,9 кв.м. (из анфилады парадных гостиных 2-го этажа): оформление потолка – падуга, с лепным полихромным орнаментом растительного рисунка; столовая (помещение № 83, площадью 199,2 кв.м.): оформление потолка – падуга, профилированные продольные тяги, делят плафон на три части, центральная – с волнообразным широким лепным поясом, вдоль пояса по периметру и поперек плафона – фигурные тяги, декорированные лентами и цветами оформление стен –трехцентровые проемы* – местоположение (в северной и южной стенах), габариты, конфигурация (арочный); *заложены северный проем разделен двумя каннелированными колоннами; лестница лицевого корпуса по наб. кан. Грибоедова: оформление стен – профилированные филенки.

История набережной Канала Грибоедова

Канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский канал) — канал в Санкт-Петербурге, берущий начало от реки Мойки у Марсова поля и впадающий в Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Длина канала составляет 5 км, ширина — 32 м, глубина — до 3,5 м, средний расход воды — 3,1—3,4 м³/с.

Канал проложен по руслу реки Кривуши (другое название — Глухая речка), бравшей своё начало из болотистой трясины, залегавшей между нынешни ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Большая Подъяческая 10,  ул. Большая Подъяческая 12,  ул. Большая Подъяческая 13,  ул. Большая Подъяческая 16,  ул. Большая Подъяческая 17,  ул. Большая Подъяческая 4,  ул. Большая Подъяческая 5,  ул. Большая Подъяческая 6,  ул. Большая Подъяческая 7/8,  ул. Большая Подъяческая 8,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, 88-90

Картинка скодом