город Санкт-Петербург, улица Двинская, д.2

- это историческое здание, известное под названием «Церковь Богоявления Господня (Гутуевская)», построенное в стиле - Неорусский в 1892-1899 году, архитектор(ы) - Косяков Вас. А. Правдзик Б. К.. Сегодня это - девятиэтажный дом, памятник архитектуры, используется как культовое (религиозное).

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Двинская, 2

«Церковь Богоявления Господня (Гутуевская)»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культовое (религиозное),
  • Этажность - 9 ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Неорусский ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1892-1899 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Косяков Вас. А. Правдзик Б. К.

Дополнительные сведения: Проект - Православные храмы.

Церковь Богоявления Господня (Гутуевская)

Двинская ул., 2 Архитекторы: Косяков Вас. А. Год постройки: 1892-1899 Стиль: Неорусский

Церковь Богоявления Господня (Гутуевская) Неорусский

Пам. арх. (регион.)

1892-1899 - арх. Косяков Василий Антонович

см. Церковь Богоявления Господня (продолжение)

Церковь на Гутуевском острове возле одноименного моста (ранее Сельдяного) в конце XIX в. планировали построить по желанию портового люда. Арх. С. И. Андреев создал проект деревянного храма во имя св. благоверного князя Александра Невского, но в это время произошло несколько событий.

Купец Иван Агапович Воронин, владелец ткацкой мануфактуры на Резвом острове, выделил на строительство церкви достаточно крупную сумму - 100 тысяч рублей, испросив позволения устроить в церкви семейную усыпальницу.

Проект каменного храма поручили арх. Василию Антоновичу Косякову, который быстро выполнил работу (с участием гражд. инж. Б. К. Правдзика), спроектировав храм в русском стиле по образцу церкви, возводившейся в Борках в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г.

29 апреля 1891 г. цесаревич Николай, наследник престола, путешествуя по Японии, подвергся нападению японского фанатика. По счастливой случайности удар саблей пришелся вскользь, и 29 апреля 1892 г. Гутуевский храм заложили в ознаменование этого события.

Освящение храма во имя Богоявления Господня митрополитом Антонием и о. Иоанном Кронштадтским состоялось 29 апреля 1899 г. 18 июля того же года был освящен придел во имя прп. Иоанна Постника, небесного покровителя главного благотворителя храма.

Пятикупольный храм в традиционной форме восьмерик на четверике с колокольней богато украшен узорами из лекального кирпича, майоликовыми и изразцовыми вставками, киотами с мозаичными иконами, узорными кокошниками и карнизами. Наружные мозаики были выполнены в мастерской А. А. Фролова.

Строительство и убранство храма обошлось в 300 тыс. рублей. Огромное впечатление на современников производили колокола, отлитые на заводе А.Д.Самгина и фаянсовый иконостас. Колоколов было 10 (самый тяжелый из них весил 8,5 тонн). Их даже возили на Всемирную выставку в Чикаго (1893 г.).Внутри храм был полностью расписан. Одноярусный фаянсовый иконостас, выполненный на фабрике Кузнецова, был отмечен медалью на Парижской выставке 1900 г. Образа для иконостаса написал А. М. Постников, настенные картины - А. С. Славцов, орнаменты - К. М. Будаков. Запрестольная Тайная Вечеря была размещена так, что молящиеся видели ее с любого места. А пейзажи для Крещения Господня худ. А.С. Сланцев писал с натуры в Палестине. Резьба выполнена в мастерской П. С. Абросимова.

Для храма была разработана уникальная по тем временам система электрификации: помещение освещали полсотни лампочек, спрятанных за притолокой алтарной арки. Имелись дополнительные бра и три красивых паникадила.

Хран был оборудован калориферным и пароводяным отоплением. В отдельном здании располагалась котельная (сохранилась), а в подвале церкви находились калориферные камеры. Автор этих технических решений - Бронислав Казимирович Правдзик.

В 1910 г. на средства прихожан была освящена Голгофа - распятие с видом Иерусалима.В 1913 г. алтарь и жертвенник были облицованы мрамором и украшены иконами, написанными Славцовым.

По решению Леноблисполкома церковь была закрыта 5 мая 1935 г. Лишенная крестов, главок и колокольни, она была отдана под склад. Во время Великой Отечественной войны в здание попал снаряд, который, к счастью, не разорвался (по другим источникам, произошло возгорание).Внутреннее убранство храма полностью утрачено (?). Были сообщения, что несколько фрагментов иконостаса были обнаружены в подвале соседнего здания в 1997 г.

После Великой Отечественной войны в стенах Богоявленского храма был размещен мыловаренный завод. Позже здание отдали местному универсаму. Магазин решил использовать церковь под склад. Для этого внутри соорудили три дополнительных перекрытия, рядом возвели котельную, на всех этажах провели водяное отопление, канализацию и водопровод, даже лифт. Именно тогда снесли кованные балконные решетки, сбили лепные карнизы, счистили либо заштукатурили многие фрески. Часть росписей, в том числе роспись центрального купола, все же уцелела. Мощная шлемовидная главка была снята, на ее месте сооружена деревянная конструкция.Первые попытки реставрации храма были сделаны в 1976 г. специалистами СНПО « Реставратор» - предполагалось провести консервацию здания и приступить к восстановлению фасадов. Внешне это выразилось лишь в удалении растительности со стен здания.В 1980 г. архитектор СНПО « Реставратор» К. П. Ворпулев выполнил проект реставрации фасадов церкви.В 1991 г. храм был возвращен епархии. Помощь в восстановлении храма оказывали Морской порт и Северо-Западное таможенное управление. 19 января 1992 г. в праздник Богоявления Господня состоялось первое богослужение.В 1992 г. приступили к комплексной реставрации храма, которая продолжается по настоящее время.

Как только в храме вымыли полы и вынесли мусор, на сохранившихся участках стен стали проступать фрагменты фресок, лики святых и орнамент . (Храмы и Монастыри. N87)На главном куполе был установлен крест, изготовленный на Канонерском судоремонтном заводе. На колокольне появились колокола - самый большой из них весит почти 2 тонны.В 2008 г. закончена внешняя реставрация. Было изготовлено более 10 видов фасонных кирпичей по индивидуальным чертежам, большое количество рисунков майолики.Мозаичные композиции икон, выполненные для фасадов церкви Богоявления петербургским мастером-мозаичником И. Ю. Лаврененко, в 2006 г. получили золотую медаль на выставке Denkmal в Лейпциге.В 2012 г. был освящен новый керамический иконостас, выполненный по мотивам оригинального.

Бетонную ограду заменили копией исторической кованной. В настоящее время продолжаются внутренние работы.

Как только появилась возможность, община начала возрождать старые традиции. В 1912 г. при храме была открыта бесплатная библиотека - первое просветительское учреждение на Гутуевском острове. После возрождения храма прихожане первым делом принесли в него книги, и библиотека вновь заработала. С 1911 г. при церкви действовал любительский хор. И сегодня хор существует. При Богоявленском храме действует воскресная школа для детей и для взрослых. Для молодежи была создана община Агапа , которая со временем перебралась в Педагогический университет им. А.И.Герцена, но ее место заняло православное молодежное общество Адельгемм@ . Названо оно в честь трагически погибшего в августе 2013 г. псковского священника Павла Адельгейма. (ж. Храмы и Монастыри. N87)

В 1899 г. фотографом Карлом Буллой был сделан альбом, посвященный храму, &ndash всего в двух экземплярах. Один был подарен фотографом Николаю II и сейчас хранится в Эрмитаже. Второй был приобретен недавно в антикварном магазине. Фотографии помогут восстановить иконографию храма.

(ж. Храмы и Монастыри. N87. 05.2014.)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802731000).


Памятник градостроительства и архитектуры (Регионального значения).
Здание церкви Богоявления
Дата создания: 1892-1899 гг.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Двинская улица, дом 2, литера А.
Номер в реестре: 781510271210005.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация разновысотного здания церкви, крестообразного в плане, состоящего из центрального объема со световым барабаном, куполом и крестом, апсиды и часовни за ней, с главками и крестами, западного придела с притвором и двухъярусной шатровой колокольней, увенчанной главкой с крестом, боковых приделов с шатрами, главками и крестами; купол с главкой и крестом – первоначальные габариты, конфигурация (луковичный), материал окрытия (металл, позолота, серебрение), декор, высотные отметки; шатры с главками и крестами – габариты, конфигурация (пирамидальные), материал окрытия (металл), характер окрытия (чешуйчатая поверхность из ромбовидных пластин), высотные отметки; крыши – габариты, конфигурация (скатные с килевидными кокошниками), материал окрытия (металл), высотные отметки; Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); сводчатые бетонные и кирпичные перекрытия, в том числе: центральный купольный и парусный свод, световой барабан с пазами для выдвижных ремонтных металлических балок, в верхней части, под куполом; купольные своды часовни, боковых приделов, колокольни; цилиндрический свод галереи в световом барабане; крестовые своды лестничных галерей, притвора, служебных помещений и площадки на хорах; конфигурация и габариты сводов; исторические отметки междуэтажных перекрытий; исторические лестницы в подвальный этаж в северной и южной частях апсиды – двухмаршевые с известняковыми ступенями на металлических оштукатуренных косоурах и металлическими коваными ограждениями с деревянными поручнями, их местоположение, материалы, конструкции и габариты; историческая лестница в подвальный этаж, на хоры и в трапезную, на третий этаж и его антресоли в западном приделе – многомаршевая с забежными известняковыми ступенями на металлических оштукатуренных косоурах и металлическим кованым ограждением с деревянным поручнем, ее местоположение, материалы, конструкции и габариты; исторические лестницы на колокольню и в галерею в световом барабане купола – двухмаршевая и одномаршевая с известняковыми ступенями на косоурах, их местоположение, материалы, конструкции и габариты; хоры – конструкция (по сводам, подпружным аркам и колоннам),* их воссозданное историческое металлическое кованое ограждение, его материал, рисунок, конфигурация, габариты; * Позднее световой проем на хорах был закрыт перегородкой колонны с трапециевидными капителями – количество (двенадцать под хорами, восемь на хорах), вид материала (чугун, гипс), декор (растительный орнамент, низкий рельеф), габариты (по результатам обмеров); калориферные люки с чугунными решетками в продухах между западной частью центрального объема и боковыми приделами; прямоугольный проем в своде подвала часовни с металлическим люком. Историческое объемно-планировочное решение. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора В.А. Косякова в неорусском стиле с использованием мотивов московской и ярославской архитектуры XVII в.; материал и характер отделки фасада – сочетание лицевого красного кирпича с мозаичными панно и майоликовыми вставками и поясками; цоколь, облицованный путиловским известняком; центральная паперть, а также отдельные входы в боковые приделы – материал (камень), габариты (по результатам обмеров), конфигурация (прямой лестничный марш со ступенчатыми парапетами); исторические дверные и оконные проемы – габариты, конфигурация (полукруглые, двухарочные, круглые); заполнение дверных проемов – дубовые двери в металлических коробках, их исторические габариты, местоположение, конфигурация (двустворчатые с филенками), вид поверхности (объемная резьба), декор (орнаментальный); историческая металлическая узорная решетка входа в часовню, ее местоположение, конфигурация, рисунок, профили сечений, габариты; заполнение оконных проемов – исторические металлические оконные рамы с круглыми оконницами, литыми оконными ручками; узорные решетки, их местоположение, конфигурация, рисунок, профили сечений, габариты; оформление дверных проемов кирпичными порталами с перспективными наличниками и килевидными архивольтами с гирьками, декор из формованного кирпича, майоликовых и мозаичных полихромных вставок; оформление оконных проемов кирпичными наличниками с килевидными кокошниками, узорными колонками, декор из формованного кирпича и майоликовых полихромных вставок; историческая металлическая кованая решетка ограждения прохода из колокольни к лестнице на купол, ее местоположение, материал, конструкция и габариты; фрагмент исторической металлической лестницы на купол, ее местоположение, материал, конструкция и габариты; мозаичные иконы и тондо в киотах над порталами главного входа, входов в боковые приделы и в часовню, в углах основания барабана, на апсидах основного объема и боковых приделов, в том числе: Св. Николая Чудотворца; Богоматери и св. Иоанна Предтечи; Спаса Нерукотворного; Иисуса Христа в терновом венце; Св. прп. Сергия Радонежского; Св. Иоанна Постника (утрачена) и св. Анны Пророчицы (утрачена); майоликовые орнаментальные вставки и пояски; поребрики и ширинки из красного формованного кирпича. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: историческое декоративно-художественное решение пространства церкви художниками А.С. Славцовым (Славцевым), К.Н. Бутаковым, А.М. Постниковым, в том числе: историческая полихромная живопись (масло по штукатурке) на стенах и сводах храма – фигуративная, Евангельские сюжеты, святые Русской Православной Церкви, скрытая профзаклейкой и реставрированная; исторические полихромные орнаментальные росписи (масло по штукатурке) на стенах и сводах храма, скрытые профзаклейкой и реставрированные; историческая полихромная мозаичная композиция «Спас Вседержитель» в мраморном киоте, в часовне; историческое оформление пола в центральном объеме храма, боковых притворах и в приделе – исторический рисунок покрытия, вид материала (цемент, мрамор), техника исполнения (террацо).

История улицы Двинской

Двинская улица — улица в Кировском районе Санкт-Петербурга на Гутуевском острове. Проходит от набережной реки Екатерингофки (от Гутуевского моста) до Канонерского туннеля. Улица является главной магистралью для движения в Новый Порт.

Улица названа в честь города Двинска (до 1893 года — Динабург) в Витебской губернии (ныне город Даугавпилс в Латвии). До 1935 года носила название Динабургская.

Изначально улица проходила только до Шотландской улицы. После постройки в 1983 году Канонерского тоннеля, ул ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Двинская 4к1,  ул. Двинская 4к2,  ул. Двинская 1,  ул. Двинская 2*,  ул. Двинская 3,  ул. Межевой Канал 2,  ул. Двинская 3А,  ул. Межевой Канал 2Б,  ул. Межевой Канал 6Б,  ул. Межевой Канал 4,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Двинская, 2

Картинка скодом