Список зданий по пр-кт Чкаловский : 10, 11, 11 к.2, 11**, 11/32, 11А, ۩ 12, ۩ 13, 14, ۩ 15, ۩ 16, 16 снесен, 16А, ۩ 16Б, ۩ 16Б*, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25А, 26, 26 Е, ۩ 27, 28, 30, ۩ 31, 32, 32 а, 32/2, 34, 35, 36, 36 Б, 38, 40, 42, 44, 48, ۩ 5, 50, 50*, 50**, 52, 54, 54 Б, 56, 56 Б, 58, 60, 60*, 7, 8, 8 Б, 9, 9/13, 9А,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт дома - пр-кт. Чкаловский, 31
«Доходный дом Б. Я. Купермана - Доходный дом А. Л. Лишневского»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - многоквартирный жилой дом,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Архитектурный силь - Модерн,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1910-1913 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Лишневский А. Л.
Доходный дом Б. Я. Купермана - Доходный дом А. Л. Лишневского
Чкаловский пр., 31 Всеволода Вишневского ул., 10Плуталова ул., 2. Архитекторы: Лишневский А. Л. Год постройки: 1910-1913 Стиль: Модерн.Доходный дом Б. Я. Купермана -
Собственный доходный дом арх. А. Л. Лишневского модерн
Плуталова ул., 2 - ул. Всеволода Вишневского, 10
1910-1913 - Лишневский Александр Львович
Во время строительства дома для Б. Я. Купермана А. Л. Лишневский выкупил дом в собственное владение и был его владельцем до 1918 г.
Чертежи дома инженера-механика Б.Я.Купермана по Геслеровскому переулку № 6, Плуталовой улице № 2 и Теряевой улице № 12. Фасады, разрезы, поэтажные планы. Архитектор А.Л.Лишневский. 1911 г.(ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.7483. 19л.) (Элеонора)
Чертежи дома А.Л.Лишневского по Геслеровскому переулку № 6Б и Плуталовой улице № 2. Фасады, разрезы, поэтажные планы 1913 г. (ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.7484. 6л) (Элеонора)
Еще один литературный адрес: Плуталова ул., 2 - Чкаловский пр., 31 - ул. Всеволода Вишневского, 10. Дом арх. А. Л. Лишневского (1911-1912). Напротив него стояла церковь преп. Алексия Человека Божьего, и вместе эти здания образовывали своеобразный уголок Петербурга в неорусском стиле. Лишневский не подражал Гримму и не копировал его постройку, он просто продолжил уже сделанное.
Получившийся ансамбль гармонично сочетал рационализм модерна с использованием некоторых форм древнерусской архитектуры в качестве декоративных элементов. Дом как-будто бы сошел со страниц русских сказок, и люди, которые жили в нем, были интересными и загадочными.
Мемориальная доска: Здесь с 1915 по 1942 гг. жил выдающийся популяризатор точных и естественных наук Яков Исидорович Перельман .
Яков Исидорович Перельман - необыкновенный, удивительный человек. Бoльшая часть его жизни была связана с нашим городом, с этим домом. В квартире 12 он жил с 1915 по 1942 г. На его книгах (« Занимательная физика», « Занимательная астрономия» и т. д.) выросло не одно поколение школьников. Впервые эти книги появились на прилавках книжных магазинов в 1913 г. и с тех пор пользовались у читателей неизменным успехом. « Занимательная физика» - одна из самых старых и самых популярных книг по физике. После нее Я. И. Перельман написал целую серию увлекательных книг по математике, астрономии, геометрии, в которых в полной мере раскрылся его замечательный дар популяризатора науки.
15 октября 1935 г. в правом флигеле « Фонтанного дома» был открыт « Дом занимательной науки» &ndash дом чудес, магии и чародейства, где царила атмосфера познания, где учили самостоятельно думать, нестандартно подходить к привычным вещам и явлениям. Душой этого дела был пятидесятитрехлетний Я. И. Перельман, возглавлявший научный совет ДЗН, в который вошли ученые - академики А. Иоффе, Н. Вавилов, А. Ферсман. Они сами были увлечены этой идеей и с удовольствием делились своими знаниями с ленинградскими школьниками. Ничего подобного нигде больше не существовало, и все это было организовано благодаря настойчивости и желанию Перельмана. Он сам не сделал ни знаменитых открытий, ни изобретений - он просто воодушевлялся чужими научными открытиями и писал о них. Писал и рассказывал так, что остаться равнодушным было просто невозможно.
Когда началась война, Перельман счел себя мобилизованным. Читал лекции морякам, писал статьи. Последнюю лекцию прочитал 23 февраля 1942 г., возвратился в свою квартиру и больше выйти не смог. 16 марта 1942 г. он скончался от голода
В 1910-1920 гг. в этом же доме, в кв. № 5, жил поэт, писатель, « последний петербургский символист» Алексей Дмитриевич Скалдин. Г. Иванов в « Петербургских зимах» посвящает ему целую главу. Жил Скалдин скрытно, потаенно даже для своих друзей, а наступившие вслед за революцией годы скитаний и бедственный конец эту потаенность усиливают. Старший сын в многодетной крестьянской семье, он родился 15 октября 1889 г. Отец &ndash деревенский плотник. В 1905 г. семья переезжает в столицу. Пятнадцатилетний Алексей поступает служить рассыльным во Второе Страховой общество на Гороховой ул., 3. За десять лет службы Скалдин делает головокружительную карьеру: становится управляющим округом. Систематического образования у него не было, всего лишь церковно-приходская школа. В 1909-1910 гг. урывками, в свободное от службы время, вольнослушателем посещает университет, самостоятельно изучает языки - немецкий, французский, латынь. Настоящая литературная жизнь Скалдина начинается в 1909 г., когда на каком-то литературном вечере он был замечен Вячеславом Ивановым. Скалдин стал посылать ему свои стихи, добиваться встреч и всю оставшуюся жизнь оставался верен своему учителю и проповедуемому им символизму.Самое известное и неразгаданное произведение А. Скалдина - роман « Странствия и приключения Никодима Старшего» (1916). В настоящее время роман переиздан, но до сих пор остается неизученным.
Февральскую революцию он встретил восторженно. Политикой не занимался, занимался культурой. Но началась травля литераторов, и ему с семьей приходилось менять адреса, жить в других городах. Его трижды арестовывали по доносам. Первый раз - в Саратове в 1922 г. В январе 1933 г. он был вновь арестован за « участие в деятельности контрреволюционной народнической организации». Последовал быстрый приговор: 5 лет концлагерей, замененный ссылкой в Казахстан на тот же срок. Вернувшись из ссылки в 1939 г., он очень нуждался и передал в Публичную библиотеку Ленинграда 97 автографов известных людей, среди которых - Вольтер, Гюго, Дидро, Мазарини, Мольер, Россини и т. д. Формальным поводом для третьего ареста 28 июня 1941 г. послужили доносы соседей. Скалдин был обвинен в « клевете на граждан» с приговором: 8 лет лагерей. Этого срока писатель не смог пережить, и в 1943 г. его не стало. Как предполагают родственники, он мог быть расстрелян еще в 1941 г.
(Л. Ю. Сапрыкина. Плутоватые улицы Петроградской стороны.
Доходные дома в Петербурге могли менять владельца на любом этапе строительства. Участки как скупались для возведения обширной постройки, так и крупные « дворовые места» распродавались по частям. К весне 1911 г. Лишневский составляет проект застройки « дворового места», принадлежащего инженеру Борису Яковлевичу Куперману, и в мае 1911 г. начинает строительство каменного 5-эт., а в средней части 6-эт. углового дома на « мысовом» участке, ограниченном Геслеровским пер., Плуталовой и Теряевой улицами. Современный адрес &ndash Чкаловский пр., 31 / Плуталова ул., 2 / ул. Всеволода Вишневского, 10.
Лишневский, продавший свой дом на Лахтинской в феврале 1911 г., в мае 1911 г., едва приступив к строительству дома Купермана, продаёт и другой свой дом - на Зверинской ул.
К осени 1911 г., в ходе строительства дома в Геслеровском пер., Куперман распродал своё имущество по частям: половина участка была куплена лекарем Михаилом Львовичем Сагаловым, другая - арх. Лишневским. Весной 1912 г. новые домовладельцы вновь устанавили временный забор « вокруг производящейся постройки», чтобы завершить строительство. Лишневский, активно работавший в 1910-е гг. на стройках Петербурга, участвуя в конкурсах, ведя напряжённую общественную работу[iv], нуждался в надёжных сотрудниках. Одним из них был архитектор Сергей Яковлевич Турковский, производивший строительные работы по дому Лишневского в Геслеровском пер. в 1912 г. Возможно, Лишневский привлекал Турковского и к проектным работам: Турковский упоминал о своём соавторстве по этому адресу.
В ноябре 1912 г. дом « новой постройки» был завершён, и Лишневский поселился в своём собственном доме во 2-м этаже. Облик возведённого дома соответствовал первоначальному проекту.
Обратимся к плану строения. Удобный для застройки почти квадратный « мысовой» участок было не благоразумно делить на части. Лишневский и Сагалов, купившие по половине « дворового места» Купермана, построили свои смежные дома с общей брандмауэрной стеной и одним воротным проездом во внутренний двор, при этом полезной площадью пожертвовал Лишневский: арка прорезает стену принадлежащего ему дома со стороны Плуталовой ул. Межевая граница участков проходит по центру внутреннего двора: разрывы скатов крыши указывают на эту разделительную черту. Согласованная застройка обширного участка, распроданного по частям, позволила избежать нерационального использования земли: вместо двух дворов и двух проездов домовладельцы создали общий внутренний двор большей площади. Кроме этого закрытого двора каждый из домов имел открытые дворы у надворных флигелей, расположенных ближе к нынешнему Левашовскому пр.
При строительстве Лишневский вновь применяет пониженные боковые 5-этажные ризалиты, заглубив центральную часть сооружения, что позволило сделать её 6-этажной. Разнообразные по форме и объёмам эркеры увеличивают полезную площадь. Той же цели служит мансардный этаж. Все эти выступы, крытые балконы и лоджии, башни и высокая кровля усиливают выразительность строений. Сочетание архитектурных элементов позволяет открывать неожиданные ракурсы: характерные для « северного модерна» врезанные в щипцы эркеры на углах открытых дворов при смене точек обзора словно превращаются в крепостные башни с окнами-« бойницами подошвенного боя». В башнях, выступающих из толщи стен со стороны Чкаловского пр., размещены парадные лестницы, окна которых выходят на улицу, а не во двор. Жильцы, не желавшие воспользоваться имеющимся лифтом, поднимаясь по лестнице, могли ярус за ярусом осматривать белоснежный храм в псковско-новгородском стиле, возвышавшийся на противоположной стороне Геслеровского пер. (в 1930-е гг. церковь прп. Алексия, Человека Божия был перестроен в заводской корпус, сохранив свои прежние очертания).
Выбор мотивов древнерусского зодчества для оформления построек и был подсказан архитектору обликом стоявшего рядом со строительной площадкой церковного здания, а « мысовое» положение участка позволило применить характерный для архитектуры Древней Руси принцип « палатного строения», принцип свободной планировки: надворные флигеля не спрятаны за стенами лицевых корпусов, а лишь отступают в глубину участков, усиливая пластическую выразительность домов. В начале ХХ в. в журнале « Зодчий» встречались высказывания о том, что « старый русский стиль со своими приземистыми формами и малыми окнами» совершенно не подходит для многоэтажных зданий. Так, Владимир Яковлевич Курбатов сомневался, « чтобы удалось применить этот стиль к городским постройкам». По его мнению, узкие маленькие окна домов « очень поэтичны и декоративны, но весьма неудобны для обитания». Лишневский, один из немногих архитекторов начала ХХ в., попытался на деле показать возможность применения « старого русского стиля» в архитектуре многоэтажных доходных домов. На фасадах построенных им в Геслеровском пер. зданий применены мотивы, характерные для разных эпох и разных архитектурных школ Древней Руси.
Доходный дом начинался с подъезда, поэтому архитекторы много сил и внимания уделяли оформлению входа в здание, чтобы сделать портал запоминающимся и узнаваемым. В Геслеровском пер. опирающиеся на массивные шары килевидные арки парадных входов украшены имитацией каменной резьбы. Под карнизом тянется аркатурно-колончатый пояс. Кубышки украшают верхний ярус башен-эркеров. Над некоторыми окнами нависают лепные « бровки». По разнообразию форм и размеров оконных проёмов дома в Геслеровском пер. вполне могут конкурировать с домом Лидваль на Каменноостровском пр.: не менее 20 вариантов окон применены в домах Лишневского и Сагалова. Стремлением к созданию романтического облика строений путём выкладывания многообразных проёмов и объясняется использование архитектором кирпича, а не, к примеру, бетонных камней для стен и металлических балок для перемычек, применявшихся в начале ХХ в. До наших дней облик домов сохранился почти без потерь. Приходится сожалеть лишь об утрате шпилей над лестничными башнями: ещё в 1961 г. предусмотренные проектом шпили возвышались над Чкаловским пр. Кроме того, в начале XXI в. часть кровельных листов в ходе ремонта была заменена на неокрашенные « стальные» : высокая кровля, играющая важную роль в облике строений, теперь частично словно растворяется на фоне серого петербургского неба. С другой стороны, дома повлияли на формирование вокруг себя определённой архитектурной среды: построенный в начале XXI в. на Плуталовой ул., 4 жилой дом своими формами вступил в перекличку со своим столетним соседом, словно стремясь стать его зеркальным отражением.
(Чепель А.И. Собственные дома архитектора Лишневского на Петербургской стороне // Открытые слушания « Института Петербурга» :
ежегодные конференции по проблемам петербурговедения, 2007&ndash 2010 / ред. Н.В. Скворцова. СПб., 2010. С. 87&ndash 90)[i] ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 137. Д. 776. Л. 6, 8.[ii] Там же. Ф. 515. Оп. 1. Д. 2693. Л. 175.[iii] Там же. Ф. 513. Оп. 137. Д. 776. Л. 10.[iv] См., например: Труды IV Съезда русских зодчих, состоявшегося в С.Петербурге с 5 по 12 января 1911 г. СПб., 1911. С. XXXVII.[v] ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 3. Д. 470. Л. 2, 3 об.[vi] ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 1 Д. 9013. Л. 2, 9.[vii] См. ил.: Лисовский В. Г. « Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 333.[viii] Курбатов В. О русском стиле для современных построек // Зодчий. 1910. № 30. С. 310&ndash 312 Мачинский В. Архитектурные заметки // Там же. 1914. № 11. С. 126&ndash 128.[ix] ЦГА КФФД Гр. 73826.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (1393)Описание проспекта Чкаловского
Чкаловский проспект — проспект в Санкт-Петербурге. Находится на Петроградской стороне (Петроградский район). Проходит от улицы Красного Курсанта (бывшей Большой Спасской) до набережной Карповки.
Назван в 1952 году в честь знаменитого советского лётчика В. П. Чкалова.
Нынешний Чкаловский проспект объединяет бывший Геслеровский переулок (позже проспект) (участок от ... читать далее >>>> :