город Санкт-Петербург, проспект Чкаловский, д.31

- это историческое здание, известное под названием «Доходный дом Б. Я. Купермана - Доходный дом А. Л. Лишневского», построенное в стиле - Модерн в 1910-1913 году, архитектор(ы) - Лишневский А. Л.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как многоквартирный жилой дом.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт дома - пр-кт. Чкаловский, 31

«Доходный дом Б. Я. Купермана - Доходный дом А. Л. Лишневского»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - многоквартирный жилой дом,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1910-1913 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Лишневский А. Л.

Доходный дом Б. Я. Купермана - Доходный дом А. Л. Лишневского

Чкаловский пр., 31 Всеволода Вишневского ул., 10Плуталова ул., 2. Архитекторы: Лишневский А. Л. Год постройки: 1910-1913 Стиль: Модерн.

Доходный дом Б. Я. Купермана -

Собственный доходный дом арх. А. Л. Лишневского модерн

Плуталова ул., 2 - ул. Всеволода Вишневского, 10

1910-1913 - Лишневский Александр Львович

Во время строительства дома для Б. Я. Купермана А. Л. Лишневский выкупил дом в собственное владение и был его владельцем до 1918 г.

Чертежи дома инженера-механика Б.Я.Купермана по Геслеровскому переулку № 6, Плуталовой улице № 2 и Теряевой улице № 12. Фасады, разрезы, поэтажные планы. Архитектор А.Л.Лишневский. 1911 г.

(ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.7483. 19л.) (Элеонора)

Чертежи дома А.Л.Лишневского по Геслеровскому переулку № 6Б и Плуталовой улице № 2. Фасады, разрезы, поэтажные планы 1913 г. (ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.7484. 6л) (Элеонора)

Еще один литературный адрес: Плуталова ул., 2 - Чкаловский пр., 31 - ул. Всеволода Вишневского, 10. Дом арх. А. Л. Лишневского (1911-1912). Напротив него стояла церковь преп. Алексия Человека Божьего, и вместе эти здания образовывали своеобразный уголок Петербурга в неорусском стиле. Лишневский не подражал Гримму и не копировал его постройку, он просто продолжил уже сделанное.

Получившийся ансамбль гармонично сочетал рационализм модерна с использованием некоторых форм древнерусской архитектуры в качестве декоративных элементов. Дом как-будто бы сошел со страниц русских сказок, и люди, которые жили в нем, были интересными и загадочными.

Мемориальная доска: Здесь с 1915 по 1942 гг. жил выдающийся популяризатор точных и естественных наук Яков Исидорович Перельман .

Яков Исидорович Перельман - необыкновенный, удивительный человек. Бoльшая часть его жизни была связана с нашим городом, с этим домом. В квартире 12 он жил с 1915 по 1942 г. На его книгах (« Занимательная физика», « Занимательная астрономия» и т. д.) выросло не одно поколение школьников. Впервые эти книги появились на прилавках книжных магазинов в 1913 г. и с тех пор пользовались у читателей неизменным успехом. « Занимательная физика» - одна из самых старых и самых популярных книг по физике. После нее Я. И. Перельман написал целую серию увлекательных книг по математике, астрономии, геометрии, в которых в полной мере раскрылся его замечательный дар популяризатора науки.

15 октября 1935 г. в правом флигеле « Фонтанного дома» был открыт « Дом занимательной науки» &ndash дом чудес, магии и чародейства, где царила атмосфера познания, где учили самостоятельно думать, нестандартно подходить к привычным вещам и явлениям. Душой этого дела был пятидесятитрехлетний Я. И. Перельман, возглавлявший научный совет ДЗН, в который вошли ученые - академики А. Иоффе, Н. Вавилов, А. Ферсман. Они сами были увлечены этой идеей и с удовольствием делились своими знаниями с ленинградскими школьниками. Ничего подобного нигде больше не существовало, и все это было организовано благодаря настойчивости и желанию Перельмана. Он сам не сделал ни знаменитых открытий, ни изобретений - он просто воодушевлялся чужими научными открытиями и писал о них. Писал и рассказывал так, что остаться равнодушным было просто невозможно.

Когда началась война, Перельман счел себя мобилизованным. Читал лекции морякам, писал статьи. Последнюю лекцию прочитал 23 февраля 1942 г., возвратился в свою квартиру и больше выйти не смог. 16 марта 1942 г. он скончался от голода

В 1910-1920 гг. в этом же доме, в кв. № 5, жил поэт, писатель, « последний петербургский символист» Алексей Дмитриевич Скалдин. Г. Иванов в « Петербургских зимах» посвящает ему целую главу. Жил Скалдин скрытно, потаенно даже для своих друзей, а наступившие вслед за революцией годы скитаний и бедственный конец эту потаенность усиливают. Старший сын в многодетной крестьянской семье, он родился 15 октября 1889 г. Отец &ndash деревенский плотник. В 1905 г. семья переезжает в столицу. Пятнадцатилетний Алексей поступает служить рассыльным во Второе Страховой общество на Гороховой ул., 3. За десять лет службы Скалдин делает головокружительную карьеру: становится управляющим округом. Систематического образования у него не было, всего лишь церковно-приходская школа. В 1909-1910 гг. урывками, в свободное от службы время, вольнослушателем посещает университет, самостоятельно изучает языки - немецкий, французский, латынь. Настоящая литературная жизнь Скалдина начинается в 1909 г., когда на каком-то литературном вечере он был замечен Вячеславом Ивановым. Скалдин стал посылать ему свои стихи, добиваться встреч и всю оставшуюся жизнь оставался верен своему учителю и проповедуемому им символизму.Самое известное и неразгаданное произведение А. Скалдина - роман « Странствия и приключения Никодима Старшего» (1916). В настоящее время роман переиздан, но до сих пор остается неизученным.

Февральскую революцию он встретил восторженно. Политикой не занимался, занимался культурой. Но началась травля литераторов, и ему с семьей приходилось менять адреса, жить в других городах. Его трижды арестовывали по доносам. Первый раз - в Саратове в 1922 г. В январе 1933 г. он был вновь арестован за « участие в деятельности контрреволюционной народнической организации». Последовал быстрый приговор: 5 лет концлагерей, замененный ссылкой в Казахстан на тот же срок. Вернувшись из ссылки в 1939 г., он очень нуждался и передал в Публичную библиотеку Ленинграда 97 автографов известных людей, среди которых - Вольтер, Гюго, Дидро, Мазарини, Мольер, Россини и т. д. Формальным поводом для третьего ареста 28 июня 1941 г. послужили доносы соседей. Скалдин был обвинен в « клевете на граждан» с приговором: 8 лет лагерей. Этого срока писатель не смог пережить, и в 1943 г. его не стало. Как предполагают родственники, он мог быть расстрелян еще в 1941 г.

(Л. Ю. Сапрыкина. Плутоватые улицы Петроградской стороны.

Доходные дома в Петербурге могли менять владельца на любом этапе строительства. Участки как скупались для возведения обширной постройки, так и крупные « дворовые места» распродавались по частям. К весне 1911 г. Лишневский составляет проект застройки « дворового места», принадлежащего инженеру Борису Яковлевичу Куперману, и в мае 1911 г. начинает строительство каменного 5-эт., а в средней части 6-эт. углового дома на « мысовом» участке, ограниченном Геслеровским пер., Плуталовой и Теряевой улицами. Современный адрес &ndash Чкаловский пр., 31 / Плуталова ул., 2 / ул. Всеволода Вишневского, 10.

Лишневский, продавший свой дом на Лахтинской в феврале 1911 г., в мае 1911 г., едва приступив к строительству дома Купермана, продаёт и другой свой дом - на Зверинской ул.

К осени 1911 г., в ходе строительства дома в Геслеровском пер., Куперман распродал своё имущество по частям: половина участка была куплена лекарем Михаилом Львовичем Сагаловым, другая - арх. Лишневским. Весной 1912 г. новые домовладельцы вновь устанавили временный забор « вокруг производящейся постройки», чтобы завершить строительство. Лишневский, активно работавший в 1910-е гг. на стройках Петербурга, участвуя в конкурсах, ведя напряжённую общественную работу[iv], нуждался в надёжных сотрудниках. Одним из них был архитектор Сергей Яковлевич Турковский, производивший строительные работы по дому Лишневского в Геслеровском пер. в 1912 г. Возможно, Лишневский привлекал Турковского и к проектным работам: Турковский упоминал о своём соавторстве по этому адресу.

В ноябре 1912 г. дом « новой постройки» был завершён, и Лишневский поселился в своём собственном доме во 2-м этаже. Облик возведённого дома соответствовал первоначальному проекту.

Обратимся к плану строения. Удобный для застройки почти квадратный « мысовой» участок было не благоразумно делить на части. Лишневский и Сагалов, купившие по половине « дворового места» Купермана, построили свои смежные дома с общей брандмауэрной стеной и одним воротным проездом во внутренний двор, при этом полезной площадью пожертвовал Лишневский: арка прорезает стену принадлежащего ему дома со стороны Плуталовой ул. Межевая граница участков проходит по центру внутреннего двора: разрывы скатов крыши указывают на эту разделительную черту. Согласованная застройка обширного участка, распроданного по частям, позволила избежать нерационального использования земли: вместо двух дворов и двух проездов домовладельцы создали общий внутренний двор большей площади. Кроме этого закрытого двора каждый из домов имел открытые дворы у надворных флигелей, расположенных ближе к нынешнему Левашовскому пр.

При строительстве Лишневский вновь применяет пониженные боковые 5-этажные ризалиты, заглубив центральную часть сооружения, что позволило сделать её 6-этажной. Разнообразные по форме и объёмам эркеры увеличивают полезную площадь. Той же цели служит мансардный этаж. Все эти выступы, крытые балконы и лоджии, башни и высокая кровля усиливают выразительность строений. Сочетание архитектурных элементов позволяет открывать неожиданные ракурсы: характерные для « северного модерна» врезанные в щипцы эркеры на углах открытых дворов при смене точек обзора словно превращаются в крепостные башни с окнами-« бойницами подошвенного боя». В башнях, выступающих из толщи стен со стороны Чкаловского пр., размещены парадные лестницы, окна которых выходят на улицу, а не во двор. Жильцы, не желавшие воспользоваться имеющимся лифтом, поднимаясь по лестнице, могли ярус за ярусом осматривать белоснежный храм в псковско-новгородском стиле, возвышавшийся на противоположной стороне Геслеровского пер. (в 1930-е гг. церковь прп. Алексия, Человека Божия был перестроен в заводской корпус, сохранив свои прежние очертания).

Выбор мотивов древнерусского зодчества для оформления построек и был подсказан архитектору обликом стоявшего рядом со строительной площадкой церковного здания, а « мысовое» положение участка позволило применить характерный для архитектуры Древней Руси принцип « палатного строения», принцип свободной планировки: надворные флигеля не спрятаны за стенами лицевых корпусов, а лишь отступают в глубину участков, усиливая пластическую выразительность домов. В начале ХХ в. в журнале « Зодчий» встречались высказывания о том, что « старый русский стиль со своими приземистыми формами и малыми окнами» совершенно не подходит для многоэтажных зданий. Так, Владимир Яковлевич Курбатов сомневался, « чтобы удалось применить этот стиль к городским постройкам». По его мнению, узкие маленькие окна домов « очень поэтичны и декоративны, но весьма неудобны для обитания». Лишневский, один из немногих архитекторов начала ХХ в., попытался на деле показать возможность применения « старого русского стиля» в архитектуре многоэтажных доходных домов. На фасадах построенных им в Геслеровском пер. зданий применены мотивы, характерные для разных эпох и разных архитектурных школ Древней Руси.

Доходный дом начинался с подъезда, поэтому архитекторы много сил и внимания уделяли оформлению входа в здание, чтобы сделать портал запоминающимся и узнаваемым. В Геслеровском пер. опирающиеся на массивные шары килевидные арки парадных входов украшены имитацией каменной резьбы. Под карнизом тянется аркатурно-колончатый пояс. Кубышки украшают верхний ярус башен-эркеров. Над некоторыми окнами нависают лепные « бровки». По разнообразию форм и размеров оконных проёмов дома в Геслеровском пер. вполне могут конкурировать с домом Лидваль на Каменноостровском пр.: не менее 20 вариантов окон применены в домах Лишневского и Сагалова. Стремлением к созданию романтического облика строений путём выкладывания многообразных проёмов и объясняется использование архитектором кирпича, а не, к примеру, бетонных камней для стен и металлических балок для перемычек, применявшихся в начале ХХ в. До наших дней облик домов сохранился почти без потерь. Приходится сожалеть лишь об утрате шпилей над лестничными башнями: ещё в 1961 г. предусмотренные проектом шпили возвышались над Чкаловским пр. Кроме того, в начале XXI в. часть кровельных листов в ходе ремонта была заменена на неокрашенные « стальные» : высокая кровля, играющая важную роль в облике строений, теперь частично словно растворяется на фоне серого петербургского неба. С другой стороны, дома повлияли на формирование вокруг себя определённой архитектурной среды: построенный в начале XXI в. на Плуталовой ул., 4 жилой дом своими формами вступил в перекличку со своим столетним соседом, словно стремясь стать его зеркальным отражением.

(Чепель А.И. Собственные дома архитектора Лишневского на Петербургской стороне // Открытые слушания « Института Петербурга» :

ежегодные конференции по проблемам петербурговедения, 2007&ndash 2010 / ред. Н.В. Скворцова. СПб., 2010. С. 87&ndash 90)[i] ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 137. Д. 776. Л. 6, 8.[ii] Там же. Ф. 515. Оп. 1. Д. 2693. Л. 175.[iii] Там же. Ф. 513. Оп. 137. Д. 776. Л. 10.[iv] См., например: Труды IV Съезда русских зодчих, состоявшегося в С.Петербурге с 5 по 12 января 1911 г. СПб., 1911. С. XXXVII.[v] ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 3. Д. 470. Л. 2, 3 об.[vi] ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 1 Д. 9013. Л. 2, 9.[vii] См. ил.: Лисовский В. Г. « Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 333.[viii] Курбатов В. О русском стиле для современных построек // Зодчий. 1910. № 30. С. 310&ndash 312 Мачинский В. Архитектурные заметки // Там же. 1914. № 11. С. 126&ndash 128.[ix] ЦГА КФФД Гр. 73826.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (1393)

Описание проспекта Чкаловского

Чкаловский проспект — проспект в Санкт-Петербурге. Находится на Петроградской стороне (Петроградский район). Проходит от улицы Красного Курсанта (бывшей Большой Спасской) до набережной Карповки.

Назван в 1952 году в честь знаменитого советского лётчика В. П. Чкалова.

Нынешний Чкаловский проспект объединяет бывший Геслеровский переулок (позже проспект) (участок от ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Бармалеева 20,  ул. Бармалеева 24,  ул. Бармалеева 26,  ул. Бармалеева 28,  ул. Бармалеева 32 Б,  ул. Бармалеева 33,  ул. Всеволода Вишневского 18,  ул. Всеволода Вишневского 7,  ул. Плуталова 4,  ул. Плуталова 8,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Чкаловский, 31

Картинка скодом