город Санкт-Петербург, переулок Матвеева, д.1А

- это историческое здание, известное под названием «Училище при Немецкой Реформатской церкви - Музыкальный Колледж им. Н. А. Римского-Корсакова . Музыкальная школа-лицей», построенное в стиле - неоклассицизм в 1913-1914 году, архитектор(ы) - Гимпель А. А.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как культовое (религиозное).

Список зданий по пер Матвеева : 1, ۩ , 2, 3, 3 к.2, 3 к.2 Б,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пер. Матвеева, 1А

«Училище при Немецкой Реформатской церкви - Музыкальный Колледж им. Н. А. Римского-Корсакова . Музыкальная школа-лицей»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культовое (религиозное),
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - неоклассицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1913-1914 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Гимпель А. А.

Училище при Немецкой Реформатской церкви - Музыкальный Колледж им. Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная школа-лицей

Матвеева пер. , 1А. Архитекторы: Гимпель А. А. . Год постройки: 1913-1914. Стиль: Неоклассицизм Усадьба А. И. Мусина-Пушкина (не сохран. )

XVIII в. -

Конюшни Большого театра (не сохран. )

XIX в. -

Училище при Немецкой Реформатской церкви Неоклассицизм

пер. Матвеева, 1А

1913-1914 - арх. Гимпель Александр Александрович ([99]. С. 96)

Здание Училища при Реформатской церкви построено по проекту петербургского архитектора немецкого происхождения Александра Гимпеля.

Дом 1-а по пер. Матвеева находится на месте барского дома усадьбы XVIII века, принадлежавшей А. И. Мусину-Пушкину , первооткрывателю «Слова о полку Игореве».

Территория разрушенной усадьбы в XIX веке была застроена кирпичным зданием конюшен Большого театра, на месте которых и было построено здание Училища.

По договору с подрядчиком строительные работы были завершены к 15 июля 1914 г. Училище, ранее находившее на наб. р. Мойки, 38, переселилось в новое здание в августе того же года.

Вся постройка здания с отделкой по договору стоила 562 000 рублей плюс установка электрического освещения фирмой «Сименс-Шуккерт» стоимостью 14 615 рублей. С учётом стоимости участка земли общая «цена вопроса» превысила 1 миллион 100 тысяч рублей. Кроме того, когда строительство близилось к концу, Реформатскому училищу был преподнесён ценный подарок - астрономическая обсерватория. Пришлось корректировать проект четвёртого этажа и делать на нём надстройки. Телескоп там так и не был установлен в связи с началом Первой мировой войны.

После Великой Октябрьской социалистической революциии здание училища было конфисковано, а само заведение преобразовано в Единую трудовую школу N 34 (ЕТШ № 34).

В 1931 г. ЕТШ № 34 объединяется со школой фабрично-заводского ученичества при кондитерской фабрике им. К. Самойловой. В здании в пер. Матвеева поселяется образовательный «монстр» под названием «Учебный комбинат треста «Ленсельпром» им. К. Самойловой». Из-за огромного количества учащихся (2294 в 1931 г. , 3524 в 1932 г. - и всё это в здании, расчитанном при строительстве на 850 учащихся!) это заведение очень скоро переехало на Екатерингофский пр. , 9 (пр. Римского-Корсакова, 9), а в пер. Матвеева ещё некоторое время оставалась лищь Общеобразовательная школа № 34.

(по статье К. Филимонова «Из истории одного петербургского уголка)

Сегодня в этом здании находятся два музыкальных учебных заведения: Музыкальный Колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и

Средняя Специальная музыкальная школа-лицей «Десятилетка» при Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Интерьер Большого концертного зала.

Расположенное в середине пер. Матвеева (в прошлом - Тюремного пер. ), это здание очень хорошо просматривается вдоль русла реки Мойки от бывшей колокольни Немецкой Реформатской церкви (Большая Морская, 58 сейчас это - ДК работников связи).

Фасад Училища покрыт некрашенной штукатуркой, цоколь облицован красным гранитом. Здание было светло-серого, почти белого цвета. Чудовищное количество копоти на стенах объясняется довольно просто. Дело в том, что на другой стороне переулка стоял Литовский тюремный замок. Из его стены прямо в сторону Реформатского училища торчала труба и круглосуточно дымила. Что это была за труба - тюремная ли кухня или крематорий - неясно. Но она постаралась на славу. Всего за три года соседства (до сожжения замка в феврале 1917 г. ) она непоправимо испачкала здание Реформатского училища, которое с тех пор никто так и не попытался очистить.

В здании два равноценных входа, изначально левый предназначался для девочек, а правый - для мальчиков. Внутри имелось несколько сквозных проходов (так как сейчас тут находятся два совершенно не связанных друг с другом заведения, эти проходы всегда закрыты). Оба боковых крыла, где расположены учебные помещения, имеют высоту 4 этажа, причём в правом крыле (для мальчиков) высота потолков на 3-м этаже составляет 3,5 метра, тогда как в левом - только 3. По этой причине правое крыло на фасаде имеет окна только трёх нижних этажей. Отделка фасадов также различна: справа окна третьего этажа значительно шире и украшены простыми карнизами на кронштейнах на левом крыле каждое окошко 3-го этажа завершено треугольным сандриком. В конце левого крыла здание имеет большой выступ с балконом наверху. Здесь находились 4 квартиры администраторов (по одной на каждом этаже, - для директора, завуча и т. д. ), превращённые сейчас в общежитие «Десятилетки».

Центральная часть здания выделена шестью каннелированными пилястрами тосканского ордера, которые перемежаются высокими окнами. Всю высоту 2-3 этажей здесь занимает Большой зал с красивым балконом. В отделке зала широко применён зелёный и белый искуственный мрамор. К сожалению, родные бронзовые люстры в зале не сохранились, и теперь для его освещения используются банальные лампы дневного света.

Над Большим залом, там, где на фасаде красуется большой фронтон с полукруглым окном, расположено ещё одно громадное помещение. Сегодня там находится спорт-зал, но в 1913 г оно проектировалось как оранжерея, зимний сад для отдыха учащихся и учителей. Для этого там был сделан трёхслойный стеклянный потолок-галерея на стальном каркасе (высота над полом - около 7 метров), в полу предусмотрены специальные грелки для тропических растений и бабочек. Из-за начавшейся Первой Мировой войны замысел этот так и не был реализован.

Спорт-зал в помещении,

предназначенном для оранжереи.

Стекло в потолке давно

закрашено масляной краской.

Уникальной системой отопления было оборудовано здание Реформатского училища. В каждом классе стояла печка, которую специальный рабочий растапливал к началу занятий. А в подвале была большая котельная. Дым от сжигаемых там дров уходил в две высоченные трубы (снаружи их не видно), а тёплый воздух по каналам в несущих метровых стенах обогревал коридоры, оранжерею и Большой зал. Причём все немногочисленные колонны и пилястры в здании также являются трубами для распространения тепла.

Интерьеры учебных помещений предельно лаконичны. Благодаря специальной форме подоконников классы и коридоры получились очень светлыми. В 1990-е гг. в окна одной из трёх лестничных клеток были вставлены витражи, довольно удачно вписавшиеся в интерьер.

Общий вид старинной усадьбы А. Н. Демидова. Фрагмент «Аксонометрического плана Санкт-Петербурга П. де Сент-Илера». (1765-1773 гг. ).

Общий вид старинной усадьбы А. Н. Демидова со стороны сада по Офицерской ул. В центре виден деревянный дом на каменном полуподвале, обращённый главным фасадом к реке Мойке. За ним разбит регулярный французский сад, доходящий до Офицерской ул. В левой части участка - каменный флигель, выходящий на Мойку - здесь А. Мусин-Пушкин хранил свою коллекцию (включая «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет». На месте барского дома сейчас находится дом 1-а по современному пер. Матвеева (тогда этого переулка ещё вообще не было).

«Десятилетка» располагается в этом здании с 1936 г.

Музыкальный колледж (ещё в недалёком прошлом - Музыкальное училище) - с 1944-го г.

Во время ВОВ в здании находился госпиталь.

В здании бывшего Реформатского училища находятся 126 кабинетов для занятий, Большой и спортивный залы, две библиотеки, две столовые, общежитие и ещё множество служебных помещений.

1915: Женская гимназия при Реформатских церквах. Мойка, 104. (ВПг на 1916. Стлб. 472)

1915: Училище при Реформатских церквах. Мойка, 104 (ВПг на 1916. О. 1 С. 442)

1928: 34-я единая трудовая школа - пер. Матвеева, 1 ([124]. С. 352)

1935: 34-я полная средняя еврейская школа ([103]. С. 352)

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (199).


Памятник градостроительства и архитектуры (Регионального значения).
Здание училища и Совета реформатских церквей
Дата создания: 1913-1914 гг.
Полный адрес: Санкт-Петербург, переулок Матвеева, дом 1а, литера А.
Номер в реестре: 781710992600005.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное решение: местоположение границ участка; местоположение, габариты и конфигурация лицевого и дворовых корпусов, включая воротные проезды лицевого и дворовых корпусов; габариты, высотные отметки и конфигурация крыш (скатная), материал кровли (листовой металл). Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические отметки междуэтажных перекрытий – местоположение; своды: коробовые арки воротных проездов лицевого (с коваными металлическими двустворчатыми воротами со стреловидным завершением прутьев) и дворовых корпусов; коробовый свод на металлических фермах светового фонаря пом. 329/477, 0 в уровне 4-го этажа; исторические лестницы (5 шт.) – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественная отделка, включая: двухмаршевые, на косоурах; с известняковыми ступенями, с площадками, облицованными метлахской плиткой – рисунок (геометрический – «соты»), цвет (желтый, синий); с кованым металлическим ограждением — рисунок (геометрический), с профилированными деревянными поручнями. Объемно-планировочное решение: объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5 Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад: трех–четырехэтажный, на восемнадцать световых осей, ассиметричный, выполнен в приемах неоклассицизма; вид материала и характер отделки цоколя – гранит; вид материала и характер отделки фасада – терразитовая рустованная штукатурка; раскреповка в средней части на пять световых осей с плоскими каннелированными пилястрами в уровне 2–3-го этажа, профилированным венчающим карнизом с метопно-триглифным фризом и аттиком с треугольным щипцом и полуциркульным окном в завершении; ризалит в южной части фасада на три световые оси, в уровне 1–3-го этажей; воротный проезд – местоположение (по 2–3-й световым осям), габариты, конфигурация (с лучковым завершением); исторические дверные проемы – местоположение (по 9-й и 15-й осям), габариты, конфигурация (прямоугольные); исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, в аттике — полуциркульное); исторический рисунок и материал (дерево, металл — в оконных проемах средней раскрепованной части) оконных заполнений; ширина и верхняя отметка оконных проемов 1-го этажа; оформление оконных проемов: ниши, в которых размещены оконные проемы в уровне 1-го этажа и замковые камни над ними; замковые камни с пальметтой – в уровне 2-го этажа; треугольные и линейные сандрики на фигурных кронштейнах – в уровне 3-го этажа; замковый камень, оформленный картушем с жемчужным декором – над окнами в уровне 2–3-го этажа в средней раскрепованной части фасада; плоский наличник и замковый камень полуциркульного окна аттика; междуэтажная профилированная тяга между 1 и 2-м этажами; венчающий профилированный карниз; аттик – местоположение (над раскреповкой средней части), габариты, конфигурация (прямоугольная с треугольным щипцом в средней части), оформление (лопатки, полуциркульное окно); исторические кованые кронштейны козырька над входом по 15-й оси геометрического и волютообразного рисунка; кованые металлические флагодержатели с растительно-геометрическим декором (два); светильники (бронза, металл) на одну светоточку (два), декорированные розеткой, шишкой пинии и растительно-геометрическим орнаментом; дворовые фасады: вид материала и характер отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасадов – окрашенная гладкая штукатурка (дощатый руст в уровне 1-го этажа); ризалит лестничного объема – местоположение, габариты, конфигурация; исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); ширина и верхняя отметка оконных проемов 1-го этажа; исторический материал, рисунок оконных заполнений; оформление оконных проемов: замковые камни – в уровне 1-го этажа; профилированный венчающий карниз. Декоративно-художественное оформление интерьеров: помещение 81/73,6 (1-й этаж): две колонны дорического ордера, каннелированные в верхней части; покрытие пола – двуцветная (белый, серый) метлахская плитка геометрического рисунка («соты» с бордюром); арка, фланкирующая проход к лестнице – местоположение, габариты, конфигурация (с коробовым завершением); помещение 149/355,9 (2-й этаж), двусветный зал: балкон вдоль северной торцевой стены — со скругленными углами, с поясками декоративной порезки, подшивка кессонированная; оформление стены за балконом (уровень второго света) двумя трехчетвертными колоннами ионического ордера; прямоугольная ниша под балконом с лучковым завершением; оформление потолка: квадратные кессоны с нишами, декорированными порезкой с розеткой в центре; балки декорированы пальметтами, розетками, растительным орнаментом и бусами; оформление стен: плоские лопатки и наложенные на них пилястры желто-розового искусственного мрамора в простенках между оконными и дверными проемами; нижняя часть стен с галтелями искусственного серого мрамора; прямоугольные ниши над дверными проемами; оформление дверных проемов в западной стене порталами серого искусственного мрамора с прямыми сандриками с «сухариками» и прямоугольной филенкой; двустворчатые двери, каждая створка на три прямоугольных филенки с порезками; оформление дверных проемов торцевых стен гладкими наличниками серого искусственного мрамора в верхней трети проема, штукатурными десюдепортами с прямоугольной филенкой; одностворчатые двери на две прямоугольные филенки с порезками в проемах торцевых стен с прямоугольными нишами с полочкой над ними; гладкие подоконники белого мрамора; помещение 150/221,5 (2-й этаж): оформление потолка: круглые лепные розетки (пять) с розеттой из пальметт в центре и ободом из бус по окружности; оформление стен: профилированные галтели в нижней трети продольных стен; лепной фриз с меандром и розетками в верхней части продольных стен; портик из двух дорических каннелированных в верхней части колонн и угловых четвертных колонн – на торцевых стенах; четырехстворчатые двери в торцевой части с трехчастной фрамугой; верхняя часть средних створок с остеклением, боковых и нижних частей – с прямоугольными филенками; двустворчатые двери, каждая створка на три прямоугольных филенки с порезками (аналогичны дверям помещения 149/355,9); помещение 278/44,4 (3-й этаж): оформление потолка: профилированные тяги по периметру; круглые лепные розетки (три) с растительным орнаментом и бусами; оформление стен: проем сложной конфигурации между двумя компартиментами помещения; помещение 329/477 (4-й этаж): оформление перекрытия: коробовый свод на металлических фермах светового фонаря; остекление светового фонаря, по бокам – деревянная подшивка; оформление стен — восемь арочных проемов с коробовым завершением (четыре – заложены) вдоль восточной стены помещения; три фигурные филенки на торцевых стенах; двустворчатые двери, каждая створка на 8 прямоугольных филенок; помещение 295/126,3 (4-й этаж): дверной арочный проем с коробовым завершением; двустворчатые двери, каждая створка на три глухие филенки; фрамуга с двумя фигурными филенками; помещение 352/30,7 (4-й этаж): оформление потолка: прямоугольные филенки; световой фонарь с остеклением; помещение 190/40, 0 (2-й этаж, площадка лестничной клетки): дверной арочный проем с коробовым завершением; четырехстворчатые двери, каждая створка на две прямоугольных филенки, верхние — с остеклением, с трехчастной фрамугой; помещение 269/40,1 (3-й этаж, площадка лестничной клетки): дверной арочный проем с коробовым завершением; четырехстворчатые двери, каждая створка на две прямоугольных филенки, верхние — с остеклением, с трехчастной фрамугой; помещение 269/219,7 (3-й этаж, коридор): оформление стен – две пилястры дорического ордера, фланкирующие вход в помещение 244/122,6; дверной арочный проем с коробовым завершением; четырехстворчатые двери, каждая створка на две прямоугольных филенки, трехчастная фрамуга; помещение 353/40,1 (4-й этаж, площадка лестничной клетки): оформление потолка лестничной клетки на падугах – профилированные тяги; арочный проем с коробовым завершением в коридор (помещение 291/32,1, 4-й этаж); помещение 291/32,1 (4-й этаж, коридор): дверной арочный проем с коробовым завершением входа в помещения 292–295; двустворчатые двери, каждая створка на три прямоугольных филенки, с двухчастной фрамугой.

на карте

Соседние дома : ул. Декабристов 29,  ул. Декабристов 31,  ул. Декабристов 33,  ул. Декабристов 33 Б,  ул. Декабристов 36/1,  наб. Реки Мойки 106,  ул. Декабристов 29 Б,  ул. Декабристов 34,  наб. Реки Мойки 104,  наб. Крюкова канала 3,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пер. Матвеева, 1А

2024-04-08

Здравствуйте! Спасибо за интересную статью! Музыкальное училище имени Римского-Корсакова и сейчас называется именно училищем, а не колледжем.

Картинка скодом