город Москва, переулок Пречистенский, д.10, стр. 1 (район Хамовники, Центральный АО)

- это историческое здание, известное под названием «Особняк М. Ф. Якунчиковой», построенное в стиле - Модерн в 1899-1900 году, архитектор(ы) - В.Валькотт. Сегодня это - трехэтажный кирпичный дом, памятник архитектуры, используется как культурного назначения.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пер. Пречистенский, 10, стр. 1

«Особняк М. Ф. Якунчиковой»

  • Почтовый индекс - 119034 .
  • Тип здания - культурного назначения,
  • Этажность - 3 ,
  • Материал несущих стен - кирпичный ,
  • Количество подъездов - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1899-1900 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - В.Валькотт

Дополнительные сведения: Особняк Московского торгово-строительного общества в Мертвом переулке с оградой, 1899-1900 гг.,

Особняк М.Ф. Якунчиковой мы также уже упоминали в статье «Московский Сен-Жермен. Великолепная Пречистенка», рассмотрим же его повнимательней. Этот дом, являвшийся первой значительной работой 25-летнего Валькота, по праву заслужил звание одного из ключевых примеров московского модерна.

Британские корни архитектора в немалой степени повлияли на формирование его собственного стиля, и вдохновляющим стимулом для осуществления проекта особняка Якунчиковой, видимо, послужила передовая архитектурная эстетика школы Глазго и, в частности, работы родоначальника шотландского модерна – Чарльза Макинтоша. Лаконичные и немного чопорные формы здания, прямоугольные объемы, гладкие плоскости, действительно, являются отголосками англо-шотландского направления модерна, характеризующегося четкостью, сдержанностью силуэтов, преобладанием вертикальных линий и ясным их построением. Подчеркнутый геометризм очертаний особняка, точная огранка ризалита, тамбура входа, больших эркероподобных окон, спокойная цветовая гамма облицовки стен – всё это типично английские черты модерна. Но здание может быть лишь частично соотнесено с английским архитектурным опытом, поскольку включает в себя декоративные приемы и других европейских вариантов стиля.

Валькот вполне успешно разбавил строгость основных линий легким декором, носящим отпечаток бельгийского и французского Ар Нуво. Кованые кронштейны под карнизом и решетки балконов и ограды, белоснежная лепнина на фасаде, изображающая «фирменные» валькотовские женские головки – изысканные скульптурные портреты легендарной сирены Лорелеи, рельефная абрамцевская керамическая плитка приятного зеленого и желтовато-коричневого цвета, использованная в оформлении пилонов ворот, входа в здание и подоконных филёнок, наконец, самая эффектная деталь – скульптурные завершения на пилонах ворот, представляющие собой всё те же любимые Валькотом женские головки, но здесь в особом убранстве из пары больших стилизованных завитков, (скульптуры утрачены после революции 1917 года, поэтому на некоторых старых фотографиях можно увидеть ограду без них, в настоящее время в точности восстановлены современным скульптором), - все эти элементы обогащают немного суховатую трактовку стеновых поверхностей, а их цветовая гамма удачно гармонирует с песочного оттенка облицовкой стен – матовым «кабанчиком». Сумев создать из этих разнородных приёмов и идей оригинальную стилистику и органичный архитектурный образ, Валькот выступил на арене формирующегося московского модерна безусловным новатором, недаром построенный им особняк не раз впоследствии служил образцом для подражания и ориентиром в творческих исканиях для других архитекторов.

Кстати, хозяйка построенного Валькотом особняка – Мария Федоровна Якунчикова, жена крупного фабриканта, владевшего текстильной фабрикой и кирпичными заводами, и племянница Саввы Мамонтова, – принимала активное участие в деятельности мастерской своего дядюшки в Абрамцеве. По её личным эскизам и наброскам, сделанным в соавторстве с другими художниками, изготавливались многие превосходные керамические панно, некоторые из которых украсили московские здания, а отдельные экспонировались на различных выставках, в том числе и международных. Именно благодаря инициативе Якунчиковой в декоративную отделку особняка, ею приобретённого, была включена керамика, и майоликовые панно, украсившие его, были изготовлены в абрамцевских мастерских по рисункам самой Марии Федоровны.

Доп. описание переулка Пречистенского

Пречистенский переулок (в 1937—1991 годах — переулок Н. А. Островского) — улица в центре Москвы в Хамовниках между Пречистенкой и Большим Власьевским переулком. В переулке располагаются посольства Австрии, Дании и Марокко.

Изначально переулок назывался Мёртвый. Существуют разные версии происхождения этого названия. Так, полагали, что оно дано по фамилии домовладелицы начала XVIII века Ф. Б. Мертваго. По другой версии имя переулка напоминало о смерти обитавших здесь жителей в результате эпидемии холер ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пер. Власьевский Б. 10,  пер. Власьевский М. 3,  пер. Гагаринский 16,  ул. Рылеева (Гагаринский пер.) 16,  пер. Гагаринский 22/8, стр. 1,  ул. Рылеева (Гагаринский пер.) 22/8, стр. 1,  пер. Пречистенский 14, стр. 2,  пер. Пречистенский 16,  пер. Пречистенский 18,  пер. Староконюшенный 5/14,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Москва, пер. Пречистенский, 10, стр. 1

Картинка скодом