Список зданий по пр-кт Ленина : ۩ 1, 10, ۩ 105, ۩ 107, 108, ۩ 109, ۩ 111, 114, ۩ 115, 118, ۩ 119, ۩ 123, ۩ 125, 128 к.1, ۩ 129/11, 131, 138 к.А, ۩ 143, ۩ 147/10, 152А, 15а, 15б, 15в, 162, 173, 177, 177 к.А, ۩ 181, ۩ 19, 200/1, 200/2, 200/3, 210, 210б, 212, 212 к.А, 220, 222, 224, ۩ 23, 23/1, ۩ 24, 243/2, ۩ 25, 25/1, 257, ۩ 28, стр. 26, ۩ 28а, 3, ۩ 30, ۩ 32, ۩ 34, ۩ 34а, ۩ 36, ۩ 36, стр. 5, ۩ 36/4, ۩ 36а, ۩ 4/12, ۩ 40, 41, ۩ 42, ۩ 43, ۩ 43а/1, ۩ 44, ۩ 50, ۩ 52, ۩ 54, ۩ 56, ۩ 58, 6, ۩ 65, ۩ 72, 73, ۩ 75, ۩ 76, ۩ 76а/3а, ۩ 8/23, ۩ 80, ۩ 82, стр. 1, ۩ 82Б, ۩ 83, ۩ 85, ۩ 85а, ۩ 86, ۩ 89/1, ۩ 90, 92 к.1, ۩ 93, ۩ 95, 96, ۩ 99,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - пр-кт. Ленина, 75
«Усадьба И.Д. Асташева (Архиерейский дом)»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - административное здание,
- Этажность - 3 ,
- Материал несущих стен - кирпичный ,
- Количество подъездов - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - неоклассицизм ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1842 г. ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
Усадьба И.Д. Асташева (Архиерейский дом)
(пр. Ленина, 75; ранее пр. Ленинский, 38; ранее ул. Почтамтская, 40)
[Здание Томского областного краеведческого музея (ранее усадьба Асташева).]
Дом, расположенный на пересечении пр. Фрунзе и пр. Ленина был построен архитектором Александром Петровичем Деевым в 1838 - 1842 гг. специально для известного томского золотопромышленника Ивана Дмитриевича Асташева. Основой для проекта послужили рисунки высочайше утвержденных «Собраний апробированных (типовых) фасадов» от 1809 г. Подобные альбомы составлялись Комиссией каменных строений Санкт-Петербурга и Москвы и рассылались по стране ещё с конца XVIII века. В них были представлены типовые проекты различных зданий, которыми в обязательном порядке должны были пользоваться местные архитекторы для строительства каменных административных и жилых сооружений.
На первом этаже дома золотопромышленника находилась библиотека (для которой хозяин выписывал книги, газеты и журналы из Санкт-Петербурга), а также часть жилых покоев, приемные комнаты хозяина и хозяйки, кухня, гардеробная, людская. На втором этаже располагались прихожая, столовая, бальный зал, гостиная, кабинет, спальни и другие помещения.
В 1847 г. Асташев приобрел в собственность часть соседнего участка земли, обязавшись застроить эту территорию за 3-5 лет. В апреле 1859 г. ему было разрешено построить рядом со своим домом двухэтажный каменный флигель. В этом здании расположилась контора по управлению принадлежавшим Асташеву золотыми приисками. В 1865 г. архитектором Андреем Константиновичем Македонским рядом с уличным флигелем были возведены двухэтажные кладовые.
[И.Д. Асташев]
К 70 гг. XIX века усадьба Асташева включала в себя основной дом, флигель, двухэтажные кладовые, конюшни, каретный сарай, амбары, погреб, каменную баню. В восточной части усадьбы располагался роскошный сад, рядом с которым находилась знаменитая Асташевская оранжерея. Во время пожара, случившегося в январе 1862 г., оранжерея сгорела, но, по всей видимости, вскоре была восстановлена. Территория сада была огорожена каменной арочной оградой, проемы которой были зарешечены (сейчас эти проемы заложены кирпичом).
В доме золотопромышленника бывал, находясь в ссылке, известный мыслитель, теоретик анархизма Михаил Александрович Бакунин и отбывавший ссылку в Томске за участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Гавриил Степанович Батеньков. В 1868 г. в этом доме останавливался проезжавший через Томск великий князь Владимир Александрович.
После смерти Ивана Дмитриевича Асташева его сын Вениамин, постоянно проживавший в столице, в 1872 г. решил продать дом духовному ведомству и определил его цену в 200 тысяч рублей. Но в ноябре 1878 г. здание было приобретено за 80 тысяч рублей Томским духовным ведомством для размещения Архиерейского дома. С декабря 1881 г. до конца 1919 г. бывший асташевский особняк являлся резиденцией томских архиереев, центром обширной Томской епархии. В уличном флигеле (где ранее располагалось управление приисками золотопромышленника) была размещена Духовная консистория (епархиальный административный и судебный орган).
Одно из двухэтажных каменных сооружений усадьбы Асташева, находящихся в глубине усадьбы, в 1879 – 1881 гг. было перестроено архитектором Виктором Васильевичем Хабаровым в домовую архиерейскую церковь. Она занимала второй этаж этого здания и была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако из-за особенностей планировки церковь не могла вместить всех желающих, и в марте 1884 г. она была закрыта на реконструкцию, в ходе которой стены церкви были разобраны почти до основания. 26 (6 февраля) января 1886 г. во вновь отстроенной церкви был освящен главный предел во имя Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, а 30 (10 февраля) января 1886 года боковой придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме того, в 1885-1886 гг. по проекту инженера Михаила Капитоновича Приорова над входом в церковь была построена колокольня. Со временем обнаружилось, что фундамент здания имеет значительные дефекты. В 1890 г. архитектором Эрнестом Эрнестовичем фон Щульманом был составлен новый проект перестройки домовой архиерейской церкви и 30 августа 1891 г. обновленное здание церкви вновь было освящено.
На первом этаже бывшего дома Асташева некоторое время располагалась бесплатная епархиальная библиотека, открытая в 1891 г. епископом Томским и Барнаульским Макарием. Под домовой церковью находились различные хозяйственные помещения, ризница, жилые комнаты певчих и т.д. В подвальных помещениях дома располагалась типография Братства Св. Дмитрия Ростовского и переплетная мастерская, открытые 1 (13) января 1899 года.
В обустройстве архиерейского сада участвовал Порфирий Никитич Крылов – в то время ученый садовник университетского ботанического сада, будущий профессор ТГУ.
[Бывшее здание духовной консистории.]
В 1892 г. бывшие каменные кладовые Асташева были перестроены для размещения там церковно-приходской школы (с 1894 года церковно-учительская школа), квартиры учителя и библиотеки. Однако в 1909 г. церковно-учительская школа указом Синода была закрыта. Поэтому в здание кладовых переехала духовная консистория, а уличный флигель перешел в ведение Архиерейского дома.
В 1913 г. в Архиерейском доме был проведен водопровод и канализация, устроено электричество и установлена современная отопительная система (калориферы).
В 1920 г., после закрытия Архиерейского дома, в здании разместился подотдел искусств отдела народного образования. Но жилищно-коммунальная комиссия потребовала его удаления из здания для того, чтобы разместить в нем общежитие служащих госпиталя. Однако в 1920 г. в доме Асташева по-прежнему находилось общежитие и служебные помещения Губнаробраза, а с 1920 по 1925 г. в здании располагался Дом работников просвещения
14 февраля 1920 г. специальной комиссией Губернского отдела народного образования в составе художников Д. Ильина, Г. Засыпкина, М. Берингова, М.М. Полякова был произведен осмотр бывшего дома Асташева. Здание было признано имеющим художественно-историческую ценность и требующим государственной охраны. В нем было рекомендовано организовать «Музей старины и революции». После осмотра здания в Наркомпросс была послана телеграмма с просьбой предоставить здание для размещения музея. Вскоре был получен утвердительный ответ от комиссара Народного просвещения Луначарского и заведующей Главмузеем Н. Троцкой (Седовой), на основании которого было принято постановление Томского губисполкома о передаче особняка Асташева музею.
18 марта 1922 г. на верхнем этаже бывшего асташевского дома открылась первая экспозиция, состоявшая из отделов живописи, старого Томска, художественных работ по конкурсам двух лет революции, парадный зал стиля «ампир», отдел Востока, отдел 30-х годов XIX в. и отдел археологии. Кроме того, в музее имелась библиотека, насчитывающая около 300 единиц печатной продукции.
В октябре 1922 г. музей получил свое название – Томский краевой музей. В 1923 г. домовая архиерейская церковь была закрыта, а в конце 20-х гг. снесена каменная колокольня. В 1923 г. в помещении домовой архиерейской церкви находились лекционный и театральный залы Наробраза (Дом работников просвещения), а 13 июля 1925 г. решением Совета народных комиссаров здание архиерейской домовой церкви и бывшая усадьба золотопромышленника полностью была передана Томскому краевому музею.
С 1925 по 1928 г. в здании музея работало Общество изучения Томского края, с 1925 по 1926 г. Общество по изучению художественного творчества Томского края. В 30-е гг. в бывшей усадьбе Асташева находился отдел геологического треста, в котором, будучи в ссылке, работал видный учёный-геолог и почвовед Ростислав Сергеевич Ильин.
В середине 20-х гг. часть помещений бывшей архиерейской церкви занимали подразделения Губернского архива, которые в 1929 г. переехали в здание бывшего ломбарда. С 1927 г. бывшие каменные кладовые арендовала малярийная станция. Постановлением горисполкома № 459 от 17 июля 1939 г. бывшие асташевские амбары были переданы на баланс домоуправления, а затем городского отдела здравоохранения. 4 марта 1940 г. Исполком горсовета и земельно-планировочная комиссия Горкомхоза передали часть усадьбы по пр. Ленину, 77 малярийной станции.
Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 гг. музей был закрыт. Часть фондов музея (в основном мебель) была передана эвакуированным учреждениям. Свою деятельность продолжали лишь директор и сторож. В зданиях музея разместились Тульское военно-техническое училище, Томский педагогический институт и госпиталь.
Помещение бывшей домовой церкви сохранило статус лекционного зала и концертной аудитории. С ноября 1948 по 1980 г. здесь располагался планетарий, оборудование которого было изготовлено в 1930 г. знаменитой фирмой «Карл Цейс-Йена». Томск стал вторым городом в России, после Москвы, который имел свой планетарий. В 1980 г. он был перемещен в отреставрированное здание бывшего католического костела на улице Бакунина.
В августе 1949 г. здание музея было закрыто на ремонт. 9 мая 1952 г. состоялось торжественное открытие Областного краеведческого музея. После реконструкции были открыты два отдела музея – природы и художественный. В десяти залах отдела природы развернуты выставки, отражающие своеобразие флоры и фауны Западной Сибири. В семи залах художественного отдела были экспонированы произведения русской, западной, советской живописи и прикладного искусства. Здесь демонстрировались произведения таких известных художников 19 века как Тропинин, Кипренский, Венецианов, Иванов, Серов, Маковский, Коровин, Суриков.
В 50-х гг. две комнаты в здании занимал методический кабинет Областного отдела культурно-просветительской работы.
В январе 1981 г. специалисты «Томскпроектреставрации» и ГРСУ-19 начали ремонт домовой церкви с целью устройства там концертного зала филармонии и установки органа, изготовленного в ГДР на народном предприятии «Зауэр» из г. Франкфурта-на-Одере. В ходе ремонта были вскрыты полы, уложена арматура под фундамент органа, произведена отделка помещения, установлены хрустальные люстры и бра. И уже 17 июня 1981 г. в концертном зале филармонии состоялся первый концерт органной музыки.
Вопрос о комплексной реставрации и реконструкции здания асташевского особняка был поставлен еще в 1980 г. К 1982 г. была подготовлена проектная документация, разработанная институтом «Спецпроектреставрация». В 1986 г. Областной музей был закрыт для посетителей, а в сентябре 1988 г. начался ремонт здания. Реставрационно-восстановительные работы проводились «Томскпроектреставрацией», малым предприятием «Реконструкция» и СУ-8 «Сибгражданстроя». После длительного периода реконструкции здания 2 октября 1997 г. состоялось открытие первых пяти залов музея.
В 1982 г. из состава музея выделился Томский областной художественный музей. В 1984 г. в качестве головной организации краеведческий музей вошел в состав музейного объединения “Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей”. К 1999 г. в состав этого объединения входили Томский областной краеведческий музей, Колпашевский краеведческий музей, Асиновский краеведческий музей, Нарымский музей политических ссыльных, Подгорненский краеведческий музей. С 1999 г. по решению областной администрации данное музейное объединение получило наименование по названию головного музея. С 1986 г. по настоящее время музей работает в режиме временных выставок из-за реставрации музейного здания. Экспозиция свернута, но в 1997 г. был создан специальный отдел по разработке проекта будущей экспозиции. На площади временных выставок музей экспонирует собственные и привозные выставки, проводит интерактивные программы для разных возрастных аудиторий на материалах выставок и коллекций. Музей является методическим центром музейной работы для всех музеев области. В 1998 г. при музее начал свою работу Попечительский совет, его возглавил Председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев.
Собрание Томского краеведческого музея насчитывает сейчас более 120 тыс. единиц хранения. В настоящее время открыты 12 залов, в которых действуют выставки. В настоящее время в здании бывшего Архиерейского дома располагаются основные структурные подразделения музея: отделы природы, этнографии, археологии, истории, литературы, военно-исторический отдел, научно-фондовый отдел, научно-экспозиционный отдел, культурно-образовательный отдел, отдел информатизации, администрация музея. 5 декабря 2002 года на здании Областного музея открыта мемориальная доска, посвященная Ростиславу Сергеевичу Ильину, видному ученому-геологу и почвоведу.
В здании бывших асташевских конюшен сейчас располагается Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом (Центр «Анти-СПИД») и Центр Госсанэпиднадзора г. Томска (здесь находятся отделы гигиены питания, коммунальной гигиены, гигиены труда и гигиеническая лаборатория).
В здании бывшей архиерейской церкви функционирует малый зал Томской государственной филармонии.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 ансамбль усадьбы Асташева был признан памятником архитектуры федерального значения.
Составили сотрудники Историко-краеведческого отдела ТОУНБ им. А.С. Пушкина
Ширко Т.И., Ширко К.Н.
Памятник градостроительства и архитектуры.
Дом Асташова.
Дата создания: 1842 г.
Полный адрес: Томская область, г. Томск, Ленина (проспект), 75 (угол Фрунзе (проспект), 2).
Номер в реестре: 721410019010006.
Описание предмета охраны:1. Градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании исторической усадебной застройки квартала кон. XIX - нач. XIX вв. и его главенствующая роль в композиционно-планировочной структуре домовладения. Силуэт дома подчеркнут возвышающимися объемами ярусной колокольни с луковичной главкой завершения и шестью главками домовой церкви. 2. Объемно-пространственная композиция здания на XIX в. с учетом его поэтапного формирования, состоящая из трех разновременных построек, объединенных в единый 2-х этажный с подвалом (под частью здания) объем. Форма плана - сложной конфигурации. Прямоугольный объём жилого дома с мезонином (1842 г.) занимает угловое расположение в квартале и своими главными фасадами ориентирован по красной линии пр. Ленина и пр. Фрунзе. Дворовый флигель (1860 г., перестроенный в 1885 г.) пристроен к основному дому (через 2-х этажную вставку) со стороны северного фасада и расположен вдоль пр. Ленина с отступом от линии застройки в глубину квартала, образуя небольшое дворовое пространство перед главным фасадом. Здание домовой церкви (1886 г., перестроенное в 1893 г.), расположенное в глубине квартала, пристроено к восточному фасаду флигеля и своим объемом ориентировано по оси запад-восток, выходя узким восточным фасадом с апсидой на красную линию ул. Гагарина. К западному (главному) фасаду флигеля пристроена четырех ярусная колокольня с парадным входом в домовую церковь. 3. Конфигурация крыши (вальмовая, над эркерами шатровая, над апсидой церкви -пологая полусфера, над объемами боковых нефов - односкатная, между 3 и 4 ярусами колокольни - восьмигранный купол), ее конструкция (стропильная система из бревен с дощатой обрешеткой), характер и материал кровельного покрытия (металл с окраской). Высотные отметки по коньку и карнизу крыши, а также высотные отметки шатровых завершений эркеров. Конфигурация и местоположение, количество (семь) главок (две из которых на световых барабанах) и куполов их форма и конструкция, характер и материал покрытия (металл с окраской), высотные отметки, элементы декоративного оформления. Слуховые окна, печные и вентиляционные трубы их местоположение, форма, размер и оформление, система водостоков и места расположения водосточных труб. 4. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания с учетом его поэтапного формирования на XIX в., включая: - симметричную композицию главных фасадов жилого дома с оформлением центральной части фасадов, выступающими ризалитами, а также асимметричную композицию восточного фасада и северного фасада с двумя, выступающими 2-х этажными объемами ризалитов. Асимметричную композицию западного фасада флигеля с пристроенным объемом высокой 4-х ярусной колокольни. Симметричную композицию восточного фасада церкви с центральным ризалитом оформленным аттиком и полукруглой апсидой и асимметричную композицию боковых фасадов церкви; - декоративное оформление фасадов жилого дома на 1842 г., включая: крупный ленточный руст кирпичных стен первого этажа здания, с широким многопрофильным междуэтажным поясом и веерообразными замковыми камнями над оконными проемами, рустованные пилястры на углах здания. Профильное обрамление окон второго этажа с декоративными элементами в виде прямоугольной и треугольной формы сандриков на фигурных кронштейнах. Крупные арочные ниши на северном фасаде. Профильный карниз здания с плитами песчаника в конструкции и его декоративное оформление дентикулами. Оформление ризалитов главных фасадов в уровне 2-го этажа колонными портиками с колоннами коринфского ордера, с кованным металлическим ограждением и прямоугольными аттиками - в уровне кровли. Шарообразные декоративные элементы в оформлении шатровых завершений кровли ризалитов северного фасада. - Декоративное оформление фасадов флигеля на 1885 г., включая: оформление крупным ленточным рустом кирпичных стен 1-го этажа здания, аналогично фасадам жилого дома. Профильное обрамление арочных окон 2-го этажа, горизонтальный профильный пояс, прямоугольные ниши, аттики прямоугольной формы с уступами, расположенные на кровле западного (главного) фасада; - Декоративное оформление фасадов домовой церкви на 1893 г. с колокольней, включая: оформление кирпичных стен тремя типами рустованной поверхности, профильный междуэтажный пояс, обрамление арочных окон 2-го этажа из профильного кирпича. Профильный карниз с плитами песчаника и декоративным оформлением аркатурным поясом из фигурного кирпича. Парапет северного и южного фасадов центрального объема церкви, оформленный четырьмя парами килевидных кокошников, аркатурным поясом из фигурного кирпича и прямоугольными нишами. Декоративное оформление ступенчатого аттика над алтарной частью восточного фасада. Архивольты строенных арочных окон - в уровне 2-го этажа алтарной части церкви. Декоративное оформление одноэтажной каменной пристройки южного фасада церкви. - Декоративное оформление фасадов, восстановленной 4-х ярусной колокольни, включая: крупный горизонтальный руст, треугольный разорванный фронтон с фигурным карнизом, декорированным дентикулами, арочные ниши, плоские угловые пилястры, круглые полуколонны, рустованную поверхность перемычек сквозных арочных проемов, профильные карнизы и междуэтажные пояски с зубчатым декором. Кирпичное ограждение в арочных проемах 3-го уровня колокольни с крестообразными сквозными отверстиями и восьмигранное луковичное завершение главки с крестом. - Местоположение, габариты входов, в том числе два дополнительных входа с большими проемами для двухстворчатых дверей в выступающих ризалитах северного фасада и два служебных в помещение пристройки между домом и флигелем. Парадный вход флигеля, расположенный на западном фасаде в уровне 1-го этажа колокольни, проем большой с широкими откосами, арочный для двухстворчатых дверей с фрамугой. Вход в подвал церкви со стороны северного фасада. - Местоположение, размеры и форма оконных проемов, включая: оконные проёмы жилого дома в уровне 1 -го этажа - прямоугольные, в уровне 2-го этажа - вытянутые прямоугольные и в уровне мансарды северного фасада - квадратные, стрельчатые. Оконные проемы флигеля в уровне 1-го этажа - прямоугольные с лучковой перемычкой, в уровне 2-го этажа - арочные. Оконные проемы домовой церкви в уровне 1-го этажа - прямоугольные с лучковой перемычкой, на восточном фасаде узкие сдвоенные окна под общей лучковой перемычкой; в уровне 2-го этажа - прямоугольные арочные и крупные арочные; 5. Материал и характер обработки фасадных поверхностей на периоды формирования здания кон. XIX - нач. XX вв., включая: оштукатуренную с покраской поверхность фасадов жилого дома, флигеля и колокольни, кирпичную кладку стен с гладкой и рустованной поверхностью фасадов церкви, в том числе профильные элементы архитектурного декора из фигурного кирпича. 6. Колористическое решение фасадов здания на период кон. XIX - нач. XX вв. 7. Заполнения дверных и оконных проемов на периоды формирования здания кон. XIX - нач. XX вв., включая их габариты, материал (дерево), характер оформления, рисунок переплета, подоконники, рисунок и форму филенок дверных заполнений, их декоративное оформление, остекленные фрамуги, рисунок и профиль переплета фрамуги. Внутренние филенчатые двери и наружные остекленные двери выходов на колоннаду ризалитов и террасу. 8. Внутренние лестницы их местоположение, материал, конструкция, размеры, отделка маршей, ступеней и площадок, профиль ступеней, материал и рисунок ограждения. Сохранившаяся 3-х маршевая парадная лестница, расположенная в северной части жилого дома, выполнена из песчаника по металлическим косоурам с ограждением в виде отлитых из металла тонких фигурных стоек с элементами растительного декора. Одномаршевая лестница, расположенная в центральной части жилого дома. Сохранившаяся 2-х маршевая парадная лестница из песчаника по металлическим косоурам, расположенная в северной части флигеля. Ограждение металлическое из вертикальных элементов квадратного сечения. 9. Сохранившаяся пространственно-планировочная структура интерьеров в габаритах капитальных несущих конструкций стен и перекрытий на период постройки жилого дома 1842 г., флигеля на 1885 г. и домовой церкви на 1893 г. с колокольней на 1885 г., включая первоначальные габариты дверных проемов всех помещений здания, в том числе: - анфиладную систему расположения комнат основного объёма с расположением в центральной части дома одномаршевой служебной лестницы, обеспечивающей связь с помещениями всех этажей, в том числе мезонина (в северной части дома) и входной группы помещений с основным входом с пр. Ленина и парадной лестницей на уровень 2-го этажа в зальные помещения, имеющие выходы на террасу и балконы ризалитов. Функциональная связь с флигелем осуществлялась через каменную вставку, продолжающую анфиладу комнат жилого дома, в уровне 1-го этажа которой размещается лестница спуска в подвал; - анфиладную систему расположения комнат и залов флигеля, включая помещение вестибюля с открытой парадной 2-х маршевой лестницей, обеспечивающей функциональную связь помещений 1-го и 2-го этажей, а также помещений жилого дома и церкви. Подвал под северной частью флигеля с анфиладной системой расположения помещений, объединенных с помещениями подвала церкви. В подвальном помещении, расположенном вдоль западной фасадной стены, сохранилась массивная кирпичная опора под лестницу периода 1879 г. (приспособление флигеля под церковь); - планировочную структуру храма в виде вытянутого по оси запад-восток латинского креста с полуциркульной абсидой в восточной части здания и основным входом со стороны западного фасада из помещений вестибюльной группы флигеля с парадной лестницей. Симметричное трехнефное пространство 2-го этажа церкви, в котором центральный неф значительно шире и отделен от узких боковых нефов двумя продольными стенами с крупными открытыми арочными проёмами. Квадрат средокрестия церкви выделен в особую пространственную зону, с двух сторон от которой расположено по одному прямоугольному в плане помещению (трансепт). Алтарная часть прямоугольная с полукруглой апсидой. Планировка 1-го этажа и подвала аналогичны второму, но разделены на многочисленные квадратные и прямоугольные в плане помещения с анфиладной системой расположения. 10. Конструкция и материал фундаментов, стен, междуэтажных перекрытий основного здания на 1842 г., флигеля на 1860 г. (перестроенного в 1885 г.) и домовой церкви 1886 г. (перестроенной в 1893 г.) с колокольней, включая: фундаменты бутовые на известковопесчаном растворе, наружные и внутренние несущие стены - кирпичные. Междуэтажные и чердачное перекрытия жилого дома и флигеля - плоские по балкам. Перекрытия церкви, включая перекрытие над подвалом жилого дома и флигеля - кирпичные своды (цилиндрические, коробовые) с распалубками в местах оконных и дверных проемов. Перекрытие центрального нефа церкви в уровне 2-го этажа выполнено кирпичным цилиндрическим сводом с распалубками над восьмью арочными проемами, ведущими в боковые нефы с делением свода на четыре равные части высокими поперечными арками. Каждая распалубка свода (по две в каждой из четырех частей) фиксирует местоположение парных арочных световых проема в уровне второго света храма. Боковые нефы перекрыты четырьмя крестовыми сводами деревянной конструкции, выполненные в замен кирпичных в 1891г. Квадрат средокрестия перекрыт пологим сферическим кирпичным сводом на парусах, апсида в уровне 1 и 2-го этажей - полусферическим куполом. Перекрытия над первым этажом в боковых зальных помещениях трансепта - кессонное. 11. Архитектурно-художественное оформление интерьеров второй половины XIX в., включая профильные тяги декоративного оформления потолков, балок перекрытия в зальном помещении 1-го этажа флигеля, пилястр, арок, дверных и оконных проемов, элементов сводов и купола (в храмовом зале церкви) их местоположение, профиль сечения, рисунок и декоративное оформление. Декоративное оформление элементами растительного орнамента капителей квадратных колонн помещения 1-го этажа флигеля. 12. Сохранившиеся вентиляционные каналы и шахты, в том числе отверстия в стене в виде крупной арочной ниши, расположенной в плоскости западной стены северного бокового нефа 2-го этажа церкви и закрытой в плоскости стены металлической решеткой. 13. Сохранившаяся оштукатуренная каменная ограда территории усадьбы (по южной и восточной границе) на период строительства 1847 г., выполненная в виде высокой оштукатуренной кирпичной стены с крупными арочными нишами, декоративным оформлением фасадной поверхности рустом. Металлическая ограда на каменных столбах с воротами (по западной границе территории усадьбы), восстановленная на период конца XIX в. 14. Исторически ценное функциональное назначение - усадебный жилой дом, приспособленный в более поздний период, под архиерейскую резиденцию с пристроенной домовой церковью и колокольней.