город Томск, проспект Ленина, д.50

- это историческое здание, известное под названием «Здание Общественного собрания (Дом офицеров)», построенное в стиле - неоклассицизм в 1900 г. году, архитектор(ы) - К.К. Лыгин. Сегодня это - трехэтажный кирпичный дом, памятник архитектуры, используется как административное здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Ленина, 50

«Здание Общественного собрания (Дом офицеров)»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - административное здание,
  • Этажность - 3 ,
  • Материал несущих стен - кирпичный ,
  • Количество подъездов - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - неоклассицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1900 г. ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - К.К. Лыгин

Здание Общественного собрания (Дом офицеров)

(пр. Ленина, 50; ранее пр. Ленина, 25; ранее ул. Почтамтская, 27; ранее ул. Почтамтская, 19)

[Здание Общественного собрания в 10-е гг. XX века (почтовая открытка из коллекции Э.К. Майданюка)]

Здание Общественного собрания было построено в 1898-1900 гг. архитектором Константином Константиновичем Лыгиным. Ранее на этом месте находился построенный в 40-е гг. XIX в. деревянный особняк известного томского золотопромышленника Философа Александровича Горохова, к которому примыкал огромный сад с множеством различных парковых сооружений и прудом.

В 1851 г. Ф.А. Горохов разорился, и впоследствии дом был приобретён для размещения основанного в 1865 г. Благородного (Общественного) собрания. Однако в результате пожара 13 (25) апреля 1897 г. деревянное здание Общественного собрания полностью сгорело.

В дореволюционной России Общественное собрание, являвшееся непременным атрибутом любого крупного города, играло роль своеобразного клуба. В него допускались, выражаясь языком того времени, лица всех званий и состояний, которые по поведению и образованию могли быть приняты в общество.

Общественное собрание г. Томска возглавлял Совет старшин (9 – 10 человек), избираемых из числа наиболее авторитетных членов клуба, который занимался, в основном, хозяйственными и финансовыми вопросами. Основную массу посетителей Общественного собрания составляли его действительные члены (300–400 человек). Члены Общественного собрания уплачивали ежегодные членские взносы (в начале XX в. – 15 рублей), а гости платили за каждое посещение собрания (50 копеек) и входили в собрание по рекомендации одного из членов собрания. Членами и гостями общественного собрания не могли быть люди, подвергнувшиеся по суду или в административном порядке ограничению свободы или прав.

Средства на строительство нового здания Общественного собрания собирались по подписке среди членов Общественного собрания, а со временем эти деньги предполагалось возместить из банковской ссуды. Всего, таким образом, было собрано 30.800 рублей, из которых 10. 000 пожертвовал томский купец Алексей Евграфович Кухтерин. Недостающие средства были взяты в кредит у Ярославско-Костромского земельного банка.

2 (15) июня 1898 г. состоялась торжественная закладка нового каменного здания Общественного собрания, на которой присутствовали старшины и члены собрания, избранные строители и многочисленная публика. Епископом Томским и Барнаульским Макарием был отслужен молебен, а в основание будущего здания была положена памятная доска, на которой было указано при каком губернаторе (генерал-майоре А.А. Ломачевском) и кем было заложено здание.

Строительство предполагалось завершить к концу осени 1898 г., а с началом нового строительного сезона (с весны 1899 г.) – произвести внутреннюю отделку помещений. Однако из-за нехватки средств и строительных материалов здание было полностью возведено и отделано только в 1899 г. Торжественное открытие нового здания Общественного собрания состоялось 1 (12) января 1900 г. На первом этаже здания были устроены читальня, биллиардная, столовая, малая карточная комната, гардероб, дамская уборная, на втором – буфет, посудная, зрительный зал, мужская уборная.

В Общественном собрании собирался весь цвет «высшего общества» Томска – купцы, чиновники, интеллигенция. Общественное собрание располагало большой библиотекой, состоявшей из 4 отделов: журналов, беллетристики, общего и детского отделов. В журнальном отделе имелись комплекты «Вестника Европы», «Русского Богатства», «Русской мысли», «Исторического вестника» и других российских периодических изданий, а также журналы на немецком, английском, французском языках. Фонды отдела беллетристики составляли произведения Э. Золя, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, А.И. Куприна и других авторов. В общем отделе располагались книги по богословию, философии, истории, естественным наукам, работы Ч. Дарвина, В.Г. Белинского, Н.К. Михайловского, В.О. Ключевского и т.д. В детском отделе были представлены журналы «Всходы», «Юный читатель», «Игрушечка» и «Детское чтение», а также книги В. Скотта, братьев Гримм, М. Рида.

В здании Общественного собрания имелся большой концертный зал на 1000 зрителей, в котором проводились спектакли, маскарады, концерты, балы, новогодние представления и благотворительные вечера. Полученные в ходе благотворительных вечеров средства передавались в фонд Народного университета в Томске, Приюту бездомных и нищих детей, Общеобразовательным курсам, направлялись для оказания помощи нуждающимся студентам т.д.

Кроме того, зал Общественного собрания часто сдавался в аренду А.Г. Табаровой для постановки оперных и опереточных спектаклей; музыкальной школе Ф.Н. Тютрюшевой для организации концертов; а также Обществу распространения просвещения, Обществу вспомоществования учащимся, Обществу содействия физическому развитию, Детскому лютеранскому благотворительному обществу для организации чтений и лекций и т.д.

При Общественном собрании существовал оркестр, которым с 1900 г. руководил капельмейстер М.И. Маломет, а с 1902 г., по ходатайству Томского отделения Императорского русского музыкального общества, Я.С. Мейдлин – директор томских музыкальных классов.

Наряду с членскими взносами, Общественное собрание получало значительные средства от сдачи в аренду двух магазинов, находившихся по обе стороны от здания. С 1900 по 1902 г. один из магазинов арендовал Миллер, а после того, как он съехал из арендованного помещения, члены клуба высказали пожелание приспособить магазин под библиотеку или биллиардную комнату. Архитекторами С.В. Хомичем, П.Ф. Федоровским и Б.Ф. Татарчухом были составлены проекты соединения магазина с клубным помещением. При этом стоимость работ оценивалась в 1000 рублей. Однако, на всеобщем собрании клуба было решено оставить магазин без переделки и сдать его в аренду под церковную лавку Иосифа Андреевича Панкрышева. Здесь располагалась иконописная, иконостасная и ризочеканная мастерская и магазин церковной утвари.Второй магазин занимало «Депо шляп» (шляпная мастерская и магазин) Л.С. Коварского. Наряду с этим, в аренду сдавался и буфет, расположенный внутри здания.

Помещения Общественного собрания использовались и для проведения значительных общественных мероприятий. 15 (27) февраля 1902 года здесь открылась персональная выставка художницы Лидии Павловны Базановой из 50 картин и этюдов, а в октябре 1903 г. отмечалось 15-летие со дня открытия Томского университета. С 23 по 26 февраля 1903 года в здании Общественного собрания проходил второй съезд маслоделов Сибири под председательством профессора В.В. Сапожникова (первый съезд состоялся в Кургане).

После известных событий октября 1905 г., когда в Томске черносотенцами был сожжён находившийся на Новособорной площади театр Королёва, Общественное собрание стало центром культурной жизни города. На сцене зрительного зала собрания регулярно выступали местные и приезжие театральные труппы, регулярно устраивались концерты. Так, 8 (21) мая 1909 г. в Общественном собрании выступала приехавшая на гастроли выдающаяся русская актриса Вера Комиссаржевская. Гостями Общественного собрания в разное время становились крупнейшие представители отечественной вокальной школы Леонид Витальевич Собинов, исполнявший романсы П. Чайковского и М. Глинки (апрель 1910 г.), Константин Варламов (1910 г.) и Павел Николаевич Орленев (1910, 1911, 1915 гг.). Здесь выступали актриса оперетты и исполнительница цыганских романсов Анастасия Дмитриевна Вяльцева (ноябрь 1910 г.) и актёры российских театров Григорий Ге, Мамонт Дальский, Василий Далматов, Мария Петипа, Константин Варламов.

В 1909 – 1910 гг. в здании Общественного собрания был осуществлён ремонт. Работы проводились подрядчиком Сергеем Герасимовичем Прохоровым. Проектная документация, сметы и чертежи были составлены архитекторами В.Ф. Оржешко и А.Г. Нориным, а также техником С.Н. Петровым, которые, помимо этого, также наблюдали и за ходом работ.

В ходе ремонта была произведена покраска и побелка стен, потолков, окон и дверей; наклеены новые обои; постелен линолеум; были починены печи и камины; установлены калориферы. Над вторым этажом здания были надстроены каменное помещение для кухни, ранее размещающейся в подвале (кухня и буфет были соединены подъёмником), а также деревянное помещение для хранения декораций. Подвал здания был обустроен под квартиры служащих клуба и прислуги буфетчика. Здесь же была размещена и столярная мастерская. Прилегающие к Общественному собранию магазины были соединены с центральным зданием и превращены в клубную комнату и кабинет для совета старшин Общественного собрания. Товариществом «Технико-промышленное бюро и К.» в здании была заменена электрическая проводка. Для украшения отремонтированных помещений в 1910 и 1912 гг. были приобретены картины художников Г.И. Гуркина «Кара-коль» и В.Д. Вучечевича, а также портрет Г.Н. Потанина.

21 сентября (3 октября) 1915 г. в здании Общественного собрания отмечалось 80-летие лидера и одного из главных теоретиков сибирского областничества, видного учёного Григория Николаевича Потанина, которое превратилось в грандиозный всесибирский праздник.

[Н.А. Морозов и Г.Н. Потанин]

Залы Общественного собрания использовались и как лекторий. В октябре 1915 г. в этом здании с лекциями «В поисках философского камня» и «О воздухоплавании» выступал известный русский ученый, писатель и общественный деятель Николай Александрович Морозов (1854-1946), в течение недели находившийся в Томске. Зимой 1915 – 1916 гг. в здании проходили занятия I – го высшего мужского начального училища.

В дни февральской революции 1917 г. в Общественном собрании проходили заседания Совета солдатских депутатов под председательством Н.Н. Яковлева. В 1920 г., после восстановления Советской власти в Томске, здание было национализировано. Библиотека была ликвидирована и перевезена в г. Новониколаевск (сейчас г. Новосибирск).

В мае 1920 г. Томский губернский комитет РКП (б) и губернский революционный комитет (губревком) приняли специальное постановление об открытии в здании бывшего Общественного собрания Рабочее-красноармейского клуба. Для его посетителей работала библиотека с читальным залом, драматическая и оперная студии, оркестр народных инструментов, класс игры на фортепьяно и скрипке, спортивная секция. Предполагалось открытие секции изобразительного искусства, музыкальной школы и школы политграмоты. Первоначально клуб носил имя большевика Ивана Смирнова, а позднее был переименован в клуб имени Н.Н. Яковлева.

[Яковлев Н.Н.]

Яковлев Н.Н. (1886 - 1918) был участником революции 1905–1907 гг. В 1916 г. мобилизован. Вёл революционную агитацию среди солдат. Осенью 1917 г. был избран председателем Томского Совета рабочих и солдатских депутатов. С декабря 1917 г. – глава Западно-Сибирского областного Совета (Омск), а с февраля 1918 г. – председатель Центрального исполнительного комитета Советов Сибири (Центросибири) в Иркутске. В октябре 1918 г. расстрелян белогвардейцами (28 апреля 1968 г. по адресу ул. Гоголя, 46, где жил Яковлев, была установлена мемориальная доска. Его именем названа одна из центральных улиц Томска).

23 мая 1920 г. в этом здании состоялось торжественное открытие Томского Совета рабочих и красноармейских депутатов, созванного после изгнания колчаковцев из Томска. На заседании Совета был принят текст приветственной телеграммы В.И. Ленину. 25 октября здесь открылся I губернский съезд Советов, завершивший формирование органов Советской власти в Томской губернии. А уже 27 ноября 1920 г. в помещениях клуба имени Н.Н. Яковлева прошло торжественное заседание губкома партии и общественных организаций Томска совместно с представителями от воинских частей гарнизона, на котором с большой речью выступал Председатель ВЦИК М.И. Калинин.

В конце 1920 г. в здании расположились терапевтическое и хирургическое отделения военного госпиталя № 10. Подвал и надворные постройки бывшего Общественного собрания занимали продуктовые склады, а первый и второй этажи здания – квартиры служащих госпиталя и палаты для больных, на третьем этаже располагалась кухня.

После расформирования госпиталя в 1922 г., в здании был проведён ремонт и 15 ноября 1922 года здесь открылся Большой городской театр. После переезда театра, в бывшем Общественном собрании функционировал кинотеатр № 1. 20 февраля 1927 года в находившемся здесь Красном уголке союза работников искусства состоялось торжественное открытие радиогромкоговорителя. А 1 июня 1928 года на первом этаже здания открылась столовая Центрального рабочего кооператива с тремя отделениями – дешёвая столовая, столовая с улучшенными обедами и вечерний ресторан.

9 октября 1931 г. в здании бывшего Общественного собрания был открыт гарнизонный Дом Красной Армии.

В годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг. здесь находились курсы младшего командного состава и стрелковой подготовки. В помещениях бывшего Общественного собрания регулярно проводились встречи горожан с фронтовиками, многочисленные митинги, собрания партийного актива города, слёты фронтовых и комсомольско-молодёжных бригад и другие массовые мероприятия. Кроме того, в подвалах здания все военные годы находились картины из собрания Государственного Эрмитажа г. Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург).

С 1 сентября 1945 г. Дом Красной Армии стал называться гарнизонным Домом офицеров. В послевоенные годы здесь проходили пленумы областного и городского комитетов партии, областные и городские партийные конференции.

В конце 40-х – начале 50-х гг. в Доме офицеров функционировали Вечерний университет, Школа жен офицеров, драматический кружок, кружок баянистов, стрелковая женская команда, выступали популярные исполнители. В частности, 13-14 мая 1950 г. и в апреле 1956 г. при полном аншлаге здесь состоялись концерты Александра Вертинского.

6 марта 1959 года постановлением Совета Министров СССР Томскому гарнизонному Дому офицеров было присвоено имя Николая Николаевича Яковлева, немного позднее в фойе здания был установлен бюст революционера.

[Гарнизонный Дом офицеров им. Н.Н. Яковлева в 70-е гг. XX века (фотография из коллекции Э.К. Майданюка)]

В 1968 – 1970 гг. в ходе капитального ремонта был полностью утрачен уникальный интерьер зрительного зал, а также были осуществлены значительные переделки в других частях здания. К началу 1980 г. стало очевидным, что здание требует серьёзных ремонтно-реставрационных работ. В апреле 1983 г., в ответ на обращение Томского облисполкома, командование Сибирского военного округа приняло решение о выделении 1.700.000 рублей на реконструкцию Дома офицеров. Однако обещанные средства так и не были получены.

Тем не менее, в январе 1987 г. сотрудники института «Томскреставрация» приступили к реставрационным работам в здании Дома офицеров. В 1996 г. в Томске побывал Министр атомной энергии РФ В.Н. Михайлов. Председатель Томской Областной думы Б.А. Мальцев обратился к министру с предложением принять участие в восстановлении здания в обмен на размещение в части помещений Дома офицеров Центра научно-технической информации по вопросам использования атомной энергии СХК. В.Н. Михайлов принял это предложение, и с января 1997 по 2001 г. реконструкция здания осуществлялась на средства Минатома. По договору денежные средства, затраченные министерством на ремонт здания, идут в счёт оплаты 50-летней аренды части помещений Дома офицеров (300 (м2): из имеющихся 1500) для размещения Центра научно-технической информации.

В ходе реставрационных работ в здании была полностью заменена система отопления, электрическое и вентиляционное оборудование; восстановлен первоначальный интерьер внутренних помещений (в частности, лепнина в зрительном зале); в здании была установлена новая сантехника; выполнены другие строительные и отделочные работы.

К 2000 г. был завершён первый этап ремонтно-восстановительных работ, и 9 мая этого года состоялось торжественное открытие помещений первого (фойе, малый зрительный зал и вестибюль) и частично второго (выставочный зал Центра, фойе большого зрительно зала и ряд комнат) этажей здания.

[Томский гарнизонный Дом офицеров (бывшее здание Общественного собрания).]

[Томский гарнизонный Дом офицеров (бывшее здание Общественного собрания).]

Сейчас в Доме офицеров располагаются: Центр научно-технической информации по вопросам использования атомной энергии СХК, Военно-страховая и Военно-мемориальная компании, шахматный клуб и многочисленные кружки.

Решением Томского облисполкома от 17.02.1978 г. № 51 здание признано памятником истории местного значения.

Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 г. “Дом офицеров” включен в число памятников архитектуры федерального значения.

Составили сотрудники Историко-краеведческого отдела ТОУНБ им. А.С. Пушкина Т.И.

Ширко, К.Н Ширко.


Памятник градостроительства и архитектуры.
Здание общественного собрания.
Дата создания: 1900 г.
Полный адрес: Томская область, г. Томск, Ленина (проспект), 50.
Номер в реестре: 721410014740006.
Описание предмета охраны:1. Градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании исторической застройки главной улицы города - проспекта Ленина (бывшей Почтамтской) периода конца XIX в. - начала XX в. Западный (дворовый) фасад ориентирован вдоль бровки рельефа и участвует в формировании панорамного восприятия застройки верхней террасы города. 2. Объемно-пространственная композиция здания на дату постройки 1900 г., представляющего собой крупный двухэтажный объем с подвалом и антресольными помещениями, центральная часть которого акцентирована возвышающимся объемом двухсветного зала и двух, расположенных с южной и северной стороны от основного здания, боковых объемов. Здание крупномасштабное, симметричное, главным восточным фасадом расположено по красной линии проспекта Ленина с развитием объема здания в глубину квартала. 3. Конфигурация крыши (вальмовая), ее конструкция (стропильная система из бревен с дощатой обрешеткой), характер и материал кровельного покрытия (металл с окраской), высотные отметки по коньку и карнизу крыши. Местоположение и конфигурация куполов (полигональные) их конструкция (дерево), характер и материал кровельного покрытия (металл с окраской), высотные отметки, элементы декоративного оформления (люкарны, венчающая часть куполов в виде балкона с кованным металлическим ограждением по периметру). Местоположение, форма, размер и оформление слуховых окон, печных труб. Форма, конструкция, материал светового фонаря. Система водостоков и места расположения водосточных труб, их материал, форма и декоративное оформление. 4. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания на 1900 г., включая: -симметричную трехчастную композицию западного фасада и восточного (главного) фасада в одиннадцать осей окон, имеющую в северной части продолжение в виде каменных арочных ворот с металлической решеткой, оформляющих проезд на территорию объекта, а также - ассиметричную композицию северного и южного фасадов, состоящих из двух объемов, один из которых - в 3 оси окон (на южном фасаде - ниши), второй -более протяженный в 7 осей окон. -Оформление главного фасада крупного центральною объема двумя боковыми ризалитами, каждый из которых увенчан в уровне кровли полигональным куполом. Элементы декоративного оформления фасадов, выполненные из профильного кирпича и песчаника, включая: колоннаду из 6-ти трехчетвертных колонн композитного ордера, объединившую плоскость фасада в уровне второго и третьего этажей (объем двухсветного зала), фигурные пилястры со стилизованными кронштейнами в простенках окон 3-го этажа. Пилястры с капителями ионического ордера, обрамляющие окна 2-го этажа и парные пилястры уровня третьего этажа, обрамляющие круглую нишу ризалитов главного фасада с профильным обрамлением. А так же профилированные карнизы по периметру кровли с выносной плитой из песчаника, нижняя часть которой снабжена прямоугольными выступами - мутулами, междуэтажные профильные пояски, балюстрада парапетного ограждения на кирпичных столбах над центральным объемом здания из деревянных точеных балясин. Оформление профильным ленточным рустом поверхности фасада в уровне 1-го этажа, угловых пилястр и столбов ворог. Облицовка цокольной части здания по главному фасаду плитами песчаника. -Балконы главного фасада здания, из которых два - расположены на ризалитах центрального объема, на фигурных кронштейнах с металлическим ограждением, закрепленным на кирпичных столбах, и третий - над порталом парадного входа на колоннах, их местоположение, размеры, материал, конструкция, форма, рисунок и декоративное оформление; -Местоположение, форма и декоративное оформление основных входов в здание, включая: парадный вход, расположенный по оси симметрии главного фасада с крупным арочным проемом, оформленным рустованными колоннами, поддерживающими балкон 2-го этажа. Два дополнительных проема - на боковых ризалитах, прямоугольной формы с лучковым завершением и декоративным оформлением элементами из профильного кирпича и песчаника (пилястры, прямоугольные сандрики на кронштейнах геометрической формы, фигурный элемент входного портала с круглым окном по оси симметрии). Два проема, расположенных на главном фасаде боковых объемов в уровне1-го этажа по оси симметрии крупных арочных проемов с эллиптической формой завершения. Местоположение, размер, форма оконных проемов (узкие прямоугольные, лучковые, арочные, крупные арочные с эллиптической формой завершения). Их декоративное оформление: руст, пилястры, трехчастный веерообразной формы замковый камень, элементы декора из песчаника и профильного кирпича. -Лоджии, расположенные по оси симметрии западного фасада здания в уровнях первого, второго этажа и чердака с кованным металлическим ограждением, их местоположение, конструкция, материал, декоративное оформление. -Кирпичные аттики с округлым завершением, арочным оконным проемом по оси симметрии, расположенные в уровне кровли боковых объемов, восточного (главного) фасада, их местоположение, форма, материал, конструкция и декоративное оформление, включая детали из песчаника и профильного кирпича, оштукатуренные с окраской под песчаник (профильный карниз завершения, элементы руста, пилястры). Кирпичные аттики с треугольным завершением и арочным оконным проемом по оси симметрии, расположенные в уровне кровли боковых объемов, западного (дворового) фасада, без отделки с использованием только профильного кирпича. 5.Материал и характер обработки фасадных поверхностей: кирпичная кладка с декоративными деталями из песчаника, профильный кирпич, гладкая штукатурка с окраской на отдельных элементах декоративного оформления фасадов, рустовка; 6.Колористическое решение фасадов здания на 1900 г., включая краснокоричневый цвет основного поля стен из натурального обожженного кирпича с декоративными деталями из песчаника светло желтого цвета или оштукатуренных с окраской под песчаник. 7.Столярные оконные и дверные заполнения, замененные новыми, выполненными по сохранившимся аналогам, включая их габариты, конфигурацию, материал (дерево), рисунок переплетов рам (прямоугольных, с арочным и лучковым завершением, круглых), подоконники, рисунок и форму филенок дверных заполнений, остекленные фрамуги, рисунок и профиль переплета фрамуги, элементы декоративного оформления. Наружные двери -деревянные филенчатые с фрамугой (арочной, лучковой), остекленные с элементами накладного декора (двухстворчатые, одностворчатые). Наружные двери боковых объемов, являющиеся частью конструкции деревянной рамы вигриниого остекления крупных арочных с эллиптической формой завершения оконных проемов, с остекленной трехчастной фрамугой, отделенной широким профильным импостом, украшенным резьбой. В уровне импоста оконные проемы снабжены конструкцией закручивающихся металлических рифленых ставней, их конструкция, материал, крепление, фактура поверхности. Внутренние двери деревянные, прямоугольные (с остекленными арочными фрамугами и без фрамуг), филенчатые с резными накладными элементами. 8.Внутренние лестницы, их местоположение, материал (песчаник), конструкция, размеры, отделка маршей, ступеней и площадок, профиль ступеней, материал и рисунок ограждения, художественное оформление. Восстановленная парадная лестница, с широким центральным маршем, расположенным по оси симметрии вестибюля и междуэтажной площадкой, объединенной с коридором и холлом 1-го этажа. Восстановленное ограждение -деревянное из крупных точеных балясин, угловые столбы крупные восьмигранные кирпичные оштукатуренные, поверхность обработана рустом и профильными тягами, перила деревянные широкие, профильные. Расположенная в центральной части здания парадная 3-х маршевая лестница из песчаника по металлическим косоурам с ограждением из крупных деревянных точеных балясин. Дополнительная лестница, расположенная в северо-западной части здания - двухмаршевая, из песчаника по металлическим косоурам с восстановленным кованным металлическим ограждением. 9.Сохранившаяся историческая пространственно-планировочная структура интерьеров в габаритах капитальных несущих конструкций стен и перекрытий на период постройки здания 1900 г. и 1909 г. (капитальный ремонт с перепланировкой), включая первоначальные габариты дверных проемов всех помещений здания и многочисленных арочных проемов, Планировочная композиция дома компактная, сочетающая анфиладное и коридорное расположение комнат. В помещениях подвала размещались: квартира смотрителя здания, конторщика, прислуги, провизионная кладовая, подвал для вин, калориферные и коридоры. Первый этаж центрального корпуса здания занимает просторный вестибюль с гремя парадными входами по главному фасаду. Вестибюль с помощью колонн и арок делится на ряд пространственных ячеек, организуя с двух сторон от парадной (шириной в три лестничных марша) лестницы - гардеробы. В центральной части здания, по оси симметрии лестницы вестибюля, расположена парадная 3-маршевая лестница - атриум, освещаемая верхним светом, вокруг которой группировались клубные зальные помещения, открытые в атриум высокими арочными проемами. В уровне первого этажа располагались контора, карточные комнаты, бильярдная, библиотека, читальная комната, комната для Совета старейшин, уборные, терраса, коридоры и черная лестница. В уровне 2-го этажа расположен парадный двухсветный зал на 800 кресел со сценой, балконом и служебными помещениями, кроме того на этаже располагались также помещения фойе, гостиной, буфета, столовых, уборных и коридоров. В чердачном помещении была устроена кухня для собрания. Первый этаж боковых объемов здания с арочными витринами занимали магазины. 10. Конструкция и материал стен, перекрытий, фундаментов на период постройки здания 1900 г. включая: бутовые фундаменты, кирпичные стены, плоские по балкам междуэтажные перекрытия, в том числе перекрытие вестибюля, замененное в 1970-е г. железобетонным кессонным перекрытием. Утраченное чердачное перекрытие над залом 2-го этажа, выполненное из большепролетных деревянных треугольных ферм (16.5 м.), замененных в 1970 г. металлическими фермами. Сохранившиеся кирпичные своды по металлическим балкам перекрытий боковых объемов здания и перекрытий над подвалом, с устроенными в отдельных помещениях под балки перекрытия массивными кирпичными колоннами. Восстановленное перекрытие над центральной парадной лестницей, включающее в себя конструкцию плоского квадратного светового фонаря и потолок на падугах. 11. Архитектурно-художественное оформление интерьеров на период постройки здания 1900 г. включая: местоположение, размеры, профиль сечения, декоративное оформление потолков профильными тягами, в отдельных помещениях 2-го этажа с оформлением углов плоскости потолка элементами растительного декора, потолочные розетки с элементами растительного орнамента. Профильное обрамление арочных проемов и оформление простенков филенками. Утраченное покрытие пола из метлахской плитки, замененной керамической плиткой. Воссоздаваемое декоративное оформление парадного зала, утраченное в ходе реконструкции 1970 г., включая: лепной декор стен, паркетное покрытие пола, потолок на падугах с плафоном, балкон с ограждением из балясин верхнего и нижнего ярусов, портал сцены. 12. Вентиляционные каналы и шахты в виде прямоугольных отверстий в конструкции потолка зала и выступающих из плоскости стены оштукатуренных простенков, в уровне потолка оформленных профильными тягами, их местоположение, размеры, профиль сечения, декоративное оформление, вентиляционные решетки. Каналы калориферного отопления, расположенные в конструкции стен и кирпичные печные трубы с декоративным оформлением.

на карте

Соседние дома : ул. Гагарина 41,  ул. Гагарина 43,  ул. Гагарина 31,  пр-кт. Ленина 83,  пр-кт. Ленина 54,  пр-кт. Ленина 85а,  пр-кт. Ленина 52,  пр-кт. Ленина 85,  пр-кт. Ленина 89/1,  пр-кт. Ленина 44,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Томск, пр-кт. Ленина, 50

Картинка скодом