город Санкт-Петербург, набережная Ушаковская, д.1

- это промышленное здание, известный под названием «Авиационное отделение АО Русско-Балтийского вагонного завода», здание построено в стиле - Дореволюционной застройки в 1912 году. Дом - , используется как промышленное здание .

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Ушаковская, 1

«Авиационное отделение АО Русско-Балтийского вагонного завода»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - промышленное здание,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Дореволюционной застройки ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1912 ,
  • Состояние - в эксплуатации,
  • Площадь здания - ,

Авиационное отделение АО Русско-Балтийского вагонного завода

Ушаковская наб. , 1. Год постройки: 1912

завода на Строгановской набережной на Комендантский аэродром

Авиационное отделение АО Русско-Балтийского вагонного завода

Ушаковская (Строгановская) наб. 1

В устье Черной речки, на участке бывшей Строгановской набережной, располагались основные корпуса Авиационного отделения многопрофильного Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ).

РБВЗ был основан во второй половине XIX в. в Риге. Завод занимался тяжелым машиностроением - выпускали вагоны, сельскохозяйственную технику, локомобили. В 1908 г. было организовано производство автомобилей. 19 июня 1910 г. Правление акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода в Риге заявило в Главное инженерное управление о создании на заводе воздухоплавательного и автомобильного отделов. В 1911 г. в Риге в составе предприятия появилась авиационная мастерская, которая начала строить по французскому образцу аппараты «Соммер». В январе 1911 г. на РБВЗ был приглашен инженер путей сообщения А. С. Кудашев, построивший к тому времени в Киеве первый русский моноплан своей конструкции, а позднее еще двое изобретателей-конструкторов: инженер-технолог И. И. Воловский и инженер Я. М. Гаккель. В 1912 г. авиационную мастерскую в Риге закрыли.

По предложению председателя Совета директоров Акционерного общества РБВЗ М. В. Шидловского в 1912 г. в Петербурге на Строгановской набережной открылась новая авиационная мастерская. Для нее еще осенью 1911 г. был получен заказ на производство по лицензии аэропланов «Фарман» , «Блерио» , «Ньюпор».

М. В. Шидловский долго подбирал грамотного специалиста, способного возглавить инженерно-конструкторские кадры. Рассматривались кандидатуры А. С. Кудашева, Я. М. Гаккеля, создавших первые успешно летавшие отечественные самолеты. В марте 1912 г. с Игорем Ивановичем Сикорским заключили договор на постройку разработанных им самолетов. М. В. Шидловский склонялся к мысли назначить И. И. Сикорского главным инженером и конструктором авиационного отделения РБВЗ. И. И. Сикорский, вступив в должность главного инженера и конструктора авиационного отделения РБВЗ, сумел преобразовать мастерскую в авиационный завод.

В 1912 - 1913 гг. был построен ряд одномоторных самолётов, в числе которых бипланы С-6Б и С-10 (победители конкурсов военных самолётов в 1912 и 1913), моноплан С-12, выпущенный небольшой серией, гидросамолёты-бипланы С-5а и С-10 «Гидро» , принятые в небольшом количестве экземпляров Морским ведомством. С 1913 г. создаются многомоторные самолёты.

Вечером 10 мая 1913 г. первый в мире четырехмоторный самолет «Гранд Балтийский» конструкции двадцатитрехлетнего Игоря Сикорского совершил первый полет. День 10 мая 1913 г. года, ставший днем рождения тяжелой многомоторной авиации. Вскоре «Гранд» получил новое имя - «Русский витязь». 15 августа 1913 г. на нем был установлен мировой рекорд продолжительности полета - один час 54 минуты (имея на борту восемь человек).

12 мая 1914 г. Главное Военно-техническое управление заключило с РБВЗ контракт на поставку 10 «Муромцев». Затем последовали другие заказы. Вскоре самолеты этого типа стали основной продукцией завода. Авиационное отделение Акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» являлось единственным предприятием России, производившим тяжелые многомоторные машины.

После начала Первой мировой войны отряды «Муромцев» выполняли боевые задачи по разведке противника. В декабре 1914 г. по предложению М. В. Шидловского их свели в Эскадру Воздушных Кораблей. Начальником эскадры назначили Шидловского, которого призвали на военную службу, присвоив звание генерал-майора. И. И. Сикорский исполнял обязанности технического советника Эскадры.

С 1915 г. на РБВЗ началась серийная постройка тренировочного самолета и истребителя С-16 (его обозначали также и как C-XVI). Максимальная скорость достигала 143-144 км/ч. Таким образом завод являлся одним из немногих предприятий России, выпускавших преимущественно машины отечественной конструкции.

Летом 1915 г. , когда немцы подошли к Риге, началась эвакуация РБВЗ в Петроград и Тверь. На Васильевском острове Петрограда появился Механический завод РБВЗ, а на базе авиационного отделения было образовано фактически два производства: старое на Строгановской набережной и новое у Корпусного аэродрома. Последнее специализировалось на сборке «Муромцев». Все указанные предприятия были тесно связаны между собой.

Об интенсивности развития авиационного производства на Строгановской набережной за первые два года войны говорят следующие цифры: если в первую половину 1914 г. на заводе работали лишь 270 человек по 9 часов в день, то в конце 1914 г. - 470 человек по 10 -11 часов, из них в механическом цехе - 230, в столярном - 111, сборочном - 74, малярном - 29. Станочный парк насчитывал 18 деревообрабатывающих станков, 15 токарно-винторезных, 2 револьверных, 2 автоматических, 1 фрезерный, 5 сверлильных, 1 долбежный. Директором авиационного отделения (в годы войны его иногда называли «Авиабалт» ) являлся М. Ф. Климиксеев.

На «Авиабалт» пришел работать Н. Н. Поликарпов, будущий известный авиаконструктор. Сикорский поручил молодому инженеру провести исследование поплавков гидроаэроплана для будущих конструкторских разработок.

ВПг на 1917 г. О. 1 С. 1277

Фрагмент карты 1913 г.

Русско-Балтийский воздухоплавательный завод АО Русско-Балтийского вагонного завода был конфискован постановлением совнархоза Северного района от 25 сентября 1918 г. , в ноябре 1920 г. переименован в Русско-Балтийский авиазавод № 2 (отделение № 2) Петроградского государственного соединенного авиазавода. В 1920 г. авиационный отдел был объединен с Авиационным заводом В. А. Лебедева и заводом «Гамаюн» С. С. Щетинина. Получил новое название Государственный объединенный авиационный завод № 3. Позднее переименованный в «Красный летчик». В дальнейшем название менялось еще несколько раз: «Завод № 23» , «Завод № 272». Производственный профиль сохранялся - самолеты, а впоследствии и вертолеты.

В 1941 г. отдел был эвакуирован в Новосибирск, где вошел в состав авиазавода № 153. В 1958 г. завод переходит на изготовление ракет противовоздушной обороны, а также ракет типа «воздух-земля». В 1967 г. переименован в «Ленинградский Северный завод». ( см. также Ушаковская наб. , 5). Основным профилем завода стало производство военных ракетных комплексов С-200 и С300 ПМУ.

Доп. описание набережной Ушаковской

Ушаковская набережная — набережная в Приморском районе Санкт-Петербурга, проходящая по правому берегу Большой Невки от набережной Чёрной речки до улицы Академика Крылова. Является продолжением Выборгской набережной за Головинским мостом.

С конца XIX века именовалась Строгановской, по располагавшейся вдоль набережной Строгановской даче (имению графа А. С. Строганова) ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : наб. Ушаковская 1к4,  наб. Ушаковская 3 к.1,  наб. Ушаковская 3,  наб. Ушаковская 1 к.3,  наб. Ушаковская 1 к.3 АI,  наб. Ушаковская 3 к.2,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Ушаковская, 1

Картинка скодом