город Санкт-Петербург, набережная Университетская, д.17

- это историческое здание, известное под названием «Академия художеств», построенное в стиле - Классицизм в 1764-1788 году, архитектор(ы) - Валлен-Деламот Ж.-Б. Кокоринов А. Ф. Фельтен Ю. М.. Сегодня это - трехэтажный дом, памятник архитектуры, используется как образовательное учреждение.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - наб. Университетская, 17

«Академия художеств»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - образовательное учреждение,
  • Этажность - 3 ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1764-1788 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Валлен-Деламот Ж.-Б. Кокоринов А. Ф. Фельтен Ю. М.

Дополнительные сведения: Проект - Средне-специальные и высшие учебные заведения.

Академия художеств

Университетская наб., 17 Архитекторы: Валлен-Деламот Ж.-Б.Кокоринов А. Ф.Фельтен Ю. М. Год постройки: 1764-1788 Стиль: Классицизм

Академия художеств классицизм

Пам. арх. (федеральн.)

1764-1788 - арх-ры Валлен-Деламот Жан.-Батист, Кокоринов Александр Филиппович, Фельтен Юрий Матвеевич

1999-2000 - арх. Ухов Вячеслав Орестович - реконструкция чердаков

см. Академия художеств Садовый корпус Академии художеств Мозаичные мастерские Академии Художеств Жилой флигель ( Профессорские дома ) Жилой дом Академии художеств с флигелем и оградой В 1990-2000 г.г. был разработан проект и произведена реконструкция чердачных помещений здания С.-Петербургской Академии Художеств.

В 1757 г. И. И. Шувалов внес в Сенат предложение создать в Петербурге высшую художественную школу. Последовал Указ императрицы Елизаветы Петровны от 6 ноября 1757 г. «...особой трех знатнейших художеств академию в Петербурге учредить...» Директором академии художеств стал И. И. Шувалов. Преподаватели были приглашены из-за границы: живописец Л. Ж. Ледоррен, рисовальщик Ж. М. Моро, скульптор Н. Ф. Жилле, гравер Е. Ф. Шмидт. Из русских в штат Академии художеств был взят лишь архитектор С. Чевакинский, сначала как преподаватель черчения.

Во времена Екатерины II появлялись и русские преподаватели. А. Ф. Кокоринов с 765 г. стал профессором, а с 1769 г. - ректором Академии. Преподавали выпускники Академии живописцы А. П. Лосенко, С. Ф. Щедрин, Д. Г. Левицкий, скульптор Ф. И. Шубин, архитектор В. И. Баженов.

В Академии художеств было создано Воспитательное училище, в которое стали набирать 6-летних детей, чтобы « находясь под надзором гувернеров, они не могли видеть и слышать ничего дурного, могущего их чувства упоить ядом развратности». Новый Устав заведения, утвержденный 4 ноября 1764 г., по указанию Екатерины II , составил И. И. Бецкой. Эту дату стали считать официальным днем учреждения Академии художеств.

По уставу в Воспитательном доме было три возрастные группы: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет. Учащиеся в 16 лет переходили в ученики собственно Академии Художеств. Набор в Академию происходил раз в три года. Окончившим Академию присуждалось звание художника (живописи, или скульптуры, или архитектуры). Награжденные большой золотой медалью получали право на творческую поездку за счет Акдемии за границу для усовершенствования. В дальнейшем выпускникам, за успешно выполнение работ по заданиям Академии, могло присваиваться звание « академика» , позволяющее преподавать в Академии.

Первоначально Академия художеств размещалась в помещениях Шувалова на Садовой ул., между Невским пр. и Итальянской ул.

В 1765 г. в присутствии Екатерины II состоялась торжественная закладка здания Академии художеств на набережной Невы.

В 1802 г. Александр I утвердил новый устав Академии художеств, существенно расширив ее права. По новому Уставу Академии вменялось в обязанность « наблюдать за охранением памятников славы отечественной, ровно как и сочиненных новых». Президентом Академии с 1817 г. стал А. Н. Оленин.

В 1893 г. в. при Академии художеств образовалось, как автономная часть, Высшее художественное училище с шестилетним сроком обучения, в том числе с двухлетними подготовительными классами. Ректором училища до Октябрьской революции был Л. Н. Бенуа. Вместо классов были образованы мастерские, руководителями которых стали И. И. Шишкин, К. Е. Маковский. И. Е. Репин и др. известные художники, скульпторы и архитекторы. Размещалось училище в здании Академии художеств.

В 1918 г. училище было реорганизовано в Государственные свободные художественные учебные мастерские, которыми руководили Л. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский. А. А. Рылов, А. Т. Матвеев. И К. С. Петров-Водкин.

В 1921 г. мастерские переименовали в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1922 г. объединили с центральным училищем технического рисования барона А.Л. Штиглица в высший художественно-технический институт, просуществовавший до 1930 г. Из него выделили институт пролетарских изобразительных искусств. В 1932 г. он был реорганизован в институт живописи, скульптуры и архитектуры, получивший в 1944 г. имя И. Е. Репина. Это название сохранилось и до настоящего времени.

Прямоугольное в плане здание со вписанным кольцеобразным корпусом и круглым двором. Между колонн портика у входа - статуи Геркулеса и Флоры.

Отделка фасадов и внутренняя планировка относятся к разным периодам зодчества. Особо интересны парадные залы второго этажа, центральный круглый конференц-зал, домовая церковь, выстроенная по проекту К. Тона.

(Наталия по материалам: Даринский А. В. Высшие учебные заведения старого Петербурга.- СПб.: Фирма « Глагол» , 2002)

Здание представляет собой замкнутый блок с несколькими внутренними дворами. В основе композиции круг, вписанный в прямоугольник. Это самый большой в мире круглый двор. Малые дворы сдвинуты к углам. Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным восьмиколонным портиком. Во двор из здания ведут четыре двери, над которыми значатся четыре основные направления деятельности школы:

« Живопись». « Скульптура» , « Архитектура» , « Воспитание».

(Наталия по материалам Квартальный надзиратель №3(110) март 2010)

В 1832-1834 гг. была сооружена гранитная пристань на Неве (арх. К. А. Тон) с изваяниями египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Первоначально предполагалось, что на пристани будут установлены конные статуи работы Клодта, но привезти сфинксов из Египта (Александрия) оказалось дешевле. Бородки у сфинксов были отбиты после смерти фараона Аменхотепа III, портретным изображением которого являются головы сфинксов. На груди между лапами и вокруг плиты высечена иероглифическая надпись, в которой перечисляются титулы Аменхотепа III.

На нижней площадке пристани возле каменных скамей стоят попарно четыре бронзовых грифона - скульптор П. П. Геде, 1834 г.

В центре здания - портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, сделанную и ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В

левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов - Флора.

Над дверью здания надпись: Свободным художествам. Лета 1765 .

В круглом дворе установлена скульптура графа Шувалова работы Зураба Церетели.

В саду за оранжереей - маленькая постройка « Хрустальный домик» - мастерская батальной живописи. Ее устроили отдельно еще в XIX в. При мастерской - небольшая конюшня. Конюшня возрождена в 1990-х г.

Также в саду расположены рисовальная мастерская с дорическим портиком и мозаичная мастерская. В 1820-е гг. президент Академии Алексей Оленин задумал возвести в саду, если не копии конкретных шедевров, то примеры важнейших стилей. Портик, возведенный архитектором А.А. Михайловым 2-м - образец греческой классики.

Коринфская колонна посреди сада, прежде стоявшая в круглом дворе и перенесенная сюда Александром Брюлловым в 1840-е гг., осталась лишней при строительстве Казанского собора. Брюллов увенчал ее лирой.

(Наталия по материалам Квартальный надзиратель №3(110) март 2010)

Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году). Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных и мелких пятен, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала.

В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию - соответственно: живопись, архитектура, скульптура.

Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых, с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом.

Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата - одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи.

Библиотека Академии Художеств основана в 1757 г. Не прекращала работу в годы ВОВ. В библиотеке 5 читальных залов.

(Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов Утраченный Петербург )

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Академия художеств
Дата создания: сер. XVIII-нач. XX вв.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 17, литеры И,О,Ц, 4-я линия В.О., дом 1-3, литера Б.
Номер в реестре: 781520248120006.

Доп. описание набережной Университетской

Университетская набережная — набережная Большой Невы, идущая от Биржевой площади к площади Трезини.

Первоначально называлась Наличная линия (1741—1756 годы), название характерно для передних, лицевых улиц. В середине XVIII века существовало также название Набережная линия, как и другие набережные рек и каналов. Впоследствии называлась Большая набережная, Набережн ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : . 2-я линия ВО 3 Б,  . 1-я линия ВО 4А,  . 2-я линия ВО 7,  . 2-я линия ВО 3,  . 2-я линия ВО 1/3,  . 1-я линия ВО 4,  наб. Университетская 17А,  . 3-я линия ВО 2,  . 3-я линия ВО 2А,  . 3-я линия ВО 2*,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, наб. Университетская, 17

Картинка скодом