город Санкт-Петербург, проспект Стачек, д.91

- это историческое здание, известное под названием «Трансформаторная подстанция первого городского электропоезда ОранЭЛ», построенное в стиле - Модерн в 1914-1915 году, архитектор(ы) - Зазерский А. И.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как промышленное здание.

Список зданий по пр-кт Стачек : 1, 1-3, 10, 100, 100А, 100Б, 101 к.1 Б, 101 к.1 В, 101 к.1 Г, 101 к.1 Д, 101к1, ۩ 102, 103, 103к1, 103к2, 105 к.2 Б, 105 к.2 В, 105 к.2 Г, 105 к.2 Д, 105 к.2 Е, 105 к.2 Ж, 105 к.2 З, 105 к.2 И, 105к2, 105к3, 105к5, 106, 107 к.1 Б, 107 к.1 В, 107 к.3 Б, 107 к.3 В, 107к1, 107к2, 107к3, 107к4, 108, 108*, 108А, 11, 11-13, 111, 111 к.1, 111 к.2, 111 к.3, 114, 116, 118, 11А, 12, 120, 122, 124, 126, 128, 13, 130, 132, 132к2, 134, 136, 136/2, 136к2, 138, 14, ۩ 140, ۩ 140А, ۩ 142, ۩ 144, 146, 148, 15, 150, 152, 154, ۩ 156, 156 И, ۩ 158, 15А, 16, ۩ 160, 162, 164, 168, 168-170, 17, 170, 170 Б, 170В, 172, 172 к.2, ۩ 18, 182, 182 В, 182б, 186, ۩ 186А, 188, 18к2, 19, 190, 192, 192к2, 198, ۩ 2, 2/2, ۩ 20, ۩ 20*, 200, 202, 204, 206, 206 снесен, 208, 208*, 20А, 21, 21 к.1, 212, 212к2, 212к3, 216, 216 к.2 стр. 1, 21к2, 22, 220к2, 220к3, ۩ 226, 22а, 23, 24, 24 Щ, 26, ۩ 27, 27Г, 28, 29 И, ۩ 29-33, ۩ 3, ۩ 30, 31, 32, 32-36, 33, 33/2, ۩ 34к1, 34к2, 35, 36к1, 36к2, ۩ 37, 38, 39, 39А, ۩ 39Б, ۩ 39Б*, ۩ 4, ۩ 4*, 4/1 И, 40, 41, 42, 42 Б, 42А, ۩ 43, 44, ۩ 45, 45 к.2, 46, 47, 47 лит. *, 47 лит. БШ, 47*, 47**, 47А, 47Б, 47Г, ۩ 47Д, 47Д1, 47О, 47ПЧ, 47у, 47уу, 47Щ, ۩ 48, 48 к.2, 48А, 48А снесен, 48Б, 48И, 49, ۩ 5, ۩ 50, 54, 54А, 55, 55-57, 57, 59, 59 к.3, 59 к.4, 59к2, ۩ 6, 67, 67 к.4, 67 к.7, 67 к.9, 67к1, 67к2, 67к3, 67к5, 67к6, 67к8, 69, 7, 7 снесен, ۩ 70, 71, ۩ 72, 73, 74, 74/1, 75, 77, 79, 8, 8-10, 8/2, ۩ 80, 82, 82 к.2, 83, 84, 84к1, 84к2, 85к1, 85к2, 86, 87, 88, 88 к.2, 89 Б стр.10, 89 к.1 Б, 89к1, 89к2, , 9, 90, 90к2, ۩ 91, 92, 921А, 923А, 92к1, 92к2, 92к3, 93, 94, 95, 95к1, 96, ۩ 98, 98 к. 2, 98*, 98А, 99,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Стачек, 91

«Трансформаторная подстанция первого городского электропоезда ОранЭЛ»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - промышленное здание,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Архитектурный силь - Модерн,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1914-1915 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Зазерский А. И.

Трансформаторная подстанция первого городского электропоезда ОранЭЛ

Стачек пр., 91. Архитекторы: Зазерский А. И. Год постройки: 1914-1915 Стиль: Модерн. Трансформаторная подстанция первого городского электропоезда ОранЭЛ Модерн

Пам. арх. (регион.)

пр. Стачек, 91

1914-1915 - арх. Зазерский Алексей Иванович

Трамвайный парк им. Котлякова (перед трампарком выставлен старый трамвай) ведет свою историю от депо Княжево, обслуживающее Оранэлу. В парк ведут трамвайные пути от кирпичного дома (пр. Стачек 91), который был когда-то трансформаторной подстанцией первого городского электропоезда. Эта электрофицированная линия была названа Ораниенбаумской электрической линией, сокращенно ОранЭЛ, в народе она называлась Оранэла . История такова. Самым первым проектом, разработанным ещё в 1890 г., предусматривалось проложить от Петербурга вдоль Финского залива к дачным посёлкам под Ораниенбаумом электрифицированный железнодорожный путь. Проект, в том числе изменение трассы дороги для обхода дачных земель, обсуждался долгих девять лет. Наконец, весной 1913 г. МПС России утвердило проектно-сметную документацию постройки первой в России отдельной электрической железной дороги Петербург &ndash Ораниенбаум &ndash Красная Горка (Краснофлотск) протяжённостью 66 км, а в июне того же года началось строительство. Согласно проекту предусматривалось электрифицировать дорогу на постоянном токе. Напряжение в контактной сети должно было составлять 1200 В. Для питания предусматривалась постройка двух центральных тяговых электростанций в Екатерингофе и Ораниенбауме. Участниками строительства и авторами технических усовершенствований стали известные отечественные инженеры: профессор Политехнического института Александр Вульф, будущий академик Генрих Графтио, профессор Института инженеров путей сообщения Генрих Мерчинг и будущий профессор ЛЭТИ Александр Смуров. Осенью 1914 г. были возведены искусственные сооружения и уложено 38 км двухпутного железнодорожного полотна, а от Нарвских ворот до Стрельны подвешена контактная сеть. Дальнейшей реализации проекта помешала Первая мировая война. От заказанного за границей подвижного состава пришлось отказаться. Поэтому в декабре 1915 г. на первом открывшемся для пассажирских перевозок участке от депо Княжево до Путиловского завода пришлось пустить эвакуированные из Риги трамваи. В январе 1916-го рижские трамваи пошли по Петергофскому шоссе (пр. Стачек) до Нарвских ворот. К лету 1917 г. открылось движение от Нарвских ворот до Привала на Петергофском шоссе, позже &ndash до Стрельны. В 1919 г. во время наступления Юденича на Петроград по этой дороге вывозили раненых от монастыря Сергиевской лавры.

Однако позднее, в 1920-е гг., в связи с разрухой в стране были демонтированы рельсы и шпалы от Стрельны до Ораниенбаума, а силовые агрегаты Ораниенбаумской электростанции были разобраны и отправлены на другие объекты. В том числе для энергоснабжения уральских рудников. Снятые рельсы отправили в Баку для строительства пригородной электрической железной дороги. В связи с нехваткой электроэнергии на оставшемся действующем участке пути в часы пик трамвайные вагоны таскали паровозом. Во время ВОВ трамвайные пути от Стрельны до города были разрушены. Существует легенда, что фашисты, захватившие в 1941 г. Стрельну и, увидев там трамвай, решили, что они уже вошли в Ленинград. Темп наступления спал, так как необходимо было готовиться к уличным боям. Но до войны город начинался только в Автово. Небольшая задержка позволила защитникам города выиграть драгоценное время для укрепления обороны города. На самом деле нерешительность фашистов связана с тем, что фюрер не давал приказа брать город, решено было покорить измором. Еще фюрер расчитывал на силы финнской армии, а она не тороппилась. Часть этой линии от Нарвских ворот до Стрельны была восстановлена в 1953 г. и функционирует до сих пор (№ 36), другая её часть разобрана, но в районе станции Мартышкино и платформы « Университет» до сих пор можно видеть уцелевшие бетонные сооружения, принадлежавшие этой трамвайной линии.

В последнее время в здании располагался бассейн, тренажёрный зал, ещё что-то. Над входом весит план реконструкции дома под торгово-развлекательный центр. Однако, вероятно всвязи с появлением рядом другого ТРК, реконструкцию решили не проводить, и теперь бывшая трансформаторная подстанция стоит с заколоченными окнами в ожидании нового владельца.

Проект электрической железной дороги, от Казанского собора в Красную Горку через Лигово и Ораниенбаум был представлен инженером И. П. Табурно в 1907 г. 19 июня 1909 г. был утвержден « Устав общества Ораниенбаумской железной дороги». Общество выпустило 5-процентные акции и на эти средства в 1910 г. были начаты работы бельгийской фирмой под руководством инженеров Г. Графтио и А. Яковлева. Строящаяся дорога должна была пройти от Нарвских ворот через Стрельну в Ораниенбаум. Ее название « Оранэла» составлено из частей слов « Ораниенбаум» и « электричка». Движение должно было открыться в конце 1914 г, но помешала Первая мировая война. К тому времени через Петергоф уже были проложены рельсы, но дорога не была электрифицирована. Во время войны здесь ходил паровоз, потом через пять лет рельсы разобрали. В 1920 г. дорогу подчинили трамвайному управлению. Движение по « Оранэле» осуществлялось только до Стрельны, кольцо располагалось напротив Львовского дворца. Во время ВОВ мост через Стрелку был разрушен и движение восстановили лишь до восточной окраины Стрельны, где кольцо располагается и сейчас.

В 1980-х гг. на действовавшей подстанции возник пожар. После пожара ее переделали под спортивный комплекс.

(по материалам. Юхнёва Е. Д.

Из Петергофа в Стрельну по Царской(Нижней)

дороге. XIX век. Путеводитель. - СПб.: « Паритет». 2007 стр.19-20)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [7801883000].


Памятник градостроительства и архитектуры (Регионального значения).
Трансформаторная подстанция электрифицированной дороги ОранЭЛ
Дата создания: 1910-е гг.
Полный адрес: Санкт-Петербург, проспект Стачек, дом 91, литера А.
Номер в реестре: 781610570140005.

История проспекта Стачек

Проспект Стачек — проспект в Санкт-Петербурге, центральная магистраль Кировского района города. Сформирован на основе части Петергофской дороги. Начинается от площади Стачек и Нарвских ворот. После пересечения с проспектом Маршала Жукова переходит в Петергофское шоссе.История и достопримечательностиПрежние названия нынешней магистрали: Петергофская дорога (1758 — 1830-е годы), Петергофское шоссе (1830-е — рубеж 1910-х -1920-х годов), улица Стачек ( ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пр-кт. Стачек 85к1,  пр-кт. Стачек 87,  пр-кт. Стачек 89к1,  пр-кт. Стачек 89 Б стр.10,  пр-кт. Стачек 89 к.1 Б,  пр-кт. Стачек 85к2,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Стачек, 91

Картинка скодом