Список зданий по ул Садовая : 1, ۩ 11, ۩ 11*, ۩ 15, ۩ 17, ۩ 20, ۩ 20А, 20У, 20Я, 22, ۩ 29с2А, 45/29, 49, 49 В, ۩ 49Б, 55, 9,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - ул. Садовая, 17
«Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Фабрика - Детская музыкальная школа N25. Церковь св. равноап. Марии Магдалины»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - культовое (религиозное),
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1781-1784 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Кваренги Д.
Церковь св. равноап. Марии Магдалины -Фабрика - Детская музыкальная школа N25. Церковь св. равноап. Марии Магдалины
Павловск Садовая ул., 17 Архитекторы: Кваренги Д. Год постройки: 1781-1784 Стиль: Классицизм Церковь св. равноап. Марии Магдалины классицизмПавловск , Садовая ул., 17
Пам арх. (федеральн.)
1781-1784 - арх. Дж. Кваренги Обувная фабрика Спартак (1917-1941) Фабрика Точмех (1941-1945) Фабрика Игрушка (1960-..) Церковь св. Марии Магдалины 1995 - храм был возвращен общине 1998-1999 - реставрацияПриходская церковь св. равноап. Марии Магдалины - самая старая постройка Павловска. На месте церкви раньше находились поля крестьян ингерманландской деревни Сеппеля (Кузнецы, Рысь-Кабачок). Закладка храма по проекту арх. Дж Каваренги состоялась весной 1781 г. в присутствии цесаревича Павла Петровича и Марии Федоровны, вел.кн. Александра и Константина. Строительство завершилось 6 сентября 1784 г. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил Петров освятил храм. Великие князья пожертвовали храму свои венчальные иконы Апостола Павла и св. равноапостольной Марии Магдалины.
Значение храма как духовного и архитектурного центра селения отражено в его композиции. Прямоугольная в плане, симметричная постройка в стиле классицизма на площади. Здание акцентировано ротондой колокольни, возвышающейся над центральным кубическим объемом, перекрытым крестовым сводом. по сторонам боковые флигели. Северные и южные двери храма раскрывались в церковный коридор, где находилась лестница на хоры и колокольню. Церковный коридор предназначался для благотворительного учреждения Мариинский госпиталь или Церковный инвалид. Общество включало богодельню и больницу для горожан. Здесь же впоследствии находились квартиры причта.
Храм освещался полуциркульными окнами верхнего света. В интерьере сохранилась живопись, принадлежащая, предположительно, худ. Ф.Д. Данилову. В алтарной апсиде помещена композиция с изображением Саваофа, на сводах и над хорами - образы евангелистов, изображения святых и св. Марии Магдалины.
Под хорами в западной стене по сторонам входной двери находятся памятники Н.И. Панину и А.Б. Куракину - две двухъярусные гранитные пирамиды, встроенные в стену. Нижний ярус оформлен двухколонным мраморным портиком, в центре - посвятительные надписи. В верхнем ярусе пирамиды помещались медальоны из мрамора с портретами. У северной стены находится памятник Н.А. Загряжскому. Памятник Панину установлен в 1797 г. по повелению имп. Павла с надписью: Граф Никита Иванович Панин родился в 1718 г. сентября 15 дня, скончался 1783 года марта 31 числа. . Памятник А.Б. Куракину с надписью: Другу супруга моего установили в 1819 г., по указу вдовствующей имп. Марии Федоровны. Куракин воспитывался вместе с будущим императором и был его другом. Скончался в Веймаре 24 июня 1818 г. Находится ли захоронение Куракина здесь не известно. В 1821 г. в церкви похоронили Н.А. Загряжского, воспитателя имп. Александра I. Памятник установили по повелению Марии Федоровны в 1824 г. на средства племянницы Загряжского графини М.В. Кочубей. Памятник представляет собой двухъярусную усеченную пирамиду с мраморной доской в нижней части и надписью: Здесь лежит тело двора Его Императорского Величества обер-шенка дейтсвительного камергера и ордена Св. Александра Невского и Св. Анны кавалера Николая Александровича Загряжского, родившегося 2-го апреля 1746 г., скончавшегося 23 июля 1821 г. Тленный памятник нетленным воспоминаниям кротости любви, и горести разлуки, в уповании вечного соединенияя, от сердца благодарного, от души благоговеющей положила Гр. М. Кочубей . В верхней части находилась мраморная доска с композицией ск. И.П. Мартоса (находится в Павловском дворце-музее).
Облик здание несколько раз изменялся. В 1808-1809 гг. Дж. Кваренги сделал пристройки для лестничных клеток по сторонам портика паперти. Вид фасадов со временем был упрощен, детали утрачены. Кваренги перестроил мезонины боковых флигелей, превратив их во второй этаж. Крыша стала более пологой. В середине XIX в. приход единственного городского храма увеличился. Ф.М. Достоевский, бывавший в Павловске на даче своего брата, избрал церковь св. Марии Магдалины местом действия некоторых сцен романа Идиот . В 1816 г. церковь передали из ведения Петербургской епархии в Придворное ведомство.
В советское время здание использовалось в производственных целях.
В настоящее время зданию возвращен исторический облик, снова проводятся богослужения.
В мае 1781 г. арх. Дж. Кваренги на левом берегу Славянки рядом с деревней Кузнецы приступает к строительству церкви Святой Марии Магдалины с примыкающими к ней одноэтажными флигелями для богадельни и госпиталя. Закладка церкви была осуществлена в присутствии великого князя Павла Петровича. Храм был достроен и освящен митрополитом Гавриилом (Петровым) в 1784 г.у во имя небесной покровительницы основательницы Павловска Марии Федоровны. Образа для церкви были заказаны в Риме живописцу Кадесу, а настенная живопись была выполнена русским мастером Федором Даниловым.
Фасады церкви имеют минимум украшений. Ее апсиду окружает прислоненная тосканская колоннада, придающая зданию суровую торжественность. Внутреннее убранство отличалось изящной простотой и благолепием, о чем особенно пеклась императрица Мария Федоровна. Церковь была украшена большим запрестольным паникадилом в двенадцать свечей, выточенным из янтаря и слоновой кости руками самой императрицы Марии Федоровны.
В ризнице хранились иконы апостола Павла и св. Марии Магдалины, поднесенные Святейшим Синодом в благословение цесаревичу Павлу при постройке города. В церкви находились знамена и штандарты некоторых русских полков, а также трофеи - знамена и кормовые флаги французских, итальянских и голландских войск, отбитые нашей армией под предводительством А. В. Суворова во время войны 1799 г. У северной стены храма был захоронен в 1821 г. воспитатель Павла Николай Загряжский. В церкви размещены усыпальницы первых министров Иностранных дел Российского государства Н. И. Панина и А. Б. Куракина.
Одновременно с самим храмом при нем был построен каменный флигель для богадельни на двадцать человек (она была учреждена в 1797 г.). Спустя двенадцать лет в надстройке одноэтажного флигеля разместился Мариинский госпиталь для увечных воинов.
После революции в госпитале разместилась обувная фабрика Спартак , которая располагалась там до Великой Отечественной войны. Сам храм был закрыт в 1931 г. В годы ВОв Мариинскую церковь возродить не удалось, немцы заняли ее здание под мастерские . (Л.Н.Аруева. Русская Православная Церковь в годы ВОв)После войны 1941-1945 гг. здание церкви заняла сначала фабрика Точмех , а с 1960 г. под церковные своды въехала фабрика Игрушка , вибрация станков которой и технические жидкости, используемые в производстве, нанесли храму ущерб.
В 1995 г. храм был возвращен общине. Здание находилось в аварийном состоянии: перекрытия сгнили, полов не было вообще, свод алтарной апсиды дал трещину, проходившую почти до середины храма. В связи с отсутствием средств на восстановление церковь находилась в таком состоянии еще несколько лет - до 1998 г., когда и началась его реставрация. Было разобрано перекрытие, выстроенное в церковном зале. 11 апреля 1999 г. храм был вновь освящен и с этого времени в нем проводятся регулярные богослужения. В конце 2000 г. в помещении церкви был сделан ремонт. Тогда на сводах обнаружилась живопись начала XIX века. Острым вопросом реставрации церкви стал памятник Н. А. Загряжскому, сооруженный в 1812 г. слева от входа у северной стены. Памятник этот еще в 1955 г. был перенесен на выставку Художественное убранство Павловского дворца и впоследствии попал в музейные фонды. Документы о восстановлении памятника на месте захоронения были готовы еще в 2001 г. Но без разрешения Минкульта предмет из основного фонда музея не может быть передан церкви. В ремонтно-восстановительных работах финансовое участие принимает Министерство иностранных дел России.
Левое (со стороны Садовой ул.) крыло занимает детская музыкальная школа №25.(Александр Разумов, 2003 (с сокращением и дополнением)
Павловск ий придворный Мариинский госпитальВ конце XIX - начале XX вв. штат госпиталя был невелик: старший врач, 2 лекарских помощника, фельдшер, 3 акушер-фельдшерицы. Пребывание в стациионаре обходилось в 1 руб. 21 коп. в сутки. Велся и амбулаторный прием.
В конце XIX в. госпиталь возглавлял статский советник Иван Степанович Дубягский, в 1914-1915 гг. - доктор медицины, статский советник Виктор Павлович Верекундов.
Мариинский госпиталь постоянно расширялся, на прилегающей территории строились новые корпуса. К 1916 г., кроме основного здания, здесь значились амбулатория, аптека, добавочная больница.
Юго-западное, левое (со стороны Садовой ул.) крыло занимает
Детская музыкальная школа №25. 1992: Фабрика игрушек (пояснит.надпись) (план Треста ГРИИ. 1992) Федеральный памятник. Наименование объекта: Церковь Святой Марии Магдалины с госпиталем и богадельней Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Церковь Святой Марии Магдалины с госпиталем и богадельней
Дата создания: 1781-1784 гг., 1808-1809 гг.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, город Павловск, Садовая улица, дом 17, литера А.
Номер в реестре: 781510375770006.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация здания с повышенным центральным объемом (церковь) и двухэтажными корпусами; апсида в виде полуротонды с колоннами по центру северо-западного фасада; портик с фронтоном по центру юго-западного фасада; звонница в виде башенки-ротонды в завершении объема церкви; два ризалита на юго-западном фасаде; крыша - габариты и конфигурация (церковь - вальмовая, боковые корпуса - трехскатная с двумя световыми фонарями); материал окрытия (листовой металл). Конструктивная система здания: наружные н внутренние капитальные стены - местоположение и материал (кирпич): исторические отметки перекрытий: колонны с базами из известняка (восемь): световые фонари (два) - габариты. местоположение (нал боковыми корпусами), материал (дерево): тип и местоположение сводов - крестовые и цилиндрические (в помещении церкви); коробовые своды (в боковых корпусах); подпружные арки (в помещении церкви); конха апсиды (в помещении церкви); две лестницы: тип (распашные с забежными ступенями): конструкция (по косоурам): материал ступеней (известняк): ограждения - материал (металл), рисунок. Объемно-планировочное решение: в габаритах внешних и внутренних капитальных стен. Архитектурно-художественное решение: материал и характер отделки фасада гладкая штукатурка: материал и характер отделки цоколя плиты из известняка: оконные и дверные проемы -историческое местоположение, конфигурация (прямоугольные, квадратные, с полуциркульным завершением, тройные полуциркульные) и габариты: оконные заполнения - исторический рисунок и материал (дерево): северо-восточный фасад: апсида - местоположение, габариты, конфигурация (в виде полуротонды): четыре колонны, две полуколонны и два четвертных столба тосканского ордера; антаблемент - архитрав с гулами, фриз с триглифами и метопами, профилированный карниз: профилированный наличник с импостами - местоположение (центральный оконный проема первого этажа апсиды), оформление (замковый камень, прямой профилированный сандрик на кронштейнах в виде волют): межэтажный профилированный карниз в уровне сандрика центрального окна: юго-западный фасад: портик на стилобате с подъемом в четыре ступени, с фронтоном в завершении - местоположение. габариты, конфигурация: четыре колонны и четыре пилястры тосканского ордера: антаблемент портика - архитрав с гулами, фриз с триглифами и метопами, профилированный карниз: фронтон с гладким тимпаном и профилированным карнизом по краю:оформление потолка портика - кессоны с профилировками: дверной проем в прямоугольной нише -конфигурация, местоположение (по центру портика), габариты: две прямоугольные ниши по сторонам от дверного проема; прямоугольные нишн на торцах ризалитов: юго-восточный фасад: дверной проем с профилированным наличником - конфигурация. местоположение (в центральной оси), габариты; крыльцо в четыре ступени -местоположение, конфигурация (полукруглая в алане), габариты: тройное окно - местоположение, конфигурация (полуциркульное с глухими нишами в боковых частях); габариты; северо-западный фасад: тройное окно - местоположение, конфигурация (полуциркульное с глухими нишами в боковых частях); габариты: световые фонари (два) -местоположение (над боковыми частями здания (над лестницами), конфигурация (в виде кубических объемов, завершенные крышей на четыре ската, с полуциркульными окнами), габариты: звонница-ротонда над центральным объемом здания: круглый постамент с профилированным верхним краем: проемы звонницы - местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением, с наличником, импостами), габариты: ограждение - местоположение (в проемах звонницы), конфигурация (в виде балюстрады), габариты: восемь колонн коринфского ордера. фланкируюшие проемы: профилированный карниз в простенках между колонн: антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом: купол сложной конфигурации с цилиндрическим профилированным постаментом под крестом. Декоративно-художественная отделка интерьеров: помещение церкви: профилированная тяга по периметру крестового свода: профилированная тяга в оформлении архивольта конхи: профилированный карниз с поясом иоников: профилированная тяга под карнизом: лепная розетка: хоры над юго-западной частью церкви: две колонны тосканского ордера: балюстрада нз фигурных балясин и тумб; две пилястры тосканского ордера в месте примыкания хоров к стене: ниши с полуциркульным завершением в боковых стенах под хорами: профилированный наличник входного проема: прямой профилированный сандрик на кронштейнах: четыре овальных медальона с живописными изображениями евангелистов в распалубках крестового свода (техника исполнения - масло по штукатурной основе с золочением): три овальных медальона с изображением Спасителя и святых в цилиндрическом своде перед конхой (техника исполнения - масло по штукатурной основе); живописное изображение Саваофа в окружении Небесных Сил в конхе апсиды (техника исполнения - масло по штукатурной основе); трехчастнын иконостас на солее с выгнутой н повышенной центральной частью, каннелнрованымн пилястрами коринфского ордера, центральным арочным проемом с импостами, профилированным архивольтом и замковым камнем, декором над ним. антаблементом с розетками во фризе и карнизом, оформленным модульонами и розетками, и аттиком с волютами: три исторических надгробия: надгробие графа Н. И. Панина у юго-западной стены, слева от входа в виде высокой накладки на стену из мрамора. стилизованной под обелиск, цоколь из мрамора, памятная доска из мрамора прямоугольной формы с титулом именем и датами жизни: расширение в средней части в виде полки с профилировкой над ней: каннелюры. валики: надгробие А. Б. Куракина у юго-западной стены справа от входа в виде высокой накладки на стену из мрамора стилизованной под обелиск с бронзовыми декоративными накладками, доской с эпитафией, сложным декором в обрамлении доски и барельефом с профилем А. Б. Куракина в верхней части: надгробие Н. А. Загряжского у северной стены из мрамора в виде параллелепипеда с эпитафией: помещения соковых корпусов: покрытие пола коридоров первого этажа - известняковые плиты. два световых фонаря (материал заполнения - дерево, рисунок).