Список зданий по наб Реки Карповки : 1-3, 10, ۩ 11, 13, ۩ 13А, 14, ۩ 15, 16, 16А, 16к2, 18, 18 Г, ۩ 19, 20, 20 В, 20 Д, 20В, 21, 22, 22 к.2 Б, 22А, 22Б, 23, 23 снесен, 25, ۩ 27, 27А, ۩ 27Б, 28, 2Б, ۩ 30, 32, 32*, 34, 35, 36, 37, 37*, 39, 39 к.2, 4, 4-6, 43, ۩ 45, 49-51, 5, 5 к., 5 к.16, 5 к.17, 5 к.22, 53Е, 5Г, 5зз, 5Р, 7,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - наб. Реки Карповки, 4-6
«Усадьба Феофана Прокоповича»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - Не выбран,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - ,
- Состояние - в эксплуатации,
- Площадь здания - ,
Усадьба Феофана Прокоповича
Карповки наб. , 4-6Гравюра середины XVIII в.
Усадьба Феофана Прокоповичанаб. р. Карповки, 4-6
Утраченное
Архиерейской ул. (ул. Льва Толстого) стала называться в конце XVIII в. по находившемуся на ней (д. № 4 - 6) двору архиерея Новгородского. Архиерейское подворье находилось на территории между р. Карповкой и современной ул. Льва Толстого. В начале XVIII в. южный берег р. Карповки был поделен на несколько больших участков, где были построены дачи знатных жителей Петербурга. Один из участков принадлежал обер-коменданту Петропавловской крепости Р. Брюсу, а с 1721 по 1736 г. землей владел архиепископ Псковский и Новгородский Феофан Прокопович.
В первой четверти XVIII в. на левом берегу р. Карповки находилась усадьба Феофана Прокоповича. Усадьба располагалась на участке между Карповкой и современной ул. Льва Толстого (бывшей Архиерейской ул. ), примерно на месте домов 4 и 6 по наб. р. Карповки.
В 1835 г. на этой территории открыта Петропавловская больница (ныне Медицинский университет им. И. П. Павлова).Феофан Прокопович, ближайший соратник Петра I, был видным государственным и культурным деятелем. Публицист, талантливый драматург, поэт, теоретик литературы, он помогал царю в переустройстве Русской церкви, защищал пользу образования и науки.
В 1716 г. Феофан Прокопович в собственном доме открыл семинарию.
В своем доме на Карповке он собрал огромную библиотеку из 30 тыс. книг. Ему принадлежит мысль об организации в России публичной библиотеки. Несколько комнат были отведены под картины и иконы.
В 1721 г. Феофан Прокопович основал на свои средства общеобразовательную
«Карповскую школу», где обучались юноши-сироты (находилась при доме). Полагают, что в последние годы жизни Феофана Прокоповича уроки рисования в школе вел худ. Андрей Матвеев.
В 1730-е гг. в Петербурге большой популярностью пользовались философско-литературные вечера, которые устраивались в доме Феофана Прокоповича. На частых собаниях непременно присутствовали поэт-переводчик Антиох Кантемир и первый русский историк Василий Татищев. Первое русское литературное общество именовалось «Учёная дружина».
(Белые ночи, сборник, Лениздат, 1974, Вера Андреева, Живописец раннего Петербурга)
О Феофане Прокоповиче написано немало книг. Им восхищались, его ненавидели, ему подражали. Человека столь высоко образованного, как Феофан Прокопович, вряд ли можно было найти в России того времени. Но он выделялся не только глубокими знаниями. Этот церковный деятель стал деятелем государственным, превратившись в главного идеолога и пропагандиста преобразований Петра Первого. Им был разработан «Духовный регламент» , по которому вместо соборного управления вводилось синодальное и церковь стала полностью контролироваться государством. Его литературные труды с интересом читаются и сегодня. Это, в первую очередь, «Юности честное зерцало» (1717), «Слово о власти и чести царской» (1718), «Краткая повесть о смерти Петра Великого - императора Российского» (1726).
В своем обширном поместье на Карповке Феофан Прокопович на собственные средства открыл школу для детей-сирот, детей бедняков и солдатских детей. Это было время, когда в общественное сознание настойчиво внедрялась идея воспитания, образования, обучения, уважительное отношение к этим понятиям. В школе существовала строгая дисциплина, надзор, точное расписание, не было суеты, беспорядка, но главное - Феофан Прокопович считал, что жизнь в школе должна быть интересной. Программа была основана на «триязычии» (русский, латынь, греческий). Огромное внимание уделялось истории и географии, арифметике и геометрии, рисованию и музыке, был свой хор, свои музыканты из числа учеников, ставились пьесы, велись философские беседы. Одним словом, обучали дисциплинам, столь необходимым будущей светской и духовной интеллигенции России.
В школу принимали детей 10-12 ле. По мнению Феофана, обучать детей должен «учитель умный и честный» , справедливый и в меру строгий. Один из учителей, Зигфрид Байер, сравнивал «карповскую школу» с древнегреческими философскими школами. За пятнадцать лет, а школа просуществовала на Карповке до 1736 г. и была закрыта со смертью Феофана Прокоповича, в ней обучилось 160 молодых людей, среди которых будущие академики - анатом А. П. Протасов, математик С. К. Котельников, академик, сенатор Т. Н. Теплов. Единственная в России необыкновенная школа - «очаг разума и духовности» в петровском и послепетровском Петербурге. После смерти Феофана Прокоповича «усадьба еще долго принадлежала новгородскому архиерейскому дому».