город Санкт-Петербург, улица Почтамтская, д.9

- это историческое здание, известное под названием «Главпочтамт», построенное в стиле - Классицизм в 1782-1789 году, архитектор(ы) - Львов Н. А.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как административное здание.

Список зданий по ул Почтамтская : ۩ 1, ۩ 10, 11, 12, 13, ۩ 14, ۩ 15, 16, ۩ 17, 18, 18*, ۩ 19, 2, ۩ 2/9, 20, ۩ 21, 23, 3, 4, 5, 6, ۩ 7А, ۩ 8, , ۩ 9,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Почтамтская, 9

«Главпочтамт»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - административное здание,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1782-1789 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Львов Н. А.

Главпочтамт

Почтамтская ул., 9 Почтамтский пер., 3Якубовича ул., 12 Архитекторы: Львов Н. А. Год постройки: 1782-1789 Стиль: Классицизм

Здание Главного почтамта классицизм

Почтамтская ул., 9, - Почтамтский пер., 3 - ул. Якубовича, 12

Пам. арх. (федеральн.)

1782-1789 - Львов Н. А.

1801-1803 - арх. Соколов Егор Тимофеевич - внутренняя перестройка

1859 - арх. Кавос Альберт Катаринович - переходная галерея

1903 - гражд. инж. Новиков Леонид Иванович - перекрытие двора, операционный зал

[*] - Ю.Б.Шелаев, Е.П.Шелаева Санкт-Петербург накануне крушения империи Лики России СПб. 2011

Здание Главного почтамта было построено в 1782-1789 гг. по заказу фаворита Екатерины II Светлейшего Князя А. А. Безбородко. Проект разработал выдающийся русский зодчий второй половины XVIII века Н. А. Львов. Здание занимает обширный прямоугольный в плане участок, ограниченный с трех сторон улицами. Первоначально это было вспомогательное служебное помещение при почтамте, так называемый Почтовый стан , само же почтовое управление находилось в доме Ягужинского, расположенном на противоположной стороне Почтамтской улицы.

Большой внутренний двор Почтового стана (ныне операционный зал) первоначально был хозяйственным, или черным , двором. Сюда выходили конюшни, располагавшиеся по трем его сторонам, а также сараи, мастерские, ледники и пр. Во втором и третьем этажах находились казармы для нижних чинов и квартиры чиновников. Первый этаж не имел окон. На их месте были устроены ниши, предназначенные для статуй, которые, однако, не были установлены. В композиции фасадов Н. А. Львов повторил традиционную для русского классицизма схему. Он выделил ризалиты в центре каждого из трех фасадов и обработал их портиками из четырех колонн дорического ордера, увенчанных фронтонами. Боковые крылья, кроме ризалитов на углах, декорированы пилястрами, объединяющими два верхних этажа.

В 1801-1803 гг. в связи с переводом в это здание Главного почтового управления Е. Т. Соколов произвел в нем ряд внутренних перестроек и пробил окна в первом этаже. В 1859 г. по проекту арх. А. К. Кавоса была сооружена переходная галерея, которая соединила два здания почтамта, расположенные по обеим сторонам Почтамтской улицы.

В 1903 г. гражд. инж. Л. И. Новиков перекрыл бывший хоздвор Почтамта двойным стеклянным фонарем - так на месте черного двора появился центральный операционный зал, являвший собой самый ранний пример петербургского атриума.

В 1781 г. из Иностранной коллегии был выделен почтовый департамент, его руководителем стал А. А. Безбородко.

Напротив дома Безбородко находилось два пустых участка и один с каменным домом. Безбородко купил эти участки для постройки « Почтового стана».

Составить проект постройки под названием « Почтовый стан» было поручено Н. А. Львову. Ввиду занятости Львова строительство Почтового стана и перестройка дома Ягужинского были поручены арх. Якову Шнейдеру, а исполнение работ каменному мастеру Порто.

В доме Почтового стана разместилось Главное почтовое правление, Почтамт со всеми операционными помещениями для чиновников. По красной линии были расположены трехэтажные корпуса, отгораживающие внутреннюю дворовую часть. Единый карниз и строгий рустованный нижний этаж объединяют все постройку в единое целое. Строительство Почтового стана было завершено в 1787 г. Н. А. Львов с семьей переехал в ведомственную квартиру в Почтовом стане, где прожил 12 лет.

В конце XVIII в. назрела необходимость реконструкции. Идея заключалась в том, чтобы сконцентрировать Почтамт в доме Ягужинского за счет помещений Почтового правления и нескольких квартир наемных служащих и переносе Главного почтового правления в здание Почтового стана. Архитектором назначен Е. Т. Соколов. Все работы закончены к 1803 г.

Здание Почтового стана перестраивалось трижды. Из 60 барельефов, установленных изначально, сохранилось лишь две львиные маски « с полотенцами» на фасаде портиков.

(по материалам статьи И. Н. Пономарева « Санкт-Петербург, Почтамптская улица, 14/5»

в журнале История Петербурга №5(39)/2007 Наталия)

В центре здания ранее находился хозяйственный двор (сараи, конюшни, мастерские). В верхних этажах были конторские помещения, казармы, квартиры почтамтских служащих. В 1859 году архитектор А. Кавос соорудил галерею - арку, которая соединила Почтамт с домом на противоположной стороне Почтамтской улицы. Эта галерея - арка была построена для того, чтобы директор Почтамта мог из казенной квартиры, не выходя на улицу, проследовать в свой служебный кабинет.

В 1903 г. реконструкция внутренних помещений Почтамта придала им современный облик. Хозяйственный двор был перекрыт стеклянным потолком, уничтожили сараи, конюшни и другие хозяйственного назначения помещения. Обширный, ранее заставленный телегами, стойлами, грузами, конским фуражом, хозяйственный двор превратился в центральный операционный зал Почтамта.

В 1913 г. на Почтамте висели уведомления, они сообщали петербуржцам, что корреспонденция, опущенная в ящик до шести с половиной часов вечера, отправляется в тот же день вечерними скорыми поездами что все почтовые ящики в черте города очищаются 9 раз в сутки указывались адреса всех 65 почтовых и телеграфных учреждений столицы. Здесь же находились таблицы, сообщавшие почтовые тарифы ( Весовой сбор ): бандероли от 1 до 2 копеек за каждые 50 граммов. Открытки: 3 копейки внутренние и 4-международные. Тарифы закрытых писем были такие: мест- ное письмо (внутри города) - за 4 лота - 3 копейки, за 8 лотов - 4 копейки. Иногороднее - за каждый лот - 7 копеек. Международное - за каждые 15 граммов - 10 копеек.За перевод денег по почте: от 1 рубля до 25 рублей - 15 копеек от 25 р. до 100 р. - 25 копеек от 100 р. до 125 р. - 40 копеек от 125 р. до 200 р. - 50 копеек.

В 1990 г. в главном зале установлена мраморная мемориальная доска с текстом: Рядовой Белавин Александр Федорович в ночь на 7 ноября 1941 года, обезвреживая авиабомбу, ценой своей жизни спас здание Почтамта от разрушения. Награжден орденом Ленина . Архитектор В. Б. Бухаев.

Федеральный памятник: Наименование объекта: Главный почтамт с аркой. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Главный почтамт с аркой
Дата создания: 1782-1789 гг., 1859 г., 1903 г.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 9, литера А.
Номер в реестре: 781610418200006.
Описание предмета охраны: габариты, конфигурация здания с крытой переходной галереей, перекинутой через Почтамтскую улицу, ведущей в здание напротив; исторические габариты, конфигурация крыши, включая высотные отметки конька (скатная); исторический световой фонарь по проекту 1903 г. гр. инж. Л.И. Новикова: местоположение (перекрывающий внутренний двор, где располагается операционный зал), конфигурация (двухъярусный, ступенчатый, 1-ый ярус в виде усеченной пирамиды, 2-ой ярус с вальмовым завершением), габариты, материал и рисунок (стальной переплет с мелкой расстекловкой), конструкция (металлические балки); наружные и внутренние капитальные стены (кирпич); исторические плоские перекрытия, в том числе на арках; сводчатые перекрытия; исторические лестницы: конструкция, местоположение, материал, отделка пола лестничных площадок метлахской плиткой; историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; исторические габариты Операционного зала и вестибюля; архитектурно-художественное решение лицевых фасадов, выходящих на Почтамтскую улицу, Почтамтский переулок и улицу Якубовича, в стиле классицизм по проекту 1782-1789 гг. архитектора Н.А. Львова; материал и характер фасадной поверхности – гладкая и фактурная окрашенная штукатурка; отделка цоколя известняком; обработка рустом: ленточным, «кирпичным», клинчатым архивольты оконных проемов; историческая конфигурация и габариты оконных, дверных проёмов и воротного проезда; исторический рисунок, материал (дерево), цвет заполнений оконных и дверных проемов; два угловых ризалита; лицевые фасады акцентированы центральным ризалитом, выполненным в форме четырехколонного портика дорического ордера с треугольным фронтоном; нижняя часть портика решена в виде входного тамбура с тремя арочными проемами; верхняя часть портика представляет террасу с балюстрадой; фронтон с дентикулами, в поле фриза львиный маскарон с гирляндой; исторический металлодекор: флагодержатели; исторические заполнения дверных проемов: материал (дуб, стекло), рисунок (полусветлые, филенчатые, с фрамугой) междуэтажные профилированные карнизы 1-2-го, 2-3-го этажей, венчающий карниз с дентикулами, гладкий фриз в уровне 2-3-го этажей; оформление оконных проемов: подоконные ниши, профилированные архивольты с клинчатыми замковыми камнями в 1-м этаже, проемы 2-го этажа на угловых ризалитах рельефные балюстрады; пилястры в уровне 2-го-3-го этажей; оформление крытого двухъярусного перехода, расположенного на арке, перекинутой через Почтамтскую улицу, завершенного аттиком, переход оформлен штукатурными элементами в виде профилированных архивольтов, медальонов, замковых камней, филенок и пилястр; 2-ой ярус галереи решен в виде аркады, по сторонам фланкирован оконными проемами с треугольными сандриками; профилированные тяги с пояском «зубчики»; венчающий карниз с пояском «зубчики»; архитектурно-художественное решение дворовых фасадов: материал и характер фасадной поверхности – гладкая окрашенная штукатурка; историческое местоположение, конфигурация, габариты оконных и дверных проёмов; историческое заполнение оконных проемов: материал (дерево), рисунок (в том числе мелкая расстекловка); помещение вестибюля с Почтамтской улицы: пилястры, столбы с лепными капителями с завитками волют, акантовыми листьями, орнаментом «овы»; кессонированные перекрытия; кессоны обрамлены профилированными тягами; орнаментированные лепные розетки в центре перекрытия; исторические дверные заполнения: материал (дуб), рисунок; оформление центрального дверного проёма: орнаментированный наличник с замковым камнем, увенчанный лепной картушью; помещение Операционного зала: пилоны со стилизованными лепными капителями; оформление арочных проёмов южной стены профилированными архивольтами с замковыми камнями, простенки оформлены горизонтальным рустом; профилированный карниз; оконные проёмы в уровне 2-го этажа обрамлены профилированными наличниками, штукатурные композиции, в том числе с триглифами; пол, облицованный метлахской плиткой, цвет (песочный, коричневый), рисунок (шестигранник по сторонам которого ромбы); галерея двухъярусная на колонках с металлическим ограждением; ограждение: материал (металл), техника (ковка), рисунок в стиле модерн с растительным орнаментом, в боковых звеньях – подсолнухи. стилизованные арки 1-го яруса галереи: рисунок (завитки, замковый камень), материал (металл), техника исполнения (ковка); исторические дверные проемы: местоположение, конфигурация, габариты; оформление дверных проемов: профилированные наличники, импосты; радиатор чугунный, восьмигранный в плане, со сквозной решеткой ромбовидного рисунка, завершение в виде балясины; две лестницы винтовые, металлические: ограждение, состоящее из стержней круглого сечения и перил; ступени: подступенок со сквозным рисунком плетёнки растительного характера. стержень в форме балясин, установленных друг над другом; забежная нижняя ступень; исторические дверные заполнения: материал (дерево, в том числе дуб), фурнитура; историческая оконная фурнитура; помещение (2-го яруса операционного зала, выходящее оконными проемами в зал): цилиндрический с распалубками свод; свод разбит профилированными тягами на зеркала различной конфигурации, декорированные лепным орнаментом растительного характера; профилированный карниз с поясом.

Доп. описание улицы Почтамтской

Почтамтская улица — улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Исаакиевской площади до Конногвардейского переулка.

Первоначальное название Пушкарская улица (от Исаакиевской площади до Крюкова канала) известно с 1734 года, дано по находящейся здесь Пушкарской слободе Адмиралтейского ведомства. 20 апреля 1738 года присвоено наименование Большая Дво ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Большая Морская 57,  б-р. Конногвардейский 11/14,  б-р. Конногвардейский 13,  б-р. Конногвардейский 9,  наб. Реки Мойки 84,  ул. Почтамтская 11,  ул. Почтамтская 12,  ул. Почтамтская 13,  пер. Почтамтский 2,  ул. Якубовича 14,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 9

Картинка скодом