город Санкт-Петербург, проспект Малоохтинский, д.1

- это Не выбран, известный под названием «Крепость Ниеншанц - Охтинская верфь - Петрозавод», здание построено . Дом - , используется как здание .

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Малоохтинский, 1

«Крепость Ниеншанц - Охтинская верфь - Петрозавод»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - ,
  • Состояние - в эксплуатации,
  • Площадь здания - ,

Крепость Ниеншанц - Охтинская верфь - Петрозавод

Малоохтинский пр. , 1хЯкорная ул. , 2 Крепость Ниеншанц - Охтинская верфь - «Петрозавод»

1730-е - Коробов Иван Кузьмич, Чевакинский Савва Иванович - элинги

1809-1814 - элинги верфи

Петрозавод. Корпус

4-й мастерской ЛенНИИпроекта

Деловой и спортивный центр «Паллада»

Охта старше Петербурга. Устье Охты много раз переходило от шведов к новгородцам и обратно. В июле 1240 г. великий князь Александр Ярославович (Невский) одержал победу над шведами. Однако в дальнейшем шведы не раз стремились отсечь Россию от морских путей. Уже в 1300 г. здесь была шведская крепость Ландскрона ( «Венец земли»). В 1301 г. русские штурмом взяли крепость и разрушили ее.

В 1617 г. шведы в очередной раз захватили Ижорские (приневские) земели. В устье Большой Охты, при её впадении в Неву была основана крепость Ниеншанц (Канц), рядом вырос город Ниен (Ниенштадт). Расположенная на возвышенности земляная крепость имела пятиугольную форму. На валах высотой 18 и шириной 12 м находилось 78 орудий. Численность гарнизона составляла 600 солдат. Крепость и город соединялись подъемным мостом. В крепости была лютеранская церковь, в городе - два лютеранских и один православный храм. К середине XVII в. Ниеншанц стал крупным торговым городом (500 дворов, 2,5 тыс. жителей). В городе были небольшая судостроительная верфь, дегтярный и смолевой заводы, пильные мельницы.

25 апреля 1703 г. русский авангард под командованием фельдмаршала Б. П. Шереметева подошел к стенам крепости. В бою приняли участие Преображенский и Семеновский полки. Бой под командованием Петра I закончился победой. Крепость и город были переименованы в Шлотбург. После закладки Петропавловской крепости крепостные укрепления срыли.

В 1717 г. на месте крепости по приказанию Петра был разбит древесный питомник - Канецкий (Канцевский) огород. Здесь выращивали саженцы для петербургских садов. А территорию бывшего Ниенштадта уже в 1720-х г. заселили в приказном порядке плотниками с Севера.

В 1721 г. здесь же Петром была основана Охтинская верфь, где выполнялись заказы на строительство гребных и парусных судов. Постановление Петербургской генерал-полицмейстерской генерал-полицейской канцелярии обязало местных жителей отрабатывать положенное время на Охтинской верфи. А через год здесь была открыта судостроительная школа. Начав с постройки небольших деревянных судов, мастеровые быстро набирались опыта. Одновременно на берегах Невы и Охты возникли слободы - Малая и Большая Охта и Матросская. Здесь жили семьи работников верфи.

В 1730-е гг. в строительстве элингов принимали участие И. К. Коробов и С. И. Чевакинский

Город Ниен и начало дороги на Нарву. 1688 г.

Город Ниен с крепостью Ниеншанц в конце XVII столетия. рис. А. К. Ингилевича.

План Большой и Малой Охт. 1861 г.

Карта 1901 г.

План Петрограда. 1916 г. (Приложение к справочной книге «Весь Петроград», изд. Т-ва А. С. Суворина - Новое время)

Охтенская верфь,участки дач Комаровского иНиконова и участок складови казарм морских экпипажей1849 г.

Фрагмент: План Большой и Малой Охт с показанием вновь предполагаемого урегулирования улиц. Высочайше утвержден 16 марта 1861 г.

Расшифровка:черный цвет - существующие каменные строения,серый цвет - существующие деревянные строения,белый цвет - существующие и вновь предполагаемые кварталы,пунктирные линии - вновь предполагаемое урегулирование кварталов, могущих впоследствии застроиться.

М - площадь, предназначаемая для устройства нового моста через реку Неву,DG - новая улица, которая откроется по уничтожении существующего каменного и деревянных строений, принадлежащих Охтенской верфи лит. Б, выходящих на улицу, а также до того времени проезд с Большой на Малую Охту может производиться по существующему направлению D A и K или по переулку D F. (anchurian)

В 1806 г. Морское ведомство выселило из Ниеншанца питомник и купило эти земли под новую верфь. В это время был утвержден проект новых фрегатских элингов. Верфт превратилась в Охтинское адмиралтейство. В 1809-1814 гг. здесь построили пять эллингов.

Построенные здесь суда отличались высокими мореходными качествами, прочностью, хорошими условиями для экипажа.

Первую шхуну «Стрела» на Охтинской верфи спустили на воду в 1811 г. в присутствии Александра I. В дальнейшем здесь были построены шлюп «Камчатка» (1817), на котором В. Головнин совершил кругосветное плавание шлюп «Восток» (1818) - флагманский корабль кругосветной экспедиции Лазарева - Беллинсгаузена, дошедший до Антарктиды фрегат «Паллада» (1832), совершивший плавание с дипломатической миссией в Японию, и еще 26 фрегатов, 11 корветов, 17 бригов и больше 100 суденышек мелкого класса. В 1848 г. здесь было построено первое в России винтовое судно. Первый в мире полуброненосный крейсер «Генерал-адмирал» построен на Охте. ([81])

Охтинская верфь. А. А. Монтиверди, аквар. , серед. XIX в.

Охтинские верфи, 1880-1890 гг.

Дуб, посаженныйПетром I на местекрепости Ниеншанц.

Устье Охты. нач. XX в.

Берег Охты. нач. XX в.

В 1856 г. для расширения верфи Морским ведомством приобретена дача Е. Ф. Комаровского, находящаяся рядом. Но Новое Адмиралтейство выходило на первые позиции, и в 1860-1864 гг. на Охтинской верфи было спущено последнее парусное судно - корвет «Аскольд».

В 1896 г. верфь на 35 лет арендовало общество «Крейтон и К» для строиьельства миноносцев. Но постепенно верфь приходила в упадок.

В 1908 г. часть участка передали Главному гидрографическому управлению, дом которого сохранился на территории завода «Штурманские приборы» - постройка 1914 г.

В 1912 г. фирма «Крейтон и К» разорилась, а верфь возвращена в казну.

Во время Первой мировой войны в 1914 г. Охтинская верфь переименована в «Петрозавод», стала филиалом Адмиралтейского завода, здесь выпускались снаряды.

В 1917-1918 гг. на заводе находился штаб Охтинской революционной дружины.

В 1931 г. ее передали в «Союз верфи», и с этого времени на Охте стали строить буксирные суда, баржи, речные катера и пароходы.

Во время ВОВ - тральщики, платформы для ладожской эвакуации, после войны - морские буксиры.

В послевоенные годы крупные серии морских и портовых буксиров строились на Петрозаводе прогрессивым поточным методом. Эти суда составляли основу портового флота страны, а Петрозавод стал флагманом отечественного буксиростроения. В середине 1970-х гг. построил два судна для перевозки грузов по Байкалу для БАМа.

Сохранение судостроительного завода с его стапелями в пределах исторического центра города стало невозможным.

В 1974 г. завод был перепрофилирован в машиностроительный и вошел в состав объединения «Ритм».

Последние эллинги «Петрозавода» демонтировали к 1981 г.

В 1980-е гг. Малоохтинский пр. был продлен, по территории Петрозавода проложен новый участок набережной, сооружен путепровод и мост на устьем Большой Охты, которые стали частью магистрали непрерывного движения.

В 1985 стал совместным российско-шведским предприятием «Седерваль-Ритм».

В 1993 г. - возобновлена судостроительная программа, налажен выпуск малотоннажных судов, патрульных катеров.

Основным элементом композиции Петрозавода стало здание, образующее Невский фасад и оформляющее съезд с Большеохтинского моста. Проект здания выполнен в 4-й мастерской ЛенНИИпроекта. В проекте было оформление фасада семью большими барельефами, посвященными истории отечественного флота и мореплавания - скульпторы Р. Е. Красницкий, А. А. Федотов.

В начале 2000-х гг. в помещениях «Петрозавода» находился деловой и спортивный центр «Паллада».

Сейчас исторический мыс ждет радикальных перемен .

(по материалам [81]. С. 37-50,

Ленинградская панорама N 6 1984, С. Д. Вогман, В. М. Канатчиков. Верфь в устье Большой Охты,

СПб епархиальные ведомости 2003, N5, П. Е. Сорокин, Предшественники Петербурга, )

Снос советскогоПетрозавода. - Kaz-vincero12

В 1998 г. мыс при впадении Охты в Неву был объявлен памятником археологии «Крепость Ниеншанц» , а территория на правом берегу реки включена в охранную археологическую зону памятника «Центр города Ниен».

После этого все было снесено - началось строительство Охта-центра.

Доп. описание проспекта Малоохтинского

Малоохтинский проспект — проспект в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Красногвардейской площади до Гранитной улицы. На участке от Малоохтинской набережной до Гранитной улицы Малоохтинский проспект является набережной Невы.

Назван по Малой Охте, на которой находится.

Первоначально, с 1829 года, он назывался Малым Охтенским. В 1849 году он стал Мало-Охтенским, в 1950-е годы — Малоохтенским. В 1 ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : пр-кт. Малоохтинский 10,  пр-кт. Малоохтинский 12,  пр-кт. Малоохтинский 16к1,  пр-кт. Малоохтинский 6,  пр-кт. Новочеркасский 11к1,  пр-кт. Новочеркасский 11к2,  пр-кт. Новочеркасский 13,  пр-кт. Новочеркасский 9,  ул. Помяловского 5,  пр-кт. Малоохтинский 86А к. 1А,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Малоохтинский, 1

Картинка скодом