Список зданий по линия Косая : 10, 11, 12, 13, 13А, 15 а,в, 15 б, ۩ 15А, ۩ 15Б, 15В, 15В*, ۩ 16, 16 к.14, 16 к.27, 16*, 16А, 17, 19, 2, 20, 22, 24/25, 3, 3 к.2, ۩ 4, 5, 8, 9,
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ(УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания - линия. Косая, 16
«Балтийский судостроительный завод»
- Почтовый индекс - .
- Тип здания - промышленное здание,
- Этажность - ,
- Материал несущих стен - не выбран ,
- Количество парадных - 0 ,
- Квартир - н/д ,
- Комфорт - Не выбран ,
- Тип застройки (арх.стиль) - Дореволюционной застройки ,
- Высота потолка - ,
- Дата (год) постройки - 1877-1896, 1895-1910 ,
- Состояние - Памятник архитектуры,
- Площадь здания - ,
- Архитектор - Новицкий А. Ю. Висьневский П. П. Голицынский А. И.
Балтийский судостроительный завод
Косая линия ВО, 16. Архитекторы: Новицкий А. Ю. Висьневский П. П. Голицынский А. И Год постройки: 1877-1896, 1895-1910 Балтийский судостроительный завод 1877-1896 - арх. Новицкий Антон Юлианович 1895-1900 - арх. Висьневский Павел Павлович 1900-1910-е - арх. Голицынский А. И. , арх. Л. Г. Эмме, П. Н. ШаховскойБольшое число зданий на территории завода строили А. Ю. Новицкий, Р. Р. Марфельд, П. П. Висьневский, А. И. Голицынский.
В начале второй половины 19 в. на Императорских яхтах служил вольным механиком британский подданный Марк Макфердсон, который, кроме своей специальности механика, имел обширные технические познания и в судостроительном деле по постройке корпусов судов и их механизмов. М Макффрдсон быль известен в морском техническом мире и лично Императору Николаю. Во время Крымской войны, Макфердсон, пользуясь личным доверием Государя был по Высочайшему позволению оставлен в Петербурге и кроме обязанностей вольного судового механика исполнял разные частные заказы но слесарным работам в своей собственной небольшой слесарной мастерской на Васильевском острове.
В то же время на сахарном заводе М Е Карра (позднее завод Кенига) потребовалось построить подъемный кран. На постройку этого крана последовало нисколько предложений в том числе и от Макфердсона, которое оказалось наиболее привлекательным в ценовом и техническом отношении. Заказ на кран предоставлен был г Макффрдсону н выполнен им весьма удовлетворительно. В виду такой успешной работы по постройке крана М Карр, воспользовавшись техническими познаниями Макффрдсона, привлек его в компанию, и они совместно 1 мая 1856 г. основали литейный механический и судостроительный завод для исполнения как частных заказов, так и заказов Морского Министерства частным заводам. Для этой цели М. Карр купил участок земли на Васнлевском острове по набережной Большой Невы между Кожевенной и Косой линиями всего 8353 кв. сажени (3,8 га) с каменным небольшим домом и прочими пристройками за 24400 руб. серебром. Согласно заключенного с Карром договора Макфердсон быль полным и независимым хозяином завода, главным руководителем работ, как при основании и расширении завода, так и по исполнению принимаемых на себя заказов представляя только для просмотра Карра контракты по более ценным заказам.
Каменный дом по Кожевенной линии со стороны Невы был расширен трехэтажной каменной пристройкой, и в нем были устроены мастерские: механическая, сборочная, столярная, медницкая и модельная и малая кузница, а находящийся во дворе каменный флигель был переделан в литейную мастерскую. По другую сторону Кожевенной линии М. Макфердсон построил два полукаменных жилых дома для служащих. Впоследствии заводь расширился постройкой деревянного эллинга и железопрокатной мастерской для прокатки котельного и корабельного железа, употреблявшихся преимущественно на постройку котлов и судов по заказам Морского Министерства. Мастера на заводе преимущественно были иностранцы с содержанием не свыше 150 руб. в месяц, все же рабочие были русские и получали поденную плату. В период владения заводом компании Карр и Макфердсон построено по частным заказам частных фирм и лиц несколько пассажирских пароходов, две паровые яхты и до двадцати пароходов буксирных, а для Морского Ведомства - мониторы «Броненосец» и «Латник» , башенный фрегат «Адмирал Лазарев» , плавучий гидравлический док, изготовлены механизмы для многих судов.
Попутно заводом исполнялись заказы Министерства Путей Сообщения на постройку станков и машин для Тульской мастерской Московской железной дороги, на изготовление паровозов
Затратив значительный капитал на постройку железо-прокатной мастерской в ожидании обещанных от Морского Ведомства крупных заказов компаньоны Карр и Макфердсон, не обладая достаточными денежными средствами для ведения такого крупного производства, какое принимали для исполнения, вынуждены были постоянно пользоваться ссудами и сильно обреме6нили завод долгами, что ведение дел стало затруднительно. 10 ноября 1871 г. компаньонами было подано Главному Командиру С-Пб порта заявление о неимении у них денежных средств для продолжения деятельности и окончания работ по заказам Морского Министерства, с указанием того, что 20 ноября они вынуждены будут завод закрыть. В это время завод заканчивал работы по изготовление механизмов для Императорской яхты «Ливадия» , строил железный корвет «Александр Невский» , переименованный в фрегат «Герцог Эдинбургский» и занимался обработкой судового железа для корпусов строящихся в Черном море «Поповок» , а также исполнял много других работ по контрактам с Морским Ведомством.
Прекращение деятельности завода Карра и Макфердсона отозвалось бы весьма пагубно на интересах Морского Ведомства, так как единственной альтернативой было размещение заказа на окончание работ на завод Берда, который при отсутствии конкуренции мог значительно увеличить стоимость работ. Поэтому Морское Министерство назначило администрацию по делам Карра и Макфердсона. Администрация была учреждена Биржевым Комитетом 17 января 1872 г. и открыла свои действия 29 января того же года.
Покупателем завода от конкурсного управления стал князь Ухтомский, который в 1873 г. при содействии русских подданных и при участии английских капиталистов создал Английское Общество с Правлением в Лондоне. 14 мая 1874 г. это общество выкупило эавод под именем «Балтийский» с домами и прочими постройками и с землей в количестве 8353 кв. саж.
Купив Балтийский завод, Английское Общество для приобретения оборотного капитала выпустило 10 тысяч акций и, под залог имущества Балтийского завода, 1500 облигаций. Балтийский завод во главе с Правлением Английского Общества начал функционировать с февраля 1873 г. Приступив к исполнению заказов Морского Министерства Правление Английского Общества вело работы довольно успешно. Для выполнения заказов, принятых от Морского Министерства, заводом были приобретены новые станки, устроены большие калильные печи, размеры которых при обыкновенных работах не требовались, и установлен на берегу Невы у пристани для нагрузки тяжелых вещей паровой 80-тонный кран. Для приведения в действие тяжелых станков прибавлено до 10 отдельных паровых машин, для ускорения и удешевления валовых работ устроены железные дороги и передвижения тяжестей посредством локомотива.
Но вследствие того, что заводская бухгалтерская отчетность находилась в крайне неопытных руках и система ведения учета была неудовлетворительна, Правление Английского Общества в скоромь времени настолько запуталось в долгах, что после спуска в августе 1875 г на воду фрегата «Герцог Эдинбургский» , не могло долее вести работ.
Когда обнаружилось, что Английское Общество, не окончив ни одного из заказов Морского Министерства и наделав много долгов, не имеет средств для продолжения работ, акционеры единогласно постановили ходатайствовать о преобразовании Английского Общества в Русское, что и состоялось по Высочайше утвержденному 20 мая 1877 г. уставу Русского Балтийского железоделательного и механического Общества. На основании этого устава управление делами Общества было передано Правлению. находящемуся в Петербурге. Правление состояло из трех директоров, из которых один был назначен Морским Министерством, которое владело тремя четвертями акций, выпущенных Английским Обществом. По приглашению Правления обязанности Управляющего Балтийским заводом принял на себя бывший помощник директора Русского Общества Пароходства и Торговли и Управляющий принадлежащим этому Обществу судостроительным заводом отставной капитан-лейтенант Михаил Ильич Кази.
Выбор Правления оказался удачным: Кази сразу привел план реорганизации завода, была введена правильная заводская отчетность и бухгалтерия, создана техническая комиссия, которая провела осмотр и инвентаризацию всего заводского имущества. Кази заменил главных техников и мастеров завода англичан русскими, оставив на службе только несколько иностранцев, которые долго проживали в России и знали русский язык.
М. Макфердсон
М. И. Кази
Приемный покой иамбулатория
Столовая. Бетонное здание
Каменный открытый стапель
Корабельнаячертежная
Механическаячертежная
Механическаямастерская
Механическая мастерская
Механическая мастерская
Механическая мастерская. Отдел мелких станков.
Чугуно-литейнаямастерская
Чугуно-литейнаямастерская
Котельная мастерская
Водотрубно-котельнаямастерская
Медницкая мастерская
Ковальный прессв 1000 тонн
Прессоваякузница
Судостроительнаямастерская
Силовая станциядо 1908 г. из книгиСборник кратких сведений по Морскому ведомству. № 11 Балтийский судостроительный имеханический завод СПб 1908 С. 1-23
Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России. 1899, №2 С. 199
Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России. 1899, №2 С. 203
Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России. 1899, №2 С. 203
Спуск на воду броненосца «Победа», 1900 г. Петербург - военная столица. СПб. , 2000. С. 180
В 1880 г. была назначена по Высочайшему повелению комиссия для исследования деятельности Балтийского завода со времени перехода его в 1877 г. в собственность Русского Балтийского Общества. В результате было принято решение Правительства давать дальнейшие заказы Морского Министерства заводу, существование которого для нужд Морского Ведомства признано вполне необходимым.
Это решение комиссии последовавшее в августе 1880 г. дало возможность Русскому Балтийскому Обществу приняться за изготовление фрегата «Владимир Мономах» и другим работам.
Морское Министерство было держателем более чем трех четвертей акций Общества и являлось основным заказчиком завода. Вследствие этого Морское Министерство возбудило вопрос о прекращении деятельности Русского Общества и передачи завода в казну. До выработки условий на которых завод мог был быть принят в казну, чтобы не прекращать в это время деятельность завода Министерство решило учредить Ликвидационную комиссию с возложением на нее обязанностей по управлению заводом.
Ликвидационная Комиссия существовала по 1 июля 1894 г. т. е. почти 10 лет до того времени, когда завод поступил в полную собственность Морского Министерства.
Балтийский завод за 10-летний период деятельности Ликвидационной Комиссии при управлении заводом М. И. Кази как в отношении стоимости завода так и его производительности возрос еще значительнее чем после перехода его в руки Русского Общества.
В этот 10-летний период построены на заводе новые каменные здания для мастерских: чугуно-литейной, медно-литейной, механической, прессовой и молотовой кузниц и медницкой, деревянное здание для чертежных с плазом и большой деревянный эллинг в которому строился крейсер «Рюрик». Оборудование этих мастерских и обошлось более чем в 1, 033 млн. руб. В 1891 г. начата постройка на заводе первого в то время в мире по своей грандиозности каменного эллинга длиною 543 ф, оконченного только в средине 1895 г. За это время территория завода более чем удвоена покупкой соседних участков, и к 1894 г. составляла свыше 15 десятин высокоценной городской земли на берегу Невы.
С 1894 г. в жизни завода произошли значительные перемены. Принадлежность завода хотя и фиктивная частному обществу перестала существовать, он перешел в собственность казны оставаясь в то же время частным по форме управления. Управляющий заводом М. И. Кази, поднявший значение завода и так много для него потрудившийся, не пожелал в виду этих перемен оставаться во главе дела и 1 июля 1893 г. оставил службу на заводе.
Был приглашен и 9 декабря 1893 г. вступил в управление заводом бывший главный корабельный инженер Николаевского порта и строитель нескольких Черноморских броненосцев Саверий Ксавериевич Ратннк. 15 Июня г 1893 г Ратник был назначен Высочайшим приказомъ на должность Начальника завода, в которой и состоял по 18 сентября 1905 г. Вместо генерал- лейтенанта Ратника Начальником завода назначен того же сентября Главный Корабельный Инженер Кронштадт ского порта Старший Судостроитель генерал-майор Петр Филимонович Вешкурцов.
Из крупных новых построек за первые 10 лет казенного владения заводом заслуживает внимания грандиозный каменный эллинг 543 фута длиною и 16 саженей высотой построенный на деньги от казны и закопченный в этот период, судостроительная мастерская, занимающая площадь в 1720 кв. саж. , новая котельная мастерская площадью в пол десятины земли под одною крышею, двухэтажное здание новой модельной со столярной и архивом площадью в обоих этажах 440 кв. саж. , брандмауэр по западной границе с 2-этажиым навесом, башней у Невы и жилым домом на другом конце для сторожей общей площадью в 132 кв. саж. по земле, корабельная электрическая станция в два яруса с кочегарнями общей площадью 331 кв. саж. на 1000 киловатт электрической энергии с 5 паровыми большими котлами и с 3 паро-динамомашинами только на ½ число предполагаемого к постановке количества сил, сталелитейная мастерская с 7 тигельными печами и малым конвертером, кроме вагранок, сушил и отжигательных печей площадью в 153 кв. саж. , электротехническая мастерская в 2 света с галереями в 127 кв. саж. , центральная электрическая станция в 156 кв. саж. на 400 киловатт с 5 паровыми котлами, и каменное здание плаз-столярная-плотницкая в 3 этажа, законченное в 1906 г. площадью 524 кв. саж. по фундаменту.
Независимо от этих новых построек увеличены за то же время площади существовавших ранее мастерских для расширения их производств, а именно : механической мастерской на 189 кв. саж. , чугунно-литейной на мастерской на 40 кв. саж. , медно-литейной мастерской на 42 кв. саж прессовой кузницы на 100 кв. саж. , медницкой на 60 кв. саж. Вновь дополнительно построено для корабельных работ два деревянных сборочных плаза общею площадью в 255 кв. саж.
Всего под заводом территория 38000 квадратных саженей или 15,8 десятин, из которых под 54 зданиям завода занято 14964 кв. саж. или 6,25 десятин.
В 1905, 1906 и 1907 гг. производительность завода сократилась за уменьшением заказов от Морского Министерства.
К декабрю 1906 г. возникла необходимости введения на заводе постройки паровых турбнн. Был заключен контракт с немецким обществом «Турбиния» на приобретение права постройки турбин системы Парсонса, а в начале 1907 г. для той же цели были выбраны и заказаны за границей станки для обработки крупных деталей турбин. В виду недостатка места в механической мастерской для сборки крупных деталей турбин в 1907 г. начата пристройка в длину к сборочному отделению этой мастерской длинной в 15 саж. В то же время начат постройкой плавучий подъемный кран на 200 тон для надобности турбинных механизмов.
Тогда же назрела необходимость постепенной замены заводских паровых машин газовыми, в виду значительной экономии топлива при их эксплуатации. В начале 1907 г. уже были заказаны две такие машины по 500 индикаторных сил, причем одна из них для приведения в движение компрессора для сильно увеличившегося с 1903 г. потребления сжатого воздуха, а другая в соединении с динамо.
Тогда же было решено всю энергию по заводу, как электрическую, так и пневматическую, сосредоточить в центральной силовой станции, для чего и предпринята в 1907 г. перестройка центральной электрической станции. В 1907 г. приступили к устройству в сталелитейной мастерской Мартеновской сталеплавительной печи новейшего образца для отливок до 5 тонн весом. Эта постройка была вызвана необходимостью не зависеть от сторонних заводов для соблюдения сроков постройки механизмов, возможного удешевления построек и улучшения качества отливок.
В 1907 г произведено устройство приемной трубы диаметром 28 дюймов для заводского водоснабжения из реки Невы на расстоянии 40 сажен от берега в виду давно ощущавшейся необходимости иметь возможно более чистую воду для всех заводских надобностей.
Параллельно с развитием технического оборудования на заводе были построены за последнее время следующие сооружения:
Новый каменный восточный стапель длиною в 450 ф и шириною в 108 ф который предполагается удлинить еще удлинить на 110 ф. каменное здание электроиспытательной станции площадью 84 кв. сажен железобетонное здание кладовых главного магазина площадью 105,78 кв. сажен железные холодные строения на стенке средней гавани в г. Кронштадт каменное здание для склада моделей площадью 119 кв. саж. каменный пятиэтажный дом на Косой линии с квартирами для служащих завода и размещением заводской школы в двух верхних этажах площадью основания 114,95 кв. саж. железобетонное здание заводской столовой площадью основания 372,74 кв. саж. с церковью во имя Николая Мирликийского Чудотворца
Центральная электрическая станция увеличена пристройкой в 23,42 кв саж. Мастерская машинной школы размещена в специально для нее возведенной железобетонной двухэтажной надстройке над каменным зданием заводских служб площадью основания 73,98 квадратных сажен. Сборочное отделение механической мастерской второй раз увеличивается пристройкой площадью в 248,91 кв. сажен.
Кроме того, завод устроил новые мастерские, для чего капитально перестраивались и приспособлялись некоторые из существующих зданий. Таким путем устроены лесосушильня, мастерская подводных лодок, мастерская металлической мебели, электроиспытательная станция и паровая испытательная станция и устраиваются центральная инструментальная, центральная силовая станция и гидравлическая испытательная станция.
Примечание к тексту: 1 сажень=7 футов= 2, 133600 м 1 кв. сажень= 5522 кв. м 1 десятина= 0,54627 га
(по книге Сборник кратких сведений по Морскому ведомству. № 11 Балтийский судостроительный
и механический завод СПб 1908 С. 1-23
Комплекс сооружений Балтийского судостроительного и механического завода: Жилой дом служащих и школа (лит. К-1) 1906-1908 гг. - автор не установлен Производственный корпус (малый механический цех) (лит. К-6 цех 9) начало ХХ в. - автор не установлен Служебный корпус (лит. К-18) начало ХХ в. - автор не установлен Большая механическая мастерская (лит. К-21) 1891, 1890-е. , 1907 гг. - автор не установлен Медницкая мастерская (лит. К-40) 1898 г. - автор не установлен Производственный корпус (лит. К-41) начало ХХ в. - автор не установлен Главный административный корпус (с плазом) (лит. К-47) 1906 г. - автор не установлен Электростанция и склад листовой стали (лит. К-51, К-52) конец ХIХ века - автор не установлен 1-я половина ХХ в. - автор не установлен Судостроительная мастерская (лит. К-53) конец ХIХ века - автор не установлен 1-я половина ХХ в. - автор не установлен Корпус - Кожевенная линия, 18-20 1890-е гг. - арх. А. Ю. Новицкий, Р. Р. Марфельд Котельная мастерская конец 1890-х гг. - арх. П. П. Висьневский 1910-х гг. - арх-ры Л. Г. Эмме, П. Н. Шаховский - расширение (Список . )Корпуса завода по Косой линии. - 2009 г.
Котельная мастерская
Кадры из программы «Чекуши» серииМалые родины большого Петербурга»
Цех, эллинг для строительстваподводных лодок, 0 2013.
№16 к. 38 и 16 к. 38Б на карте, 06. 201
Церковь Балтийского судостроительного и механического завода во имя Св. Николая Чудотворца
Церковь принадлежала Морскому ведомству. Она располагалась в железобетонном здании столовой завода. Здание церкви одноэтажное, двусветное. Храм был рассчитан на 6000 человек. Церковь была устроена по ходатайству начальника завода генерал-майора Петра Филипповича Вешкурцева. Освящена 16 декабря 1907 г. В храме имелось два престола: главный - во имя Св. Николая Чудотворца и придельный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Около церкви находилась звонница. Прихожанами храма были мастеровые и рабочие завода. По штату, высочайше утвержденному Николаем II в 1910 г. , при церкви положены были: один священник, диакон и псаломщик. Они получали денежное довольствие за счет Морского министерства. Причт пользовался казенными квартирами с отоплением и освещением в домах, принадлежащих заводу.
(источник: Священник Г. А. Цитович. Храмы АРМИИ и ФЛОТА. Историко-статистическое описание в двух частях. Пятигорск. Типо-литография б. А. П. Нагорова. 1913 год,
На предприятии строились военные корабли: канонерская лодка «Опыт» - первый в стране железный корабль с броневой защитой (1861), «Адмирал Нахимов» - в свое время сильнейший в мире броненосный крейсер (1884-1887), линкоры «Севастополь» и «Петропавловск» (1909-1914). С 1901 г. на заводе строятся подводные лодки.
В 1912 г. на заводе был создан воздухоплавательный отдел для строительства дирижаблей.
Один из видов деятельности завода - производство судовых машин и механизмов, паровых котлов, электродвигателей.
После окт. 1917 здесь стали строить и суда хозяйственного назначения, ледоколы.
После 1917 г. на заводе изготавливали сельскохозяйственные орудия, оборудование для Волховской ГЭС и др. строек страны, ремонтировали корабли и суда Трансбалта. В середине 1820-х гг. завод вновь приступил к постройке судов. В 1925 был спущен первый советский лесовоз.
В 1935 г. присвоено имя Орджоникидзе.
В годы Великой отечественной войны завод выполнял заказы фронта: перестраивал шаланды в канонерские лодки, строил тральщики, баржи, ремонтировал корабли.
После войны завод реконструирован. В середине 1970-х началось строительство атомных ледоколов. В 1975 г. спущен на воду первый из них - «Арктика», затем «Сибирь» (1977), «Россия» (1986), «Советский Союз» (1990).
Завод награжден орденом Ленина (1940, 1985), Октябрьской революции (1976), Трудового Красного Знамени (1956).
В 1973 г. открыт музей истории завода.
В 1997 г. был построен крейсер «Петр Великий».
Сейчас ВТБ собирается финансировать масштабный проект по реорганизации петербургских судостроительных заводов. Ряд мощностей завода собираются перевести на «Северную верфь» и расчистить площадки на Васильевском острове под строительство офисов и элитного жилья.
см. также дома Балтийского завода:
Дом Косая линия, 18
Пожарная часть 27-я линия, 4
Школа ФЗУ Балтийского завода Большой пр. , 78
Медсанчасть № 3 Балтийского завода Косая линия, 3 к. 2
Столовая Балтийского завода Косая линия, 12
Общежитие Балтийского завода ул. Нахимова, 1
Общежитие Балтийского завода Кожевенная линия, 25
Жилой дом Балтийского завода Большой пр. , 74
Жилой дом Балтийского завода Большой пр. , 76
Жилой комплекс Балтийского завода 16-я линия, 21
16-я линия, 23 к. 1
16-я линия, 23 к. 2
В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность»Памятник градостроительства и архитектуры (Регионального значения).
Котельная мастерская Балтийского судостроительного завода
Дата создания: конец XIX - начало ХХ вв.
Полный адрес: Санкт-Петербург, Косая линия, 16.
Номер в реестре: 781711301550005.
Доп. описание линия Косой
Косая линия — улица на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Проходит от Большого проспекта к Кожевенной линии.
Косая линия расположена в юго-западной части Васильевского острова, в местности, известной с 1-й половины XVIII века как Чекуши. Свое название Косая линия получила в начале XIX века. В отличие от остальных линий Васильевского острова, она проходит не перпендикулярно Большому проспекту, а под косым углом к нему.
На Косой линии квартировал Финляндский лейб-гвардии полк.
Дом номер 5 — д ... читать далее >>>> :