Список домов, на площади Комсомольской:

   1 стр.1, 1 стр.2, 1 стр.25, 1 стр.4, 1, стр. 4, 13210, , 1А стр.1, 1А стр.12, 1А стр.2, 1А стр.20, 1А стр.3, 1А стр.4, 1А стр.7, 1А, стр. 2, 1а, стр.1, 2, 2 (сев.-зап. часть), 2 стр.2, 2, стр. 1, , 2А стр.2, 3, 3/10, 3/30, стр. 1, 3/32 стр.1, 3/32 стр.13, 3/32 стр.3, 3/32 стр.6, 3/35, 3/36 стр.1, 3/36 стр.2, 3/39, 3/75, 3/9, 4, 4A стр.2, 5, 5 (южн. часть), 5 стр.2, 6,

Комсомольская площадь (до 1933 года — Каланчёвская площадь) — площадь в Москве, на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Неофициально называется площадью трёх вокзалов.

Согласно наиболее распространённому мнению, изначальное название площади — «Каланчёвская» — по дворцу Алексея Михайловича с деревянной вышкой — «каланчой». Каланчёвская площадь была переименована в «Комсомольскую» в 1933 году в честь комсомольцев — строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ. В обиходе она известна как «Площадь трёх вокзалов» или просто «Три вокзала». В 2003 году в некоторых газетах было опубликовано сообщение о переименовании площади в «Площадь трёх вокзалов». В действительности, однако, такого переименования не было, площадь сохранила название «Комсомольская площадь».

В XVII веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле. С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 г. как Великий, а впоследствии — как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га).

К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки. На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля). Впоследствии, в конце XVII века, на западном берегу пруда — со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

Красное село вошло в историю Смутного времени: 1 июня 1605 г., там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). Академик И. Е. Забелин в статье «Древности Москвы и их исследование» (1867) полагает, что (вопреки распространенному ныне мнению) именно от празднеств в честь взятия Азова поле получило название, так как на нем были выстроены две вышки — «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты.

При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.

Артиллерийский двор сгорел и взорвался в 1812 году, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы. В 1849 году на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором А. К. Тоном был построен вокзал (с 1856 — Николаевский, впоследствии Ленинградский). К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 1860-х гг. была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чем — нынешний Леснорядский переулок). В 1862 г. между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907 г. замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (архитектор Ф. О. Шехтель).

С проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов: в 1860 г. болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены; само здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862—1864 гг. В 1911—1926 годах это здание было заменено современным по проекту А. В. Щусева.

В конце XIX в. была заключена в трубу речка Чечора, а на месте деревянного моста через нее и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица. Затем, в 1901—1910 гг., был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В декабре 1905 г. дружинники, в основном из железнодорожных рабочих, заняли Ярославский и Казанский вокзалы, но не смогли занять Николаевский, так как, ввиду ключевого стратегического значения, его защищала сильная правительственная часть с орудиями и пулеметами. Забаррикадировав подходы к площади со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать гарнизон вокзала, дружинники пять суток атаковали правительственные войска на вокзале. 15 декабря на вокзал прибыли из Петербурга гвардейский Семеновский полк, после чего положение дружинников стало безнадежным; часть их отступила на Пресню, часть была вывезена с Казанского вокзала машинистом А. В. Ухтомским, вскоре однако расстрелянным карательной экспедицией на станции Люберцы.

В октябре 1917 г. вокзалы были в руках красногвардейцев, благодаря чему в Москву сумело прибыть подкрепление из Петрограда.

В 1933—1934 гг. на площади было открытым способом проложено метро. В 1933 году Каланчёвская площадь была переименована в Комсомольскую площадь. Между Ленинградским и Ярославским вокзалами сооружен павильон станции «Комсомольская», замененный в 1952 г. новым, общим для «Комсомольской» и вновь построенной «Комсомольской-кольцевой».

В том же году была закончена высотка гостиницы «Ленинградская», завершившая ансамбль площади, каким он существует к началу XXI века.

Через площадь, под пешеходной частью, вдоль Ярославского и Ленинградского вокзалов, на глубине около 1,5 м проходит кабельная линия напряжением 220 кВ, соединяющая две силовые подстанции — «Елоховскую» и «Бутырки».

Примечательные здания на площади Комсомольской:

Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской жележной дороги, 1850-1860-е гг.,    -  Комсомольская - 3/30, стр. 1,   
Ансамбль площади, XIX-XX вв.    -  Комсомольская - 2,   
Дом культуры железнодорожников, 1925-1926 гг.,    -  Комсомольская - 2, стр. 1,   
Здание Московской таможни    -  Комсомольская - 1 стр.1,   
Клуб железнодорожников    -  Комсомольская - 4,   
Комплекс зданий Таможенного двора, 1850 - 1860-е гг.,    -  Комсомольская - 1, стр. 4,   
Комплекс зданий Таможенного двора, 1850 - 1860-е гг.,    -  Комсомольская - 1А, стр. 2,   
Комплекс зданий Таможенного двора, 1850 - 1860-е гг.,    -  Комсомольская - 1а, стр.1,   
Ленинградский вокзал    -  Комсомольская - 3,   
Церковь Иконы Божией Матери Казанская на Казанском вокзале    -  Комсомольская - 2 (сев.-зап. часть),   
Часовня Сергия Радонежского на Ярославском вокзале    -  Комсомольская - 5 (южн. часть),   
Ярославский вокзал    -  Комсомольская - 5,   

Популярное на сайте Правдом.

Московский театр кукол

Московский театр кукол. (Москва, ул. Спартаковская, 26/30). Архитектурный стиль - неоклассицизм. Расположен в старинном особняке со сказочными фигурками на фасаде.

Типовая серия - ИП-46С

Типовая серия - ИП-46С. Серия панельных (чаще всего 14-16-этажных) домов с прямолинейными эркерами во всех квартирах.


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2024-03-08 Названа в память о Салмышском бое, имевшем важное стратегическое зна­чение в разгроме белогвардейских войск под Оренбургом.1976Район: ДзержинскийМикрорайон: Северный пос.Протяжённость: 5 029 ... читать далее >>>>
2024-03-06 Янковского улица (Краснодар) - названа в честь Иосифа Иосифовича Янковского, председателя совета народных депутатов Кубанской области в 1918 году, погибшего во время Гражданской войны под Царицыном в 1919 году. ... читать далее >>>>
2024-03-06 Улица Володи Головатого (центр города) – названа в честь Владимира Денисовича Головатого, юного героя-партизана, зверски замученного и расстреляного 1 февраля 1943 года.Владимир родился в 1925 году в Краснодаре, семья проживала в Центральном микрорайоне. В самом начале войны отца призвали на ... читать далее >>>>
2024-03-06 Митрофан Карпович Седин (1861 — 1918) — русский писатель и журналист, революционный деятель, пропагандист. Ряд источников называет его «кубанским Горьким».Митрофан Седин родился 22 ноября 1861 года в Ейске, Краснодарский край, в семье кузнеца. Из-за отсутствия средств на обучение, ему пришлось продо ... читать далее >>>>
2024-02-11 Театральная площадь (до 1812 г. Хлебная площадь, в начале XIX в. официально Торговая площадь, с 1920 по 1991 гг. площадь Революции) — площадь в центре Саратова. Считается центром города, так как находится на пересечении важнейших центральных улиц города и является одной из самых больших площадей мир ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах