город Санкт-Петербург, улица Восстания, д.2А

- это историческое здание, известное под названием «Станция метрополитена Площадь Восстания», построенное в стиле - Сталинский неоклассицизм в 1955 году, архитектор(ы) - Журавлев Б. Н. Фомин И. И. Ганкевич В. В.. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как здание.

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Восстания, 2А

«Станция метрополитена Площадь Восстания»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - Не выбран,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Сталинский неоклассицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1955 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,
  • Архитектор - Журавлев Б. Н. Фомин И. И. Ганкевич В. В.

Станция метрополитена Площадь Восстания

Восстания пл. , 2АНевский пр. , 118хВосстания ул. , 1х. Архитекторы: Журавлев Б. Н. Фомин И. И. Ганкевич В. В Год постройки: 195 Стиль: Сталинский неоклассицизм.

Станция метрополитена «Площадь Восстания»

пл. Восстания, 2А - ул. Восстания, б/н

Пам. арх. (регион. )

1955 -

Наземный павильон - арх-ры Журавлев Б. Н. , Фомин И. И. , Ганкевич В. В. , инж. -констр. Эрганов Е. А.

Подземный зал - арх-ры Журавлев Б. Н. , Фомин И. И. , Ганкевич В. В. , инж. -констр. Эрганов Е. А.

Павильон станции выстроен на месте снесенной в 1940 г. Знаменской церкви.

Станция открыта 15 ноября 1955 г. в составе первой очереди «Автово» - «Площадь Восстания».

Наземный павильон станции выполнен по проекту арх-ров В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова. Здание стало одном из символов Петербургского метрополитена.

Наземный вестибюль расположен напротив Московского вокзала, на углу ул. Восстания, Невского и Лиговского пр. Он представляет собой отдельно стоящий круглый павильон, над основным объемом которого возвышается второй барабан, окруженный колоннадой. Верх барабана опоясан широким рельефным фризом с изображением лавровых венков. Здание увенчано шпилем из нержавеющей стали с пятиконечной звездой в обрамлении колосьев. Вокруг павильона - невысокая терраса, облицованная красными гранитными плитами. Нижняя часть здания, украшенная коннелированными колоннами, облицована светлым гатчинским известняком. Входы устроены со стороны привокзальной площади и Лиговского пр. , выходы - на ул. Восстания.

Массивные дубовые двери ведут в кассовый зал, устроенный в виде галереи. Полы здесь выполнены из мраморной крошки с цементом. Люстры в виде продолговатых фонарей. Круглый эскалаторный зал перекрыт высоким куполом, который опирается на 18 белых мраморных колонн, выделяющихмя на фоне красных стен. Вокруг купола - лепной фриз. За выступом карниза скрыты зеркальные лампы. Между колоннвми - легкие хрустальные люстры.

Подземный вестибюль расположен на глубине порядка 58 м. Конструкция станции - пилонная станция с установкой чугунных рам для образования проходов. Выполнен по проекту тех же архитекторов.

На станции были установлены эскалаторы нового типа, изготовленные ленинградским заводом «Красный металлист».

Композиция станции «Площадь Восстания» посвящена революционным событиям 1917 г.

В подземном зале основной декор перенесен на свод. Мощные пилоны разделяют подземный зал на три нефа. На них опирается свод центрального зала. ПИлоны облицованы снизу красным с прожилками нижнетагильским мрамором, путевые стены - красным мрамором «Салиэти», цоколь - камнем породы габбро.

Свод центрального зала обработан световыми арками, подчеркнутыми лепкой. В арках укреплены люминесцентные лампы, закрытые декоративным стеклом. Центральный зал, кроме того, освещен светильниками типа бра на пилонах. Перронные залы освещаются люстрами. На пилонах расположены вентиляционные решетки. Они чередуются с бронзовыми рельефами, изображающими исторические события:

Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце - скульптор А. И. Далиненко,

В. И. Ленин у шалаша в Разливе - скульптор В. Б. Пинчук,

Выстрел «Авроры» - скульптор А. В. Разумовский,

Штурм Зимнего дворца - скульптор В. И. Татарович.

Провозглашение советской власти на 11 Всероссийском съезде Советов - скульптор Г. Д. Ястребенецкий.

Пол центрального зала выложен из полированных гранитных плит красного цвета со вставками габбро и плавленнго камня. В декоративной отделке использованы элементы архитектуры классицизма.

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина, В. И. Сычёва, который был демонтирован при устройстве второго выхода на Московский вокзал.

(по материалам

В 1967 г. в центре зала был устроен пересадочный узел «Площадь Восстания» - «Маяковская».

В 1993 г. на пересадочном узле была произведена замена трехленточных эскалаторов на четырехленточные без изменения габаритов камеры пересадки. Новый ряд эскалаторов был разработан петербургским заводом им. Котлярова. Работы в кратчайшие сроки выполнила проектно-строительная организация Метроспецстроя.

Ленинградский метрополитеним. В. И. Ленина. СтанцияПлощадь Восстания». 195

(Открытка. Изд. Аврора,Л-д, 1986, )

Барельеф с изображением Ленина в торце зала. за декоративными ветками,спряталась дверьв служебн. помещ. Всё это настолько напоминало cклеп, что «композицию» разрешили разобрать . (Николай Андреев)

Подземный вестибюль.

Конструкция станции.

Вопрос о проектировании подземного метрополитена в Ленинграде был поставлен в 1938 г. по инициативе Председателя исполкома Лениградского городского совета А. Н. Косыгина. Практически сразу же началась и разработка проекта первой линии от станции «Автово» до Бабурина пер. (ул. Смолячкова). По приказу наркомата путей сообщения она велась московским институтом Метрогипротранс с привлечением лениградских специалистов. 21. 01. 1941. был подписан документ о создании филиала - Строительство N5 НКПС. На 1 сентября было намечено окончание технического проекта и сметы. В феврале 1941 г. большинство строительных площадок от Автово до Владимирской были заложены, началась прокладка шахт. Война остановила все работы. Строительство N5 НКПС переключилось на строительство оборонительных сооружений. Пройденные к тому времени стволы и подземные выработки были затоплены.

После кончания ВОв в 1946 г. был создан новый коллектив Ленметропроект. Им пришлось в первую очередь экономические задачи - пути удешевления строительства. Довоенный проект был пересмотрен - принят вариант сооружения станций «на горках» (поезд разгоняется под уклон, а затем преодолевает половину подъема по инерции). Диаметр перегонных тоннелей сократили с 6 м (Москва) до 5,5 м. В 1949 г. на механическом заводе Ленметростроя был изготовлен первый ленинградский образец горнопроходческого комбайна - механизированного щита. Институт Ленметропроект (Затем Ленметрогипротранс) - единственное учреждение в городе на Неве, занимающееся проектированием метро как в Петербурге, так и в других городах, проектированием тоннелей по всей стране. Построенный лениградцами пешеходный тоннель в Ташкенте не дал во время землетрясения ни одной трещины. 1 195 было принято Постановление Совета Министров СССР о создании Управления ленингардского метрополитена. За короткий срок городу требовалось подготовить 2 тыс. работников отрасли. В помещении школы паровозных машинистов Октябрьской ж. д. были организованы курсы по обучению рабочим профессиям.

Архитектурное проектирование станций ленинградского метрополитена началось в 1948 г. Тогда было проведено два конкурса: один - закрытый - на разработку проектов пяти станций: «Пушкин ская», «Технологический институт», «Нарвская», «Кировский завод», «Автово» другой - открытый, в котором участвовали архитекторы Ленинграда, Москвы и др. городов. Было представлено свыше 100 проектов. В начале 1950 г. было одобрено 6 проектов.

5 августа 1955 г. в 8 часов утра на станции «Площадь Восстания» началась 48-часовая обкатка первого эскалатора. 6 сентября был сдан 1-й объеект метрополитена - понизительная трансформаторная подстанция Ленэнерго. 7 сентября - обкатка 1-го электропоезда. 5 ноября 1955 г. был подписан акт правительственной комиссии о сдаче в эксплуатацию первой очереди Ленинградского метрополитена. С 5 по 9 ноября была оргинизована перевозка пассажиров по пригласительным билетам.

Торжественное открытие Ленинградского метрополитена состоялось 15 ноября 1955 г.

Вторая в СССР, после Московского метро, подземная электро дорога проходит от Автово до пл. Восстания. Первая очередь метро связала четыре вокзала: Балтийский, Варшавский, Витебский и Московский.

В первые годы пассажиры метро предъявляли на контрольном пункте станции билет или другой проездной документ. В штате каждой станции было 20 контролеров и кассиров. Уже через несколько лет на станции «Нарвская» испытывались первые образцы турникетов - вращающиеся двери-вертушки и приемник жетонов (стоимостью 50коп. ). Затем появились автоматы свободного прохода. После денежной реформы 1961 г. стали использовать 5 коп. монеты. Одновременно в метро появились разменные автоматы.

История строительства Лениградского/Петербургского метрополитена

10. 1 1946 - 1-й тур конкурса на архитектурное оформление станций первой очереди строительства

1950 - подведены итоги III тура конкурса на архитектурное оформление станций Ленинградского метрополитена

1 1954 - при исполкоме Ленсовета образовано Управление Ленинградского метрополитена

08. 10. 1955 - прошел первый пробный поезд от станции «Площадь Восстания» до станции «Автово»

1 11. 1955 - указом президиума Верховного Совета СССР Ленинградскому метрополитену присвоено имя В. И. Ленина.

1 11. 1955 - в 6 часов началось регулярное движение по трассе, связывающей 4 городских вокзала.

На первом участке трассы протяженностью 10,2 км сооружено 8 станция: «Площадь Восстания»,

«Владимирская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод», «Автово»

1 1955 - сооружено депо «Автово»

30. 0 1956 - откр. ст. «Пушкин ская»

03. 1956 - откр. техническая школа метрополитена

1957 - созданы Объединенные мастерские метрополитена

01. 06. 1958 - Кировско-Выборгская линия (2-й уч. ) - «Площадь Восстания» - «Чернышевская» - «Площадь Ленина» (3,4 км)

13. 08. 1958 - откр. наземный вестибюль ст. «Площадь Восстания» со стороны Московского вокзала

29. 0 1961 - Московско-Петроградская линия - участок «Технологический институт» - «Фрунзенская» -

«Московские ворота» - «Электросила» - «Парк Победы» (6,5 км).

10. 1961 - решением Исполкома Лениградского городского Совета трудящихся, Ленинградского областного Совета

профсоюзов и Городским комитетом ВЛКСМ коллективу Ленинградского метрополитена присвоено звание

«предприятие высокой культуры»

01. 07. 1963 - Московско-Петроградская линия (N2) - уч. «Технологический институт» - «Петроградская» (5,9 км)

«Технологический институт» - «Площадь Мира» - «Невский проспект» - «Горьковская» - «Петроградская»

1965 - Техническая школа разместилась в новом здании на площадке депо «Автово»

01. 07. 1966 - Кировско-Выборгская линия (N1) - 1-й наземный участок «Автово» - «Дачное» (1,5 км)

30. 0 1967 - откр. наземный вестибюль станции «Невский проспект» с выходом на канал Грибоедова

03. 11. 1967 - Невско-Василеостровская линиия (N3) - участок «Василеостровская» - «Гостиный двор» -

«Маяковская» -Площадь Александра Невского» (6,7 км)

1968 - поступили первые вагоны серии Ем, изготовленные на вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова

1969 - организована медсанчасть метрополитена

2 1 1969 - Московско-Петроградская линия (N2) - участок «Парк Победы» - «Московская» (1,8 км)

21. 1 1970 - Невско-Василеостровская линия (N3) - «Площадь Александра Невского» - «Елизаровская» -

«Ломоносовская» (6,15 км)

0 1971 - указом Президиума Верховного Совета СССР Лениградский метрополитен награжден орденом Ленина

2 1 1972 - Московско-Петроградская линия (N2) - участок «Московская» - «Звездная» - «Купчино» (4,4 км)

- Введено в эксплуатацию электродепо «Московское»

08. 0 1974 - произошел прорыв плывуна между строящимися станциями «Лесная» - «Площадь Мужества»

0 09. 1974 - начало работы профессионально-технического училища N 115 Метрополитена

2 0 1975 - Кировско-Выборгская линия (N 1) - участок «Площадь Ленина» - «Выборгская» - «Лесная» (3,49 км)

- Метроплитен передан в ведение Министерства путей сообщения

31. 1 1975 - Кировско-Выборгская линия (N 1) - участок «Лесная» - «Площадь Мужества» - «Политехническая» -

«Академическая» (5,26 км)

- открыта поликлиника метрополитена

1976 - вторая очередь депо «Дачное» с поточной линией капитального ремонта вагонов

29. 09. 1977 - Кировско-Выборгская линия - участок «Автово» - «Ленинский проспект» - «Проспект Ветеранов» (3,62 км)

0 10. 1977 - ст. «Дачное» закрыта

29. 1 1978 - Кировско-Выборгская линия - участок «Академическая» - «Гражданский проспект» - «Девяткино» (4,32 км)

- главный склад службы матер. -технич. снабжения в депо «Московское»

28. 09. 1979 - Невско-Василеостровская линия - участок «Василеостровская» - «Приморская» (2,36 км)

- введено в эксплуатацию электродепо «Северное»

- Ленинградский метрополитен награждён Дипломом ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ

18. 07. 1980 - откр. ст. «Технологический институт 2»

11. 1980 - открыт санаторий-профилакторий метрополитена на 400 мест в Зеленогорске

11. 1980 - создан музей метрополитена

09. 09. 1981 - Невско-Василеостровская линия - участок «Ломоносовская» - «Пролетарская» - «Обухово» (4,3 км)

1981 - откр. рельсосварочная база с механическими мастерскими в депо «Московское»

1981 - сдан вычислительный центр метрополитена

0 11. 1982 - Московско-Петроградская линия - «Петроградская» - «Чёрная речка» - «Пионерская» - «Удельная» (7,19 км)

1983 - оздоровительный комплекс в депо «Московское»

28. 1 1984 - Невско-Василеостровская линия - участок «Обухово» - «Рыбацкое» (3,23 км)

30. 1 1985 - Правобережная линия - «Площадь Александра Невского 2» - «Новочеркасская» -Ладожская» -

«Проспект Большевиков» (6,83 км)

0 1986 - создано проектное конструкторское бюро метрополитена

1986 - откр. электродепо «Невское»

30. 09. 1987 - Правобережная линия - «Проспект Большевиков» - «Улица Дыбенко» (1,76 км)

19. 08. 1988 - Московско-Петроградская линия - «Удельная» - «Озерки» - «Проспект Просвещения» (3,73 км)

1989 - построен лечебный корпус на 500 коек при ж. д. больнице им. Дзержинского

1990 - для поликлиники метрополитена построено новое здание - Трамвайный пр. , 22 к2

30. 1 1991 - Правобережная линия - «Площадь Александра Невского 2» - «Лиговский проспект» - «Достоевская»

- «Садовая» (4,69 км)

1 1991 - метроплитен передан из МПС в ведение администрации города

- ПТУ N115 переименовано в Технический лицей метрополитена

07. 1992 - Лениградский метрополитен им. В. И. Ленина преобразован в Петербургский метрополитен (ГППТ)

- для оплаты проезда введён жетон

01. 07. 1992 - переименованы станции «Комсомольская» в «Девяткино «Площадь Мира» в «Сенную площадь»

«Красногвардейская» в «Новочеркасскую»

1993 - введена система нумерации линий метрополитена, и каждой был присвоен свой номер и цвет

- начата замена световых символов на фасадах вестибюлей станций

06. 1995 - введен проход по магнитным картам

1 1995 - на участке между станциями «Лесная» - «Площадь Мужества» произошёл размыв тоннелей и их затопление

движение поездов прекращено, линия 1 разорвана

1996 - сокращено время работы метрополитена - 05:45 - 00:00 Было - 05:35 - 00:30

1 09. 1997 - Правобережная линия (N4) - участок «Садовая» - «Спортивная» - «Чкаловская» (4,73 км)

1 01. 1999 - Правобережная линия (N4) - участок «Чкаловская» - «Старая Деревня» (4,11 км)

03. 09. 1999 - Правобережная линия (N4) - станция «Крестовский остров»

01. 0 2000 - ст. «Рыбацкая» закрыта на реконструкцию до 01. 0 2001

0 09. 2001 - зарегистрировано Санкт-Петербургское ГУП «Петербургский метрополитен(в ведении Комитета по трансп. )

01. 2001 - электродепо «Выборгское»

2003 - к 300-летию Санкт-Петербурга на всех станциях метро произведена почти полная замена всех указателей

26. 06. 2004 - восстановлено движение на уч. «Лесная» - «Площадь Мужества» на Кировско-Выборгской линии (N1)

0 0 2005 - Правобережная линия (N4) - участок «Старая Деревня» - «Комендантский проспект» (2,66 км)

2 08. 2005 - ст. «Пролетарская» закрыта на реконсрукцию до 27. 0 2007

1 11. 2005 - открыт новый музей метрополитена а «Доме связи-2» (м. «Приморская», ул. Одоевского, 29)

10. 08. 2006 - ст. «Владимирская» закрыта на реконсрукцию

23. 08. 2006 - ст. «Гостиный двор» закрыта на реконсрукцию

11. 11. 2006 - ст. «Горьковская» закрыта на капремонт

20. 1 2006 - Фрунзенско-Приморская линия - «Звенигородская» - «Волковская» (временное челночное движение)

07. 03. 2009 - Правобережная линия (N4) - ст. «Спасская»

участок «Комендантский проспект» - «Садовая» присоединен к Фрунзенско-Приморской линии

31. 08. 2009 - открыта ст. «Гостиный двор» (капремонт)

26. 1 2009 - откр. наземный вестибюль ст. «Звенигородская»

- откр. ст. «Горьковская» (реконструкц. )

17. 0 2010 - вестибюль ст. «Площадь Александра Невского 1» закрыт на капремонт

30. 1 2010 - откр. ст. «Обводный канал»

1 0 2011 - персадочный узел «Садовая» - «Спасская» - «Сенная площадь»

31. 03. 2011 - откр. вестибюль ст. «Площадь Александра Невского 1» (капремонт)

28. 1 2011 - откр. ст. «Адмиралтейская»

01. 0 2012 - вестибюль ст. «Невский проспект 2» (вых. на канал Грибоедова) закрыт на капремонт

28. 1 2013 - вестибюль ст. «Невский проспект 2» откр. (капремонт)

- линия N 5 - «Бухарестская» - «Международная»

0 01. 2013 - ст. «Петроградская» закрыта на капремонт до 1 11. 2013

07. 11. 2013 - откр. наземный вестибюль ст. «Спасская»

1 11. 2013 - откр. ст. «Петроградская» (капремонт)

01. 1 2013 - закр. ст. «Пушкин ская» на капремонт

Из истории Ленинградского метро

Проход пассажиров черезконтрольный пункт. Девушкиконтролеры проверяют билеты. 1955 г. [96]

Проход пассажировчерез турникет. - кон. 1950-хграф неизвестен [96]

Пригласительный билет. (в дни празднования38-й годовщины Октябр. рев. )

Монеторазменныйавтомат. 1961 г. [96](

Станция метро «Площадь Восстания». На первом плане: Обелиск «Городу-герою Ленинграду» расположен на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Установлен 8 мая 1985 г. Ленинград впервые назван «Городом-героем» в Приказе Верховного Главнокомандующего 1 мая 1945 г. Обелиск сооружён в соответствии с Положением о Высшей степени отличия - звании «Город-герой» , утверждённом Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. Авторы монумента -. Архитекторы: В. С. Лукьянов и А. И. Алымов.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (1638).

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20. 10. 2009 г.

Станция метро «Площадь Восстания». Обелиск «Городу-герою Ленинграду». - Guslyaroff

Фрагмент рельефа «В. И. Ленину шалаша в Разливе». , 01. 2016.

на карте

Соседние дома : ул. Восстания 5,  пр-кт. Лиговский 33-35,  ул. Пушкинская 2/79,  пер. Ульяны Громовой 1/13,  пер. Ульяны Громовой 3,  пер. Ульяны Громовой 4,  пер. Ульяны Громовой 6,  пр-кт. Невский 81,  пр-кт. Невский 83,  пр-кт. Невский 110 В,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Восстания, 2А

Картинка скодом