город Санкт-Петербург, проспект Чернышевского, д.3 (район Центральный)

- это историческое здание, известное под названием «Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости», построенное в стиле - Классицизм в 1817-1818 году, архитектор(ы) - Руска Л.. Сегодня это - дом общей площадью 714.2м.кв., памятник архитектуры, используется как культовое (религиозное).

Список зданий по пр-кт Чернышевского : ۩ 1, 10А, 11/57, 13, 17, 20, ۩ 3, 3 Б, , 4, , ۩ 8А, ۩ 9А,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - пр-кт. Чернышевского, 3

«Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - культовое (религиозное),
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - Классицизм ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1817-1818 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - 714.2 ,
  • Архитектор - Руска Л.
  • Дом газифицирован.

Технико-экономический паспорт по состоянию на 21.10.2013,
Многоквартирный дом по адресу: Чернышевского, дом 3, литер Б, Центральный район,
Серия, тип проекта: Индивидуальный,
Год постройки: 1828,
Общая площадь здания, (м2): (справочно): 714.2,
Площадь жилых помещений, (м2): (справочно): 295.2,
Площадь нежилых помещений функционального назначения, (м2): (справочно): 375,
Площадь мансарды, (м2): (справочно): 145.7,
Число этажей: 2,
Число лестниц: 2,
Количество проживающих (справочно): 17,
Отопление: центральное,
Горячее водоснабжение: центральное,
Газоснабжение: центральное,
Состояние дома: исправный,
Общая площадь уборки придомовых территорий, (м2): (справочно): 311,
Площадь металлической кровли: 504,
Количество ПЗУ (переговорно-замочных устройств): 2,
Типы квартир в доме: 1 комн., 2 комн.,
Кол-во кв по типам: 1, 2,
Полное наименование управляющей компании: ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» .

Историческая справка

Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости

Чернышевского пр., 3Шпалерная ул., 35А Архитекторы: Руска Л. Год постройки: 1817-1818 Стиль: Классицизм

Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость Классицизм

пр. Чернышевского, 3 - Шпалерная ул., 35А

Пам. арх. (федеральн.)

1817-1818 - арх. Руска Луиджи

Дворец царевны Натальи Алексеевны

1711-1714 гг. -

Воскресенская богадельня (флигели)

Воскресенский воспитетельный дом (1716) (флигели)

Канцелярия городовых дел (1716)

Канцелярией от строений (1723-1765)

В начале XVIII в на этом участке находились палаты сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны. На « Панораме» А. Зубова (1716 г.) изображен большой дом с центральной трехэтажной частью в шесть осей и с одноэтажными боковыми крыльями. В дом ведут два крыльца , а перед ним полисадник с низкой оградой. Дворец Натальи Алексеевны - один из первых каменных домов в Петербурге, с черепичной кровлей был построен в 1711-1714 гг. В северо-восточном углу дворца была создана домовая церковь Воскресения Христова. По преданию, она была создана Петром I в честь мира с турецким султаном Ахметом III и в память об избавлении от плена во время Прутского похода. В церкви находилась особо чтимая икона - исполненный на кипарисовой доске список чудотворной иконы Божией Матери Всех скорбящих радость, привезенный в 1711 г. из Москвы царевной Натальей Алексеевной. В настоящее время икона находится в Спасо-Преображенском соборе. Церковь получила наименование « церковь Воскресения за Литейным двором» и дала название будущим Воскресенскому (ныне Чернышевского) проспекту, Воскресенскому наплавному мосту и Воскресенской (ныне Робеспьера) набережной.

В 1713 г. Наталья Алексеевна устроила при своем дворце небольшую богадельню для престарелых и убогих женщин, которую содержала за свой счет и учредила при богадельне бесплатную больницу для бедных. Для этих первых в Петербурге благотворительных заведений рядом с дворцом царевны были построены небольшие деревянные здания. После смерти царевны в 1716 г. Петр I приказал преобразовать Воскресенскую богадельню в воспитетельный дом для приема « несчастнорожденных и бесприютных младенцев». К зданию богадельни с улицы пристроили чуланы, в которые тайно приносили незаконнорожденных младенцев. Женщины, призреваемые в богадельне, должны были принимать этих детей и воспитывать их до семилетнего возраста. После смерти Петра I воспитательный дом при богадельне был упразднен.

После смерти Натальи Алексеевны во дворце разместились мастерские Канцелярии городовых дел, учрежденной в 1706 г. С 1723 по 1765 г. она называлась Канцелярией от строений. Директором Канцелярии был У. А. Синявин.

В 1730-х гг. владельцем дворца был грузинский царевич Бакар, сын Вахтанга VI. После разгрома Тбилиси турками в 1724 г. Бакар с отцом нашли убежище в России. Бакар перешел в русское подданство, получил чин генерал-поручика. Скончался он в 1750 г.

В эти годы, во время правления Анны Иоанновны, над деревянными сенями и крыльцом Воскресенской церкви со стороны нынешней Шпалерной ул. была надстроена небольшая деревянная колокольня, которая просуществовала до 1795 г. На Воскресенский проспект выходил фасад в шесть осей, на нынешнюю Шпалерную ул. - в семь. В церковь вели два крыльца - со Шпалерной ул. и со двора.

В 1751 г. церковь отремонтировали за счет Придворного ведомства.

В 1765 г. Екатерина II повелела сохранить богадельню на прежнем основании. На средства Гофинтендантской конторы был произведен ремонт церкви и богадельни. Богадельня предположительно просуществовала до 1781 г.

В 1795-1796 гг. церковь была перестроена Григорием Петровичем Пильниковым. Был изменен декор фасада, крыльцо с сенями и колокольней со стороны Шпалерной ул. было убрано, вместо него возвели каменное на сводах крыльцо с железным навесом над дверями. Новая деревянная колокольня появилась на церковном дворе. Центр фасада церкви со стороны Шпалерной был выделен двумя парами ионических пилястр и треугольным фронтоном. Боковые части фасада отмечены широкими рустованными лопатками, карниз венчает балюстрада. Вход в церковь справа, у боковой стены корпуса Гофинтендантской конторы, который сохранился до наших дней.

Объем Воскресенской церкви совпадал с боковым одноэтажным крылом дворца, остальная часть дворца очевидно была включена в перестроенном виде в здание Гофинтендантской конторы.

В 1802 г. церковь перешла из Придворного в Епархиальное ведомство. Для причта решено было построить жилой дом (№3 по пр. Чернышевского).

14 октября 1811 г. произошел пожар. Церковь огонь не тронул, сгорела колокольня, два самых больших колокола были повреждены, остальные расплавились. Повреждения в церковном доме и церкви были исправлены, колокольню восстанавливать не стали.

В январе 1817 г. Александр I утвердил план и фасад новой церкви. В трех верхних комнатах дворового флигеля Гофинтендантской конторы, выходящего главным фасадом на Захарьевскую ул., устроили временную церковь, перенеся туда иконостас, престол, чудотворную икону и другие образа и утварь. Здание старой церкви разобрали.

20 июня 1817 г. новый храм по проекту Л. Руска был заложен митрополитом Амвросием.

Часть стен и фундамент старого здания архитектор использовал для новой постройки. Строительство шло быстро, надзор за ним осуществлял Л. Руска, а с мая 1818 г. И. И. Шарлемань. Луиджи Руска, уволившись по старости со службы, покинул Россию, доверив ученику завершить строительство.

Церковь построена по типу центрально-купольного сооружения. Высоту здания увеличивает аттик, над которым возвышется плоский купол на невысоком барабане.

Главный северный фасад. выходящий на Шпалерную ул., Руска декорировал шестиколонным портиком ионического ордера, а восточный, обращенный к Воскресенскому пр. (ныне пр. Чернышевского), прорезал арочными окнами. По сторонам портика расположены два входных малых портала с трехчетвертными колоннами тосканского ордера, поддерживающими антаблементы. Между колоннами главного портика - пять больших полуциркульных окон, забранных решетками строгого рисунка, над ними - прямоугольные окна верхнего света. На восточном фасаде нет апсиды, алтарная часть выделена слабо выступающим ризалитом с фронтоном. Над тремя полуциркульными окнами ризалита расположены рельефы с композициями на библейские темы. Изначально фасады были окрашены в голубой цвет, детали - в белый.

Блоки цоколя здания, базы и капители колонн, ступени перед входами высечены из овоидного гранита рапакиви. Работы выполнила артель Самсона Суханова. Высота церкви с крестом - 27 м.

В тимпане фронтонов были помещены изображения всевидящего ока в лучах. Изображения утрачены. Также утрачена скульптурная группа в виде двух ангелов, держащих золоченый крест, над аттиком восточного фасада. Вместо колокольни на западном углу здания над входом была устроена перекладина на двух каменных столбах, на которой висели пять небольших колоколов. Звонница не сохранилась.

Церковный зал-ротонда перекрыт сферическим куполом диаметром свыше 19 м. Поверхность купола обработана кессонами с лепными розетками, расположенными шестью сужающимися к центру кольцами. Купол поддерживает колоннада из 24 ионических колонн искусственного мрамора. Центральное световое отверстие купола обрамляется росписью в технике гризайль. Свет попадает в это отверстие через четыре полукруглых окна, устроенных в кровле наружного купола.

Полукруглый двухъярусный иконостас изготовил охтинский резчик Я. А. Дунаев, украсив свою работу резными цветами и гирляндами. В 1841 г. был выполнен новый резной золоченый иконостас, но прямолинейный.

Иконы для иконостаса были заказаны академику живописи С. С. Курляндцеву, который работу не завершил, т.к. его живопись не вполне укладывалась в церковные каноны. Продолжил работу профессор Академии художеств В.К. Шебуев.

Освящена 24 октября1818 г. митрополитом Михаилом.

В 1841 г. был выполнен новый резной золоченый иконостас, но прямолинейный. Иконы в нем разместили прежние. Тогда же были пробиты верхние окна - три на Шпалерную, два - на церковный двор. Над трапезной возвели хоры. Были сделаны паркетные дубовые полы, в подвале поставили четыре амосовские печи. В 1868 г. иконостас был расширен с обеих сторон и увеличен третьим ярусом.

В 1869 г. на восточном фасаде поместили образ Скорбящей Божией Матери, созданный И.А. Тюриным, перед которым горела неугасимая лампада. Образ был за стеклом, в литой чугунной раме, работы завода Ф. К. Сан-Галли, с бронзированными украшениями и фонариком для лампады. Под образом в раму вмонтировали мраморную доску с надписью: « Под Твою милость прибегаем Богородице Дево». Верх рамы защищал полукруглый навес, внизу помещались два отдельных небольших медальона с изображениями Богородицы и св. мчц. Наталии.

После Октябрьской революции церковь находилась в пользовании церковной двадцатки до 1928 г. После закрытия церкви хотели устроить в здании клуб Союза работников водного транспорта, но это требовало перестройки здания, которое в то время уже находилось на учете в Отделе по делам музеев Главного управления научных учреждений Академического центра Народного Комиссариата Просвещения. На основании решения ЦИК РСФСР от 20 марта 1935 г. церковь была взята под государственную охрану, что, возможно, спасло ее от разрушения или перестройки.

В 1934-1935 гг. с аттика восточного фасада была снята скульптура ангелов с крестом. Возможно, в тоже время была убрана с фасада икона.

Здание церкви « Всех скорбящих» во время ВОВ было повреждено осколками и ударной волной. Нанесли ему безусловный вред и неблагоприятные условия содержания. В начале 1950-х гг. здание занимал проектный институт « Гипростройматериалы» , церковь отремонтировали. Были восстановлены интерьеры, но гризайльную роспись на куполе изменили: вместо парных фигур ангелов с гирляндами появились цветочные орнаменты в коричневых тонах.

В 1969 г. здание было передано Государственной инспекции по охране памятников (ГИОП). Три года проводилась реставрация, в результате которой восстановили историческую роспись купола в технике гризайль. В 1972 г. отреставрированное здание церкви передали городскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). В зале установили сиденья и проводили лекции, концерты, встречи.

С 09.1991 по 05.1995 г. в зале проходили занятия Университета Петербурга . Зал освещался огромной бронзовой люстрой-паникдилом, созданным в 1987 г. по образцу люстры из церкви Воспитательного дома. Сейчас люстра украшает Смольный собор.

В июле 1994г. было принято решение о возвращении здания епархии. В течение года здание использовалось церковью совместно с ВООПИК. В конце 1995 г. начались регулярные богослужения. Существовавший проход из церкви в помещения, занимаемые ВООПИК, был капитально заложен.

23 августа 1997 г. был установлен крест.

Памятник архитектуры федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.)


Памятник градостроительства и архитектуры (Федерального значения).
Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости
Дата создания: 1817-1818 гг.
Полный адрес: г. Санкт-Петербург, проспект Чернышевского, дом 3, литеры А, Б.
Номер в реестре: 781510359140006.
Описание предмета охраны: Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и в панораме Шпалерной улицы и проспекта Чернышевского; габариты внутреннего двора; Проспект Чернышевского, Дом З, литера А: Объемно-пространственное решение: гаоариты однокупольного одноэтажного с хорами, на подвалах здания церкви, квадратного в плане, с портиком на северном фасаде; конфигурация и габариты сложной скатной крыши, включая высотные отметки коньков и карнизов; конфигурация и габариты купола с полуциркульными окнами; световой фонарь конфигурация (двускатный), конструкция, характер остекления (мелкая расстекловка); Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич): междуэтажные перекрытия - местоположение: своды, в том числе: полуциркульные с распалубками своды подвала: купольный свод над основным объемом здания: цилиндрический свод со световым фонарем над хорами: цилиндрический свод над алтарной частью здания; 24 колонны ионического ордера - в основном объеме здания (фуст —искусственный мрамор, базы — гранитные): трехмаршевая межэтажная лестница, ведущая на хоры - с известняковыми ступенями. ограждением черного металла (вертикальные стойки, угловые - с набалдашниками), на сводах: профиль ступеней (с валиком): Объемно-планировочное решение: лицевой фасад, его историческое и архитектурно-художественное решение в формах классицизма, выполненное по проекту Л. Руска в 1817-1818 годах: цоколь, облицованный гранитом: характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка: фасады здания оформлены двумя треугольными фронтонами с поясами модульонов внутри и одним шестиколонным портиком с трехчетвертными колоннами ионического ордера (базы и капители -гранитные), дверные проемы северного фасада - с двумя двухколонными портиками - с полуколоннами тосканского ордера и антаблементами: профилированный карниз с поясом дентикул, гладкий фриз, профилированный архитрав: исторические оконные проемы 1-2 ярусов - местоположение, конфигурация (прямоугольные. с полуциркульным завершением), оформление (профилированные наличники. прямоугольные подоконные блоки), габариты: прямоугольные ниши в профилированном обрамлении: пять прямоугольных ниш на восточном фасаде - с барельефами внутри на библейские сюжеты - «Благовещение» «Моление о Чаше». «Крещение», два барельефа по сторонам - с изображениями херувимов:антаблемент в верхних частях стен: профилированный карниз с поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав: венчающий профилированный карниз: ступенчатая аттиковая стенка на северном фасаде - с прямоугольной филенкой; барабан оформлен тягой и профилированным карнизом: купол. окрытый железом. с полуциркульными окнами: постамент с металлическим позолоченным яблоком и крестом: архитектурно-художественное решение дворового фасада: цоколь, облицованный гранитом: материал и характер отделки фасадов -окрашенная штукатурка: над юго-западным углом - звонница (двустолпная. однопролетная): исторические оконные проемы - местоположение. конфигурация (прямоугольные, с полуциркульным завершением), оформление (прямоугольные подоконные блоки), габариты: исторический профиль межэтажных карнизов и тяг: венчающий профилированный карниз: ступенчатая аттиковая стенка: Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: внутренний ооъем здания - в виде ротонды, перекрытой куполом, который поддерживают 24 колонны ионического ордера: живописная композиция по центру свода - пояса растительного орнамента, пояс с композициями из акантовых листьев и венков с мальтийскими крестами внутри, пояс с цветочными гирляндами, розетками, пальметтами и меандровым орнаментом, пояс иоников и пояс волнообразного орнамента: в центре - круглое отверстие, в нем живописное изображение креста в облаках (техника - масло по штукатурке, гризайль): купольный свод оформлен кессонами с растительным орнаментом по краям и лепными розетками внутри: антаолемент над колоннами: профилированный карниз с поясом растительного орнамента, поясом «бус», поясом модульонов. поясом иоников, поясом дентикул и поясом растительного орнамента, гладкий фриз с поясами растительного орнамента, архитрав с поясом порезки: прямоугольные филенки на балках между колоннами: профилированный карниз с поясом волнообразного орнамента - по всему периметру основного объема здания: угловые полуциркульные экседры -оформлены глухими полуциркульными нишами и профилированными карнизами в верхних частях стен: свод алтарной части оформлен кессонами с растительными орнаментами по краям и лепными розетками: антаблемент алтарной части: профилированный карниз с поясом модульонов. поясом растительного орнамента, поясом дентикул, гладкий фриз с поясами растительного орнамента, архитрав с поясом порезки и поясом «бус»: живописные изображения на стенах алтарной части - фигуры апостолов (Матфей. Лука. Иоанн. Марк), в полуциркульных нишах - ангелы и херувимы, поклоняющиеся иконе Спаса Нерукотворного и иконе Богоматери с младенцем, две треугольные филенки с херувимами в окружение акантовых листьев и пальметт (художник Ф.А. Щербаков, техника - масло по штукатурке, монохромная гризайль): профилированные архивольты ниш: свод над хорами оформлен кессонами с растительным орнаментом по краям и лепными розетками внутри: антаблемент на стенах хор: профилированный карниз с поясом модульонов. поясом ра стительного орнамента, поясом дентикул и поясом иоников, гладкий фриз с поясами растительного орнамента, архитрав с поясом порезки и поясом «бус»: полуциркульные архивольты над входными проемами на хоры: покрытие пола известняковой плитой -в тамбуре основного объема. Проспект Чернышевского, дом 3, литера Б Объемно-пространственное решение: габариты двухэтажного здания, выходящего фасадом на проспект Чернышевского. Г-образного в плане с аттиковым объемом, образующего со зданием церкви один общий двор: конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов: воротный проезд - историческое местоположение. конфигурация (с лучковым завершением), габариты: Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич): междуэтажные перекрытия - местоположение: пологий с распалубками свод воротного проезда: исторические лестницы, в том числе: двухмаршевая межэтажная межстенная лестница с севера от воротного проезда -с известняковыми ступенями: профиль ступеней (с валиком): полы лестничных площадок из лещадной плиты: крестовые своды в вестиоюле лестницы: двухмаршевая межэтажная межстенная лестница с юга от воротного проезда - с известняковыми ступенями; профиль ступеней (с валиком): полы лестничных площадок из лещадной плиты: Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен: Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад, его историческое архитектурно-художественное решение в формах классицизма: характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка: исторические оконные и дверные проемы 1-2-го этажей и аттикового объема - местоположение, конфигурация (прямоугольные. с полуциркульным завершением), габариты: заполнения оконных проемов -исторические рисунок. материал (дерево), цвет: исторический профиль межэтажных карнизов и тяг: венчающий профилированный карниз: аттиковый объем с треугольным фронтоном: архитектурно-художественное решение дворового фасада: материал и характер отделки фасадов -окрашенная штукатурка: исторические оконные проемы 1-2-го этажей и аттикового объема -местоположение. конфигурация (прямоугольные), габариты: заполнения оконных проемов -исторические рисунок. материал (дерево), цвет: исторический профиль межэтажных карнизов и тяг: венчающий профилированный карниз: аттиковый ооъем с треугольным фронтоном.

Описание проспекта Чернышевского

Проспект Чернышевского (до 1923 — Воскресенский проспект) — проспект в Центральном районе Санкт-Петербурга, проходящий от набережной Робеспьера до Кирочной улицы. Нумерация домов ведётся от набережной Робеспьера.

Своё первоначальное название проспект получил по церкви Воскресения за Литейным двором, на месте которой в 1817—1818 годах возведена Скорбященская церковь ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Захарьевская 14,  ул. Захарьевская 14 В,  ул. Захарьевская 14 Г,  ул. Захарьевская 23 Б,  ул. Захарьевская 25,  ул. Захарьевская 27,  ул. Чайковского 38/9,  пл. Чернышевского 10,  пр-кт. Чернышевского 3 Б,  ул. Шпалерная 38,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Чернышевского, 3

Картинка скодом