город Санкт-Петербург, улица Чапаева, д.15

- это историческое здание, известное под названием «Фабрика роялей К. М. Шредер», построенное в 1900 году. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как промышленное здание.

Список зданий по ул Чапаева : 10, 11, 11/4, 13, ۩ 15, 16, 16А, ۩ 17, 18, 19, 19 Б, 2, 2 Б, 21, 23, 23А, ۩ 24, 25, ۩ 26, 26 к.1, ۩ 28, , ۩ 30, 30А, 30Б, , 5, , 7, 8, 9,

Оценки дому от жильцов

Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
ТСЖ(УК)000
Инфраструктура00
Дом (комфорт)0 0
ЖК00
Застройщик00

Оцените и Вы этот дом

.-3....-2.....-1...+1....+2...+3
Работа ТСЖ / УК
Инфраструктура
Комфортность
ЖК
Застройщик

Паспорт здания - ул. Чапаева, 15

«Фабрика роялей К. М. Шредер»

  • Почтовый индекс - .
  • Тип здания - промышленное здание,
  • Этажность - ,
  • Материал несущих стен - не выбран ,
  • Количество парадных - 0 ,
  • Квартир - н/д ,
  • Комфорт - Не выбран ,
  • Тип застройки (арх.стиль) - ,
  • Высота потолка - ,
  • Дата (год) постройки - 1900 ,
  • Состояние - Памятник архитектуры,
  • Площадь здания - ,

Фабрика роялей К. М. Шредер

Чапаева ул. , 15. Архитекторы: не установлен. Год постройки: 1900 1-я Российская фортепианная паровая фабрика «К. М. Шредер» -

Ленинградская фабрика мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского

ул. Чапаева, 15

1900 (ЕИСТ)

Фабрика была основана Петербурге в 1818 г уроженцем Саксонии Иоганном Фридрихом Шредером. Это была вторая фортепьянная фабрика в столице. Первоначально она представляла собой небольшую кустарную мастерскую, где делали прямоугольные фортепьяно. Располагалась она тогда на Большой Мещанской ул. Доброкачественность и надежность изделий принесла популярность Шредеру. Он купил участок на углу Большой Мещанской (ныне Казанская ул. ) и Вознесенского проспекта , где было построено здание фабрики и открыт магазин.

В 1839 г. на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге фортепиано Шредера было удостоено медали «За трудолюбие и искусство». Это была первая награда.

В 1852 г. фабрика по наследству стала принадлежать Карлу Ивановичу Шредеру, сыну основателя. Им был расширен ассортимент продукции и улучшено качество выпускаемых инструментов. В 1862 г. Шредер первым в России начал ставить в рояли литые чугунные рамы.

Для некоторых моделей использовалась американская конструкция цельногнутых корпусов, более совершенная система механизма, устройство «дискантного колокольчика» для улучшения тембра верхнего регистра - система перекрестных струн и многие другие нововведения. Он выписывал лучших мастеров и специалистов из-за границы и своим сыновьям.

Сыновья Карла Ивановича Карл и Иоганн изучали современное фортепианное производство в западных странах.

К 1862 г. фабрика Шредера была уже самой крупной в столице по числу рабочих и по объему выпускаемой продукции.

В 1860-е гг. К. И. Шредер расширил производственные площади предприятия - фабрика занимала большое пятиэтажное кирпичное здание. Первый этаж был полностью отдан под складские помещения, на остальных располагались мастерские. Готовые рояли поступали в залы магазина, который находился в соседнем здании, выходящем фасадом на Большую Мещанскую.

В 1861 г. на Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Петербурге Шредер удостоился «Публичной похвалы». В 1865 г. инструмент демонстрировался на аналогичной выставке в Москве, получил там медаль «За трудолюбие и искусство». Выставка в Касселе в 1870 г. принесла фабрике еще одну награду. На Петербургской промышленной выставке 1870 г. . фирма получила высшую награду - Государственный герб. В этой выставке участвовало 18 русских фортепьянных мастеров, но надо сказать, не принимала участия лучшая петербургская фортепианная фабрика того времени - фирма «Я. Беккер».

В 1872 г. на Всемирной выставке в Лондоне инструмент Шредера получил одну из высших наград. В сентябре 1873 г. К. Шредеру удалось обойти своего главного конкурента среди российских фабрикантов - владельца фирмы «Я. Беккер». На Всемирной промышленной выставке в Вене фабрика Шредера была награждена Большой золотой медалью «За преуспеяние» , а знаменитая беккеровская фирма получила лишь почетный диплом. Помимо Золотой медали Шредер был награжден орденом Франца-Иосифа.

В 1874 г. Шредер приобрел большой участок на Петербургской стороне и в том же году выстроил на нем большое пятиэтажное здание, оборудованное по последнему слову современной техники. Впервые в России для изготовления музыкальных инструментов применились паровые двигатели, приводящие в действие машины и механизмы. Теперь основное здание фабрики помещалось на наб. Большой Невки, 34. Сюда владелец перевел все производство, оставив на старом месте лишь торговые помещения, склад и контору. Фабрика по новому адресу стала работать с апреля 1875 г. В ночь на 5 сентября 1878 г. на фабрике случился большой пожар, начавшийся в столярном помещении, через два часа все огромное пятиэтажное здание было в огне, спасти не удалось ничего. Уцелела главная сушильня с запасом леса, стоящая очень далеко от здания фабрики, и паровой котел.

Санкт-Петербургское купечество и торгово-промышленные предприятия города. К 200-летнему юбилею столицы. 1903 г. Ч. 1 С. 43

Вскоре Шредер приобрел участок на Большой Вульфовой улице (ныне ул. Чапаева) где в короткий срок построил новую фабрику, по размерам производственных помещений и по технической оснащенности не уступающую сгоревшему предприятию. В 1879 г. фабрика начала свою деятельность. С этого времени она стала именоваться 1-й Российской фортепианной паровой фабрикой «К. М. Шредер».

На фабрике действовали уже две паровые машины. К моменту пуска предприятия на нем числилось 170 рабочих, к 1885 г. число их выросло до 200 человек.

В конце 1870-х гг. фабрика Шредера выпускала большие концертные рояли американской конструкции с диапазоном в семь с четвертью октав, концертные и салонные рояли в семь октав с механизмом двойной репетиции, кабинетные рояли с металлической рамой и перекрестными струнами и семиоктавные пианино. На Всемирной промышленной выставке 1878 г. в Париже рояль Шредера получил Гран-при, а сам он - орден Почетного легиона. В июне 1880 г. Шредер удостоился звания «Поставщик двора его императорского величества». Помимо этого Шредер являлся поставщиком германского двора и женских учебных заведений ведомства императрицы Марии, а с декабря 1875 гг. официально именовался поставщиком Петербургской консерватории, которая пользовалась его инструментами начиная с 1866 г. Титулы эти создавали фирме соответствующую рекламу и способствовали расширению круга потребителей. На Всероссийской промышленной выставке в Москве в июле 1882 г. фабрика «К. М. Шредер» , наряду с фирмой «Я. Беккер» , участвовала вне конкурса. Министерством финансов представители этих фирм были назначены официальными экспертами выставки. В начале 1980-х годов Шредер приобрел под магазин музыкальных инструментов дом на Невском пр. ,52 , где ранее размещались известный в городе ресторан и гостиница Палкина. Торжественное открытие магазина состоялось 27 марта 1883 года.

Один из шредеровских роялей под номером 6701, принадлежавший А П. Бородину и верно служивший ему до последних лет его жизни, хранится сейчас в музее Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (бывшего Ленинградского института театра, музыки и кинематографии).

После смерти К. И. Шредера в 1889 г. владельцами фирмы стали его сыновья - Карл, Иоганн и Оскар. Старший из братьев, Карл Карлович, работал долгое время на крупнейших зарубежных фортепианных фабриках. Возглавив техническое руководство предприятием, он продолжал усовершенствовать конструкции инструментов.

В 1900 г. братья основали торговый дом «К. М. Шредер» для эксплуатации фабрики и торговых заведений, который имел свои отделения в Варшаве и Одессе.

Весной 1903 г. Карл Карлович вышел из предприятия и приобрел фабрику роялей «Я. Беккер». Техническое руководство шредеровской фабрикой перешло к Ивану (Иоганну) Карловичу, который в фортепианном производстве был сведущ значительно менее, чем старший брат. Несколько новых моделей роялей и пианино оказались малоудачными и подорвали репутацию фирмы, но несмотря на общее снижение качества знаменитых шредеровских инструментов, они намного превосходили средний уровень продукции, выпускаемой в те годы другими фабриками.

Их отличала прочность, безукоризненность отделки, относительная легкость клавиатуры, яркий и певучий тон. Поэтому многие пианисты для своих концертных выступлений все еще предпочитали шредеровские рояли.

Наследники К. И. Шредера продолжили расширение производства. Накануне первой мировой войны среднегодовая производительность фирмы составляла 1200 инструментов.

К концу 1890-х гг. в на фабрике имелась кузница, небольшое слесарно-токарное отделение и столярное отделение. На предприятии работало 18 токарных, фрезерных, сверлильных станков.

В первые годы XX в. оборудование фабрики было целиком обновлено, установлены новые станки и машины, увеличена мощность парового двигателя. В 1910 г. начал действовать локомобиль.

Во время первой мировой войны производство было сокращено, фабрика занималась выполнением военных заказов Петроградского военно-промышленного комитета и Главного военно-технического управления. В слесарно-механической мастерской по производству дистанционных трубок и запальных трубок к ручным гранатам, оборудованной на скорую руку, в ночь на 19 мая 1917 г. вспыхнул пожар, полностью уничтоживший лесопилку и часть основного производственного корпуса. В 1918 г. фабрика «К. М. Шредер» была национализирована Советом народного хозяйства Северного района.

В 1918 г. фабрика роялей К. М. Шредера, была секвестрирована, перешла в ведение совнархоза Северного района, стала называться 1-й государственной фортепьянной фабрикой им. Луначарского и была законсервирована. Весной 1925 г. на ее базе образована Ленинградская фабрика мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского. В 1930 г. она была переименована в фабрику № 2 мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского, в 1934 г. в фабрику народных музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского, в 1957 г. в фабрику щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского.

20 мая 1993 г. зарегистрировано АООТ (ныне ОАО) по производству народных музыкальных щипковых инструментов «Арфа». (libinfo. org)

С 1925 г. фабрика изготовляла народные щипковые инструменты: балалайки, мандолины, домры, гитары. В 1948 г. освоила выпуск арф (единств. предприятие этого профиля в стране).

1965: Ф-ка народных музыкальных (щипковых) инструментов им. Луначарского - ул. Чапаева, 15,

склад - Заусадебная, 13 ([108]. С. 194

1973: Фабрика народных музыкальных инструментов им. Луначарского -(Мин. местной пром-сти РСФСР) - ул. Чапаева, 15

( «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». - Лениздат, 1973 С. 212)

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (1385).

Исключен из списка Приказом КГИОП от 26 декабря 2007 года N 8-291 заключение по результатам экспертизы проведенной ООО «Архитектурная мастерская «ВЕГА» peг. N 3-2606 от 10. 04. 2007, согласована КГИОП 16. 04. 2007.

Доп. описание улицы Чапаева

Улица Чапаева в Санкт-Петербурге проходит от улицы Куйбышева до Аптекарского моста через реку Карповку.

История переименований

С 1760 г. — Малая Дворянская улица

С 1798 по 1822 гг. — Вульфов переулок

С 1828 г. — Большая Вульфова улица

С 15 декабря 1952 г. — улица Чапаева ... читать далее >>>> :   

на карте

Соседние дома : ул. Котовского 1/10,  ул. Котовского 1/10 Б,  ул. Котовского 3/12,  ул. Котовского 5/14,  ул. Чапаева 11/4,  ул. Большая Посадская 24,  пер. Пинский 1,  пер. Пинский 2/24,  ул. Чапаева 8,  ул. Чапаева 13,  

Отзывы и комментарии к дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чапаева, 15

Картинка скодом