Главная        Серии домов        Застройщики        УК и ТСЖ        Жилые комплексы       

► ВСЕ РЕГИОНЫ      ► Москва регион       ► город Москва  

 город Москва, переулок Гнездниковский Б., дом № 10
(район Тверской , Центральный АО) 


Список домов по   пер Гнездниковский Б.:   
10,  3,  3,  3/5, стр. 2,  8, стр. 7,      

Паспорт многоквартирного дома

«Дом Нирнзее»

Почтовый индекс  - 125009. 
Тип здания - Многоквартирный жилой дом.
Этажей               - 10, 
Материал стен    - кирпичный
Количество подъездов - 0
Квартир              - н/д
Комфорт             - среднего класса
Тип застройки - Дореволюционная,
Высота потолка   - 
Год постройки     - 1914
ТСЖ / УпрКомп  - ГУП ДЕЗ района Фили-Давыдково
Состояние - Достопримечательность
Площадь здания   - 13798.80

Серия этого здания     -
    Типовая серия -

                                     

Оценки дому от пользователей сайта

  Всего
оценок
Средн.
балл
Общий
рейтинг
 ТСЖ  (УК) 18 -0.28 -0.28
 Инфраструктура 0 0
 Дом (комфорт) 0 0
 ЖК 0 0
 Застройщик 0 0

Оцените и Вы этот дом

-3....-2 ....-1....+1....+2...+3
  Оценка ТСЖ / УК
  Инфраструктура
 
Комфортность дома
  Оценка ЖК
  Оценка застройщику
                                     

«Дом Нирнзее» (Дом дешёвых квартир Э. К. Нирнзее) — многоквартирный жилой дом в Большом Гнездниковском переулке в Москве. Построен в 1912—1913 годах по проекту архитектора Э.-Р. К. Нирнзее. Автор венчающего его керамического панно с лебедями — художник А. Я. Головин[1]. Объект культурного наследия регионального значения.

История владения прослеживается с начала XIX века, когда на этом месте стояла рядовая дворянская усадьба с каменными и деревянными постройками. На протяжении XIX века усадьба оставалась жилой и несколько раз меняла хозяев, пока семейство Кайсаровых, вступившее во владение в 1873 году, не приспособило старые постройки под меблированные комнаты для сдачи внаём. На протяжении следующих тридцати лет Кайсаровы несколько раз перестраивали существующие здания; в начале XX века на участке размещалось пять соединённых между собой каменных корпусов разной этажности (от одного до трёх). В 1909 году участок приобрела А. И. Быстрова, которая сделала в меблированных комнатах небольшой ремонт и переоборудовала один из корпусов под прачечную. В начале 1912 году Быстрова решила заменить один из старых корпусов новым, однако в ходе разборки обветшавшего здания оно рухнуло, придавив двух рабочих. В мае того же года участок у Бастровой купил под застройку архитектор Эрнст Нирнзее.

На купленном участке Э.-Р. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза». Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по размерам квартиры предполагались для проживания холостяков. 5 мая 1912 года Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений <…> выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, <…> с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28 июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом 1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.

«Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке — наиболее известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к неоклассицизму. Большинство окон до наших дней сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего, «сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л. Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).

Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой свыше 40 метров — самое высокое жилое здание Москвы и один из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы».
В подвале дома работали: театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915); кабаре «Кривой Джимми»; цыганский театр «Ромэн»; театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» (см. ниже).

В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних жильцов выселили. Согласно городской легенде, сам Нирнзее покончил с собой зимой 1918 года, бросившись в лестничный пролёт. Бывший доходный дом отдали под жильё советской номенклатуры, присвоив ему новое название — 4-й дом Моссовета. Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л. Б. Каменев, а в его в состав включили новых жильцов — В. Н. Подбельский, Е. К. Малиновская, И. С. Лихачёв, А. С. Бубнов, А. Я. Вышинский (занимал две большие квартиры на 8-м этаже). В начале 1920-х годов в доме жили партийные деятели П. И. Баранов, Г. Л. Пятаков, М. Ф. Шкирятов, С. П. Акопян, В. М. Михайлов, отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г. Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы в годы «Большого террора».

Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского, Ляли Чёрной и других. Здесь жили актриса Валентина Токарская, композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский[10]. Во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов). В послевоенное время на территории дома работали три детсада, наиболее престижный из которых (частная инициатива «старых большевиков» Климохиных) находился на 9-м этаже. А. Д. Синявский, водивший ребёнка в этот детсад, «поселил» на верхнем этаже здания смертельную сосульку, которой было суждено оборвать жизнь главной героини его повести «Гололедица» (1961).

В настоящее время здесь располагаются: Учебный театр ГИТИС, студия «Бета Бор Мюзикл», Московское концертное объединение «Садко», журнал «Вопросы литературы», Фонд содействия развитию литературы «Литературная критика». Дом остаётся жилым, средняя стоимость квартиры (43 м&sup2;) к осени 2013 года составляла 15 миллионов рублей.

Дом имеет богатую кинематографическую историю, которая началась ещё в дореволюционные годы. Размещавшееся здесь кинофирма «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» нередко использовала интерьеры дома в качестве декораций к своим фильмам, а на крыше здания соорудила специальный зимний павильон. Один из основателей фирмы режиссёр Владимир Гардин снял в этом павильоне фильм «Мысль» с Григорием Хмарой в главной роли. В том же крышном павильоне были сняты короткометражные фильмы по сценариям Аркадия Аверченко «Без пуговиц» и «Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок», в одной из которых снялся сам сатирик. Нередко сцены фильмов снимались и на лестницах доходного дома

В советское время на крыше дома снимались художественный фильм Саввы Кулиша «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» (1982), отдельные сцены фильмов Карена Шахназарова «Курьер» и Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), финальная сцена фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). В 2000 году режиссёр Андрей Райкин снял посвящённый дому многосерийный документальный фильм «Дом Нирнзее».



Информация об улице  пер Гнездниковский Б.:

Большой Гнездниковский переулок — улица в центре Москвы в Пресненском и Тверском районах между Леонтьевским переулком и Тверской.

Современное название возникло в XVIII веке; дано по проживавшим здесь гнездникам — мастерам литейного дела. С 1627 года была известна церковь Николая Чудотворца «в Гнездниках» (разрушена в 1930-х годах). В XVI—XVII век ... читать далее >>>> :   


Отзывы и комментарии к дому по адресу: Москва, пер. Гнездниковский Б., 10

Добавить комментарий


  имя     email
   Ведите код с картинки







Популярное на сайте Правдом.

eXTReMe Tracker